Хаджи: «Слышал, что Федун до сих пор обижен на Романцева»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Интервью с легендарным администратором красно-белых, отработавшим в клубе 28 (!) лет (1980-2008).
Апрель 2014 года. Зеленоград. Александр Хаджи. «Помню, был случай...» Фото Николая Роганова
- Как Романцев из «Спартака» уходил?
- Сначала у него с Червиченко были отличные отношения. Часто встречались до футбола и после, обсуждали, кого покупать. Потом начался разброд. Люди, которые смотрели матчи в ВИПе, стали рассказывать, что Червиченко при всех критиковал Романцева. В ответ Иваныч про него стал прохладней отзываться. Пошли финансовые проблемы. У Романцева были акции «Спартака» и Андрей уговорил продать их – мол, если я буду единственных хозяином, легче находить инвесторов, покупать-продавать футболистов. Как только это случилось, отношение Червиченко к главному тренеру совершенно изменилось. А Иваныч человек чуткий, в таких условиях работать не привык. Выиграл Кубок и ушел.
- Говорят, он к тому времени сильно устал, нервничал, почти не спал.
- Это и понятно. Когда играл, восемь сотрясений мозга было! Потом безумная психологическая нагрузка – Ларису убили (Нечаеву, гендиректора «Спартака» - Прим. ред.), началось судебное расследование в отношении трансфера Аленичева...
На Романцева же дело завели. Денег в клубе не было, сами, как могли, зарабатывали, никто не помогал. Продали Аленичева в «Рому». Итальянцы по тогдашним правилам должны были перечислить деньги в РФС, а уже оттуда они шли на заграничный счет «Спартака». Вот за эту двойную перегонку и ухватились. Хотя после всех вычетов – 50 процентов валюты по закону нужно было менять в рубли, а с другой половины выплачивать налог – денег там оставалось совсем ничего. Тем более они почти сразу ушли на нужды команды.
Меня тоже вызывали, как свидетеля. Показали бумагу: «Где Романцев ее подписывал?». А я этот момент хорошо запомнил – мы улетали, и перед самым рейсом прибежал Гришка Есауленко. Иваныч прямо на капоте машины все подписал, даже не глядя. Я ему: «Ты хотя бы прочел». – «Да нормально все». До того не любил финансами заниматься… Помню разговор со следователем. Я ему: «Вы за «Спартак» болеете?». – «Да». – «Кричите «Спартак» - чемпион?». – «Да». – «А задумываетесь, на какие деньги мы чемпионами становимся? Ребят кормим?». – «Мы все понимаем…».
Закрыть дело помогло то, что Иваныч – орденоносец. Но его и так бы закрыли – счет был не романцевский…
К его отставке я был готов – знал, что этим закончится. Уж очень обстановка была напряженная. Иваныч даже когда Кубок выиграли, не стал со всеми фотографироваться – сразу в раздевалку пошел. Я за ним. «Да ну его на х…! Надоело все, ухожу».
- Сейчас созваниваетесь?
- Конечно. В январе был у него на юбилее.
«Спартак» был настоящей командой, семьей». В верхнем ряду справа налево - Олег Романцев, Александр Хаджи, Николай Старостин. Фото из личного архива
- Говорит: готов рассмотреть предложение «Спартака».
- А что он должен сказать – не готов? Со спиной стало лучше. Хочет вернуться, тренировать…
Называют кандидатов… Ребята, о чем вы говорите, когда есть живой Романцев?! Вот уже 10 лет - готовый тренер для «Спартака». Ему на отдых нужно было полгода. А сейчас придет и сделает команду. Только дайте работать и не вмешивайтесь.
- В «Сатурне» и «Динамо» не сделал…
- А вы знаете, что у него в «Динамо» было? После того, как спас команду от вылета – попросил пятерых русских игроков. Ему на сборы привезли… шестнадцать больных иностранцев! У одного СПИД, у другого язва, у третьего туберкулез… Нормально?
