Левон Аронян: «Я знаю, что мы лучшая команда, и не важно, что говорят другие»
Корреспондент армянского интернет-издания news.am побеседовал со вторым номером ФИДЕ, лидером сборной Армении по шахматам Левоном Ароняном.
Левон, что помешало тебе на турнире претендентов добиться успеха?
На этот раз я чувствовал себя увереннее и спокойнее. Но были факторы, из-за которых не сложилась игра.
Армяне всегда ждут от тебя только побед. Это не давит на тебя?
Это так. Но преимущество быть армянином в том, что многие армяне следят за тобой. Но это не давление, это придает силы. Бывают турниры, где я совершаю ошибку и все идет на перекосяк.
Победы празднуешь с семьей. А как переносишь поражения?
Нормально переношу. Когда был маленьким, не мог представить, что смогу играть в шахматы. Это не значит, что сейчас я спокоен. Любая победа – дополнительный бонус. Я очень рад, то имею этот талант и смог его продемонстрировать. Не всегда все получается. На важных турнирах я не очень хорошо играю. Стараюсь найти причины этого.
Ты приехал в Армению для участия в сборах?
Причина не только в этом. Моя подруга переехала в Армению. Теперь я буду больше времени проводить в Армении. Ариане здесь очень нравится жить. Она знает об Армении больше чем я. Надеюсь, она настолько полюбит Армению, что решит остаться здесь навсегда.
Летом собираешься ехать в США. С какими целями?
Мои друзья всегда звали меня, но не было возможностей. Теперь у меня есть время. Там мы должны организовать сбор для американских детей, такой жe сбор делаем здесь в Армении. На этом сборе для армянских детей из США примут участие тренеры Меликсет Хачиян – мой первый тренер и Андраник Матикозян. Поработаем с детьми, соберемся вместе с друзьями 90-х годов. Мы многое делили друг с другом, а теперь встречаемся в разных странах.
В прошлом году ты был в Нью-Йорке. Ты всегда говорил, что хотел туда поехать. Хотел бы жить там?
Мне понравился Нью-Йорк, но не знаю, мог бы там жить. Мне очень нравится Сан-Себастьян, Берлин и Ереван. В Нью-Йорке было бы трудно жить. Турниры в основном проходят в Европе.
В этом году пятым шахматистом сборной будет Тигран Котанджян. Он сильно уступает остальным?
В команде нет большой разницы, кто пятый шахматист. Первые четыре шахматиста очень сильны. Если пятый был бы близок к первым четырем, то было бы иначе, но это не так.
Левон, в последних турнирах сборная Армении выступает одним и тем же составом. Это не препятствует улучшению настроя у других шахматистов. Может если кроме первого номера, все остальные шахматисты боролись бы за место в сборной, как это делается в других странах, может было бы результативнее.
В этом есть смысл. Но парни уже долгое время играют вместе. Если бы я видел, что Владимир или Сергей и Габриель не были бы на головы выше остальных шахматистов, я был бы согласен. Если бы рейтинговая разница была бы в 20 баллов, а не в 50, то может быть это имело бы смысл. Мы не должны сидеть и думать, как сохранить эту команду. Мы должны думать, как помочь молодому поколению. Предыдущее поколение не давало место молодым, теперь все иначе. Я всегда старался быть полезен молодым шахматистам: Арману Пашикяну, Гранту Мелкумяну, Завену Андриасяну. Владимир Акопян дает уроки молодым.
В этом случае молодые шахматисты участвуют в чемпионате Армении. В лучшем случае попадают в сборную, а потом прогресс приостанавливается.
В этом есть моя вина и Габриеля. Когда мы с ними работали, много им давали. Когда они знают дебют, у них уже нет стимула и они отвыкают от работы. Бывает хочешь сделать хорошее, но выходит иначе.
Может, некуда расти?
Нет, наша молодежь хорошая. У одного не хватает чего-то, у другого того-то. Но они не оставлены на произвол судьбы. Для них все делается. Может мы не правы, что не отправляем их в одиночное плавание. У нас есть недостаток в тренерах. Мы с Габриелем думаем о разных проблемах. Может организуем маленькие классы.
В прошмом году на чемпионате Европы Сергей Мовсесян не был в хорошей форме, но вы сыграли на чемпионате мира тем же составом. Выходит у сборной Армении нет альтернативных шахматистов.
Честно говоря, это было мое желание играть одним и тем же составом, так как чемпионат Европы мы в последний раз выигрывали в 1999 году. Но часто амбиции превосходят возможности.
Ты видишь талантов среди молодежи?
Карен Григорян и Овик Габузян - состоявшиеся шахматисты. Им надо работать над собой. Но сложно так определить. Когда я смотрел игры Карлсена, никогда не мог подумать, что он станет сильным шахматистом. Когда мне было 19, я не думал, что становлюсь великим шахматистом, я знал что я сильный. Многие наверное думали, что я не поднимусь в рейтинге выше 2500. Бывает, в 18 лет что-то меняется, у тебя открываются чакры.
Интересно, почему ты не думал, что Карлсен станет знаменитым шахматистом?
Если честно, его стиль мне никогда не нравился. Он старался больше давить на соперника психологически и не имел особенного шахматного стиля. Поэтому я думал, что против сильных он не сумеет так играть. Но он доказал, что может измениться и играть в другие шахматы.
О нем часто говорят, что он не столько талантом, сколько трудолюбием добился всего.
Вернее, это дело характера. У него получается находить силы в себе. Раньше Каспаров всегда боролся и находил выходы, потом Топалов. Новое поколение учится этому, и это очень хорошо.
Каспаров часто хвалит Магнуса. Каспаров наш соотечественник. Не было случая, чтобы он поддерживал тебя или предложил помощь?
Для меня было бы хорошо тренироваться у самого легендарного шахматиста в мире. Но это дело не наших желаний. Не было случая. А сейчас я уже не в том возрасте, чтобы тренироваться.
С Магнусом вне турниров общаетесь?
Иногда бывает. Но все равно, с шахматистами дружить сложно. Как будто они что-то скрывают.
Тогда, как ты дружишь с Габриелем Саргсяном?
С ним тоже нелегко. Мы часто спорим на счет позиций. Рейтинг Габриеля не соответствует его игре. Иногда я говорю одно, он не соглашается и начинает агрессивно отвечать. Я знаю его возможности.
Как ты думаешь, если бы в свое время Габриель и Тигран, как ты, уехали бы из Армении, смогли бы добиться больших успехов?
Возможно. Дело не в отъезде из Армении. Я и Габриель жили трудной жизнью. Тогда тоже помогали нам, но мы не могли себе позволить тратить 1000 долларов и поехать участвовать на разных турнирах. Мы всю жизнь видели лишь поезда, а если бы жили во Франции или в Германии, могли бы с легкостью участвовать на разных турнирах. Вот так, ты становишься сильным шахматистом.
Выходит, молодые шахматисты поступaют правильно, уезжая жить в Европу?
Если билеты на самолет останутся такими же дорогими, то будет трудно. Но сегодня шахматистам очень помогают. Люди тоже все время поддерживают.
Богатые армяне дают вам вознаграждения после турниров?
Да, часто бывает, но разумеется только когда побеждаем. Хотя мы не для этого побеждаем.
Какой настрой перед Олимпиадой?
Мы плохо выступали на последних турнирах. В шахматах часто бывает, что после твоей неудачи люди думают, что ты уже не можешь выигрывать как прежде. Прекрасное чувство, когда возвращаешься и показываешь всем свою силу.
Ты почувствовал эту силу во время этих сборов?
Я знаю, что мы сильная команда. Если ночью разбудишь парней, они будут играть в свою игру, так как они очень ответственные. Я не чувствую, что мы играем плохо. На чемпионате Европы мы неплохо сыграли, кроме меня, а на чемпионате мира уже устали. Я знаю, что мы лучшая команда в мире, и не важно, что говорят со стороны. Возможно, что через пару лет нас не будет, но сейчас мы есть. Никто из нас не сядет за доску, если не будет уверен, что готов побеждать.
Владимир Акопян после предыдущей Олимпиады заявил, что собирается покинуть сборную. Он незаменим или нет альтернативных замен ему?
Он знает, что на данный момент нет никого, кто бы мог его заменить. И это проблема. Если на этой Олимпиаде мы победим, и он даст обещание работать с молодежью, мы его отпустим. Если не выиграем, то, как наказание, оставим у себя.
Ты два года не сможешь принимать участие в чемпионате мира. Чем собираешься заниматься.
Я должен готовиться, понять что делать, чтобы играть лучше. Я должен доказать, что на турнире претендентов я не сыграл мою игру.
Какие у тебя планы до конца года?
Сейчас в мире нестабильное положение. Пока не ясно, что будет. Через пару месяцев, станет ясно, что буду делать осенью и зимой.
Во время турнира в Швейцарии Шарль Азнавур приехал поддержать тебя. Какое впечатление получил от него?
В детстве не мог подумать, что Азнавур сделает мой первый ход. Было большой честью с ним общаться. Мы беседовали около 40 минут. У него прекрасный юмор. Он патриот с большим сердцем.
Недавно ты разместил фотографию, на которой видно, что учишься танцевать танго. Есть успехи?
Я очень люблю танцевать. Не могу танцевать, наверное поэтому и люблю. Тем, чем редко занимаюсь, люблю: готовить на кухне, танцевать.
Источник: news.am.