«Волшебник» Айртон Сенна: гонка ценою в жизнь
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Айртон Сенна да Силва – трехкратный чемпион мира в гонках Формулы 1, легенда автогонок, получивший от прессы прозвище «Волшебник», родился 21 марта 1960 года в бразильском городе Сан-Паулу в семье зажиточного фермера.
Отец Айртона, усадив его в карт в четырехлетнем возрасте, сразу понял, что в семье подрастает будущий гонщик и поэтому, когда в 13 лет Сенна начал участвовать в соревнованиях по картингу, родители всячески поддерживали своего одаренного сына.
В 1977 году в возрасте 17-ти лет Айртон выигрывает свои первые гонки - чемпионат Южной Америки по картингу, после чего он окончательно понимает, что больше никогда не сможет существовать вне трассы и скорости.
Через год он отправляется в Старый Свет, где в классе Формула-Форд 1600 выигрывает престижный британский чемпионат.
Спустя 5 лет после своего первого старта в 1982-ом году молодой гонщик, в стремлении запомниться, меняет распространенную фамилию отца да Силва на редкую девичью фамилию матери и становится Айртоном Сенной. Эта перемена приносит ему удачу и в 1983 Британия вновь запомнилась ему сладостным вкусом победы – тогда Айртон стал чемпионом британской Формулы-3.
Личная жизнь Сенны была довольно бурной, но всегда оставалась в тени его необъятной любви к гонкам. Первый и последний брак Айртона в 1981 году распался спустя всего два года именно по этой причине. Последней пассией «Волшебника» стала португальская модель Адриана Галистеу, которая так и не дождалась его с гонки в Имоле.
В 84-ом Сенна наконец попадает в заветную «Формулу-1». В свои ряды его приняла не хватающая звезд с неба команда «Тоулман», но именно она дала толчок карьере Сенны, чей талант тотчас отметили и остальные команды, и соперники-пилоты, и спонсоры.
В том же году на Гран-при Монако Сенна получает прозвище «Человек дождя» за свое невероятное умение управлять машиной во время ливня, когда мокрая трасса практически непригодна для езды.
«Тоулман» очень быстро становится слишком тесной для Сенны и в 1985 году он со скандалом покидает ее ради одной из передовых команд того времени – «Лотус».
На Гран-при Португалии во время проливного дождя Айртон, впервые стартовав с поула, не только выиграл свою первую гонку в «Формуле-1», но и навсегда закрепил за собой звание непревзойденного мастера «мокрого асфальта».
Завоевав «Большой шлем», перфекционист Сенна стал более требовательным не только к себе, но и к окружающим. Под его давлением из «Лотуса» уходит Элио де Анджелис, который через некоторое время погиб на тестовых заездах в Поль-Рикар, а сам Айртон все больше внимания уделяет работе механиков, заставляя их корпеть над его болидом днем и ночью. Сенна жаждет инноваций и усовершенствования, но технические возможности «Лотуса» не были столь обширными и часто по этой причине бразилец упускал титулы и очки в чемпионате, уступая пилотам технически более сильных команд.
И хотя через некоторое время «Лотус» перешел на мощные двигатели «Хонда», в 1987-ом Айртон принял приглашение от именитого «Макларена» и покинул команду, а в 1988-ом напарником Сенны в «Макларене» становится знаменитый двукратный чемпион мира Ален Прост. Француз и бразилец никогда не были врагами, но напряженная конкуренция навсегда сделала их заклятыми соперниками.
В чемпионате того года Сенна с небольшим отрывом опередил Проста, а сезон спустя на Гран-при Германии ожесточенная борьба оппонентов на трассе привела к столкновению их машин. Сенна посчитал аварию преднамеренной и после заезда заявил об «украденном чемпионстве». FIA такую вольность ему не простила и, вменив штраф в 100 тысяч долларов, дисквалифицировала гонщика, временно лишив его лицензии на участие в «Формуле-1».
Сенна пропустил остаток сезона, но к началу следующего предусмотрительно извинился за свое высказывание и вернулся в гонки.
За внешним спокойствием и радушием бразильца скрывалась довольно противоречивая и вспыльчивая натура. Сенна был замечен и в драках с другими гонщиками, и в мелких подлянках на трассе, и в колких высказываниях в прессе, но народ, как завороженный, боготворил его, принимая таким, какой он есть.
Возможно, потому что он с легкостью мог сначала надавать тумаков Эдди Ирвайну и грубо пререкаться со своим ненавистным земляком Нельсоном Пике, а потом, увидев аварию на треке, пожертвовать гонкой, чтобы выбежать из своей машины и помчаться спасать жизнь сопернику, как это было в случае с Эриком Кома в 92-ом и Алессандро Занарди в 93-ем.
Чувствуя благосклонность команды к молодому Айртону, в 1990-ом году Прост уходит в «Феррари», что только накаляет страсти в их противостоянии. В том сезоне Сенна вернул должок французу, как бы невзначай спровоцировав аварию аналогичную прошлогодней и став чемпионом лишь за счет набранных прежде очков. Как признался сам бразилец позже, это была месть за отобранный титул в 89-ом.
Некоторое время спустя «на тропу войны» с Сенной встал еще и Найджел Мэнселл, но соперником номер 1 для него всегда оставался только Прост. Позже уже четырехкратный чемпион «Формулы-1» Ален Прост признался, что частично он своим успехом обязан именно Сенне.
«Думаю, конкуренция, с которой я столкнулся в ту эру, сделала меня лучше, как гонщика. Только после завершения карьеры я понял значимость своего соперничества с Айртоном. Наши битвы принесли большую пользу «Формуле-1» и вывели ее на новый, более человечный уровень.У нас были разные характеры, разные стили пилотирования и разный подход к спорту, но после того как я завершил выступления, я гораздо лучше понял путь Айртона. И я должен поблагодарить его, потому что мой успех на 50 процентов связан с ним».
В 1993-ем Айртон Сенна намеренно отказался от долговременного контракта с какой-либо командой – «Макларен» не устраивал его технически, а остальные просто не соответствовали его амбициям. Единственным местом, где он себя видел был «Уильямс», но уже занявший там место Прост настоял, чтобы Сенны в команде не было. В итоге бразилец решил заключать контракт с «Маклареном» перед каждой гонкой, что избавляло его от обременительных обязательств, но так как сезон складывался для Сенны удачно, он все-таки заключил с ними полноценное соглашение и одержал две победы - вГран-при Японии иГран-при Австралии.
Сенну нередко критиковали за неугомонную и не всегда здоровую волю к победе - от его скоростей захватывало дух, от каждого его крутого виража душа уходила в пятки. Многие осуждали это хождения по лезвию ножа, а его игру в кошки-мышки со смертью считали глупой и самонадеянной.
Сам Айртон объяснял это иначе:
«Когда я стремлюсь к победе, я всегда, снова и снова нахожу в себе что-то большее. Но в этом есть свое противоречие: когда ты становишься быстр как никогда, то ощущаешь себя невообразимо хрупким и уязвимым, потому что за долю секунды все это может исчезнуть. И две эти крайности, дополняя друг друга, помогают познать себя, все глубже и глубже».
Могущественная команда «Уильямс-Рено» в 94-ом году распростерла для Сенны свои объятия. В том сезоне дважды проиграв молодому, но уже известному Михаэлю Шумахеру, Айртон принял участие в ставшем для него роковым третьем заезде за свою новую команду.
Перед злополучной гонкой все как бы указывало на то, что быть беде - сначала в тяжелую аварию попадает близкий друг и подопечный Айртона гонщик Рубенс Баррикелло, а на следующий день во время квалификационного заезда погибает Роланд Ратценбергер, 33-летний гонщик из Австрии, который только совсем недавно пришел в «Формулу-1».
Обуреваемый думами о проблемах безопасности пилотов, Сенна вышел на старт Гран-при Сан-Марино. Еще в самом начале заезда столкнулись два болида, что вынудило остальных участников гонки снизить скорость пока с трассы убирают обломки машин, и на втором круге после рестарта машина Айртона внезапно срывается с трассы и врезается в бетонную стену. Датчики тогда зафиксировали скорость в 310 км в час.
Комментаторы, зрители на трибунах и болельщики, следившие за гонкой по телевизору, замерли в томительном ожидании, потому что любимчик публики, кумир миллионов не выбрался самостоятельно из болида. Айртон Сенна не шевелился.
Медики, поспешившие на место аварии, вытащили гонщика из изуродованной машины и уложили на землю. Профессор Сид Уоткинс едва осмотрев гонщика и зафиксировав серьезное повреждение мозга, понял, что дело – дрянь. Перерезав застежку и аккуратно сняв шлем, из под которого хлынула кровь, Уоткинс увидел, что лоб Сенны был раздроблен, а из носа сочилась кровь вперемешку с мозговой жидкостью.
Это означало только одно – последствия травмы необратимы.
Через 17 минут после аварии медики погрузили бразильца в медицинский вертолет. Во время полета у Сенны остановилось сердце, но врачам удалось его запустить.
После прибытия в больницу Maggiore это повторилось вновь и опять его реанимировали, но обследование показало, что мозг великого гонщика уже мертв. Результаты сканирования подтвердили, что после того как Айртон ударился головой о подголовник, он получил множественные переломы в основании черепа, что вызвало смертельную травму, а шлем и лоб бразильца раскроил кусок подвески.
Пресс-центр больницы в Имоле кишел журналистами, которые по мертвенно бледным лицам друзей Сенны, заходивших в палату попрощаться, прекрасно знали, что чуда не случится и совсем скоро главный врач медицинского центра в Болонье доктор Мария Фиандри выйдет к ним, чтобы сообщить ужасную новость.
Жизнь в Сенне поддерживалась лишь аппаратами искусственного жизнеобеспечения, а в подобных случаях по итальянским законам требуется ждать 12 часов и только потом отключать систему, но специалисты понимали, что ждать так долго не потребуется.
Когда сердце Айртона Сенны остановилось в третий раз врачи не стали возвращать к жизни его тело и великого гонщика не стало.
Позже было обнародовано, что на момент аварии в рукаве комбинезона Сенны нашли австрийский флаг. Видимо, бразилец собирался в случае победы посвятить ее погибшему за день до этого австрийцу Ратценбергеру, однако сам не доехал до финиша…
Бразилия скорбела по своему безвременно ушедшему сыну – похоронную процессию в родном для Айртона Сан-Паулу сопровождали несколько миллионов человек, в стране был объявлен трехдневный национальный траур . Извечный соперник Сенны - Ален Прост был в числе тех, кто нес гроб бразильца во время панихиды.
Айртон за свою карьеру в «Формуле-1» 65 раз выигрывал в квалификациях, что было рекордом не только того времени, но и оставалось таковым еще много лет после его смерти.
По многочисленным опросам именно Сенна - трехкратный чемпион мира по автогонкам в классе «Формула-1», победитель 40 гонок всего за 10 лет выступлений, был признан лучшим гонщиком в истории.
При жизни Сенна был сильно обеспокоен проблемами бедности на своей Родине и регулярно жертвовал огромные суммы больницам и соц. организациям, а после смерти гонщика стало известно, что все свое состояние в 400 млн. долларов он завещал своему благотворительному фонду Ayrton Senna Foundatio для борьбы с бедностью в Бразилии.
Смерть Сенны также стала поворотным моментом в вопросе безопасности гонок. Были пересмотрены все существующие нормы и принят ряд решений по улучшению системы.
Бывший президент ФИА Макс Мосли заявил, что работа по улучшению безопасности, которая была проделана после гибели Айртона Сенны, спасла тысячи жизней на обычных дорогах.
«Тот уик-энд в Имоле стал катализатором перемен на дорогах и в буквальном смысле спас десятки тысяч жизней. Без этого катализатора мы никогда бы не обратились в Евросоюз, никогда бы не была введена Европейская программа оценки новых автомобилей, обязательные крэш-тесты и мы бы не получили поддержку Еврокомиссии при поддержке стандартов безопасности.
В 60-е мы обращались к организаторам, заявляя, что гонки являются слишком опасными, но нам только отвечали: «Хорошо, если не хотите, не участвуйте. Это добровольное дело». Помню, тогда я подумал, что мы должны сделать спорт безопасным. Я был согласен, что можно идти на риск, но не на чрезмерный, а в те времена гонки были похожи на пребывание во Вьетнаме.
Если говорить о том, что «Формула-1» дала обществу, то после трагедий с Айртоном Сенной и Роландом Ратценбергером, надо признать, что удалось добиться улучшения в области безопасности дорожного движения.
Загружаю...Думаю, что причина, по которой гибель Сенны вызвала такой большой резонанс, связана с тем, что он был признан гонщиком номером один, даже пилотами. Он был очень интересной личностью. Его любили все».
На Родине легендарного пилота именем Сенны названы улицы, проспекты и аэропорты, а во время проведения Гран-при Бразилии каждый гонщик считает своим долгом посетить могилу Айртона на кладбище Морумби. Также именем гонщика организаторы заездов посчитали нужным назвать ряд поворотов на автодромах по всему миру, а на известнейшем повороте «Тамбурелло» теперь возвышается «Айртон Сенна» - скульптора Стефано Пьеротти, изображающая бразильского пилота в натуральную величину.
Сегодня исполняется ровно 20 лет со дня гибели величайшего гонщика в истории автоспорта. Для многих Сенна до сих пор остается загадкой, кем же он был – обаятельным мечтателем или жестким перфекционистом? Ответ на этот вопрос, наверняка, у каждого свой, но у любого мнения о личности Айртона Сенны есть один общий знаменатель – бразилец навсегда изменил отношение к автоспорту, потому что для великого «Волшебника» каждая гонка была ценою в жизнь.