Я очень хочу, чтобы Романцев вернулся в «Спартак», но, боюсь, что с сегодняшними руководителями он не сработается. Да и отношение к нему в клубе… Мне Смоленцев (экс-директор «Спартака». – Прим.ред.) говорил: «А что Романцев? Тогда чемпионат слабый был и ему все команды готовыми доставались». Нормально? Человек пять поколений игроков воспитал! К нему только один футболист готовым пришел – Пятницкий. И тот еще в сборной не играл, да и в «Спартаке» не сразу раскрылся – нужно было место на поле найти. А других вспомните? Карпин пришел, бегал в синих штанах по бровке, все смеялись, Попов – лыжник, Онопко в Донецке за дубль выходил, его там Оглоблей звали, Ледяхов болтался между Ростовом и Волгоградом… Кто из них игроков сделал? Подобрал, расставил, объяснил…
Я слышал, что Федун до сих пор обижен на Романцева за то, как Иваныч ушел из «Спартака». Ему тогда в «Лукойле» условие поставили – выплачиваем все деньги, но ты до конца года нигде не работаешь. А Романцев возглавил «Сатурн». Его Павлов с пути сбил. А Громов пообещал все вопросы закрыть. Но даже не позвонил Федуну. Вот Федун и обиделся.
«МОЖЕТ, КЕБЕ ЛЮДЕЙ ЕЛ?»
- После Романцева пришел Чернышов…
- Андрюха Червиченко начал торговлю футболистами, а Черныш сказал, что у него вся «молодежка» готова прийти, только позови.
Вообще падение «Спартака» началось с Червиченко. Когда неспартаковцы пришли - появилась атмосфера недоверия. При Старостине такого никогда не было, сразу все говорили в лоб.
- Легионеров везти…
- Десятками! И суммы – три «лимона», два с половиной… Просто люди деньги отмывали.
Один был, фамилию не помню – такой страшнючий! Жиляева до смерти испугал. Этот африканец на сборах пошел чайку попить, вышел в коридор, а уже темно было… Жиляев думал – сейчас его сожрет! А это он просто поздороваться руки тянул…
А Квинси? А Кебе? Кебе мы квартиру снимали на Беговой. Я приезжаю – следы на потолке! Все облито, замусорено, вверх дном… Может, он там людей ел?
Нет, были и нормальные - Робсон, Мойзес… Но это единицы. В основном же приезжали – половина по мячу не попадала.
- Эпоха Червиченко – это еще и приснопамятное бромантановое дело…
- Ну так результат нужен был! Что самое интересное – сейчас все как бы невиноваты… Конечно, кто признается? Насколько я знаю, доктор Щукин там вообще ни при чем. Всем заправлял Катулин. Хоть я к Артему всегда нормально относился. Когда узнал, подошел: «Ты что творишь?». – «А мне приказали».
Как мы тогда под серьезные «молотки» не попали – ума не приложу! Надо Колоскову спасибо сказать. Ведь вся команда была, вся! И под такими дозами, что все уже закристаллизовалось. В барокамерах с трудом выводили…
Последний трофей «Спартака» - Кубок России-2003. Хаджи - внизу, крайний слева. Фото Эдуарда Смирнова
- Скала, Старков, Федотов, Черчесов – эти тренеры чем запомнились?
- Скала – отличный мужик. Все мечтал на глухариную охоту попасть. Отвезли - двоих тетеревов подстрелил. Мы потом ему и чучело сделали, и специальную бумагу выправили, глухари же в Красной книге – все с собой в Италию забрал.
Старков – это, конечно, конфликт с Аленичевым. Честно, он как-то мимо меня прошел. Упустил я его. А так бы, конечно, попытался Димку от интервью отговорить. Надо было по-другому проблему решать. Там ведь дело было не в Старкове, а в его помощнике Клесове. После первой же тренировки, на которой Клесов в открытую начал критиковать ребят, я ему сказал: «У нас так нельзя. Будешь продолжать – футболисты тебя побьют». И правда – однажды до этого чуть не дошло!
К Старкову у ребят претензий не было. Нужно было поговорить со Старковым, и Сашка бы Клесова убрал. Но когда интервью вышло, да еще и не особо приятное для Федуна, понятно стало, что уберут Аленичева…
Федотова жалко. Преданнейший футболу человек, золотой парень. И ведь сделал команду! Там Черчесов себя некрасиво повел. Нельзя было так откровенно выражать свое желание стать главным тренером. Задумал – не говори вслух, ты же в ВИПе не один сидишь. Федотову потом рассказывали, как Черчесов радовался, когда «Спартак» проигрывал. Стасу это аукнулось, когда его Карпин уволил. Мне мама всегда говорила – не бросай соломинку, вернется дубиной.
- Почему у Карпина-тренера не получилось?
- Чудес на свете не бывает – сначала надо было во второй лиге себе попробовать, в первой… Как Романцев, как Аленичев. Вот Димка хорошо будет работать. И может даже в «Спартаке».
А почему Федун так долго Валеру терпел – это надо у Федуна спрашивать. Много было версий, я слышал такую – якобы, прогорев на контрактах Лаудрупа и Эмери, Федун держал Карпина, чтобы вычитать эти потери у него из зарплаты. Но бизнес и футбол – разные вещи.
«ФЕДУН МОГ КУПИТЬ «ЛУЖНИКИ»
- На футбол ходите?
- Нет. Пару раз сходил, сразу расспросы начинались – почему ушел, что случилось? И как мне себя вести - оправдываться, кого-то ругать? Я не хочу этого.
«Спартак» смотрю по телевизору. Но без энтузиазма. Мне там не за кого переживать. С пляжа народ привезли… Думаю, поэтому меня из «Спартака» и убрали.
Сегодняшний «Спартак» - пораженческая команда. С этим составом ничего уже не сделаешь. Я в нем только одного игрока могу выделить – Дзюбу. И то он сейчас не в команде.
Артема я еще по дублю помню. Предложил Федотову: «Давай на сборы возьмем». А там потрясающая история случилась. Играли с турками, Дзюба оказался на линии удара и успел нагнуться, чуть ли не лечь, пропуская летящий верхом мяч. С его-то ростом! Представляете, какая координация? Мы с Федотом переглянулись: «Надо брать!».
С Артемом некрасиво обошлись, когда он первый раз в «Томь» уходил. Обвинили в воровстве, подставили. Какая-то афера… Там Быстров был замешан, а Володька парень скользкий. Не наш, неспартаковский. Я сразу сказал: «Дзюба такого сделать не мог». И потом это подтвердилось.
«В сегодняшнем «Спартаке» я только одного игрока могу выделить - Дзюбу (на фото второй слева в верхнем ряду). И тот сейчас в аренде». Фото Сергея Панкратьева
«СПАРТАК» ОБЯЗАН ВЕРНУТЬ ДЗЮБУ И ЖАНО!»
- На открытие стадиона 24 июля пойдете?
- Схожу, конечно. Хотя мне Тушино, как район, не нравится.
Знаю, что Федун мог купить «Лужники». Алешин недорого продавал. Вот это был бы вариант! Намоленное место и совсем другое расположение. Лучшее в Москве! Переделай немного и играй. Видимо, не так Федуну этот стадион нужен, как земля в Тушино, которую можно высотками застроить. Будет ли ему потом «Спартак» нужен – вот вопрос…
Слышали историю, как «Спартак» стадион имени Нетто продал? Новый владелец спросил: «Название оставить?». – «Все равно – как хотите, так и называйте». Этот владелец мне позвонил: «Может, именем Старостина назвать?». – «Было бы прекрасно». – «А то я в честь жены могу - Лялькой…». Мы созвонились с дочерью Старостина и договорились: теперь стадион называется «Спартаковец» («Спартак» - нельзя) имени Николая Петровича Старостина.
- Если вам сейчас предложат в «Спартак» вернуться…
- Несмотря ни на что пойду и с удовольствием. Надо передавать ребятам наш, спартаковский дух, а то его совсем вытравили. Не понимают – настоящего и будущего без прошлого не бывает.
- Есть версия, почему Филимонов тот гол от Шевченко пропустил – когда все за день до матча в церковь поехали, только он в храм не зашел.
- У меня другая версия, врач команды рассказал. Саша с 15-ти лет, еще со школы, был влюблен в свою жену, обожал ее. А она все никак не могла от него родить. У него появилась новая подруга, что-то у них там было. И получилось, что осенью 99-го и жена забеременела, и подруга. Представляете состояние? Вратари же вообще другой душевной организации, все переживают. Если бы Романцеву рассказали, он бы поставил Нигматулина и, глядишь, ничего бы этого не случилось.