«Лишний человек». Классики русской литературы о шансах Виллаша-Боаша в «Зените»
Разбалансированный, погрязший в мелкошкурных склоках и запутавшийся в своих собственных амбициях "Зенит", попал в затяжную полосу кризиса. Как в игровом, так и функциональном плане. Избавившись от бунтарей в лице Денисова и Широкова, питерцы снизили градус напряжённости внутри команды, но при этом серьёзно проиграли в качестве. Во время матча с ЦСКА складывалось ощущение, что игроки "Зенита" не знали что делать с мячом, будто бы первый раз его увидели. Спаллетти, окончательно утративший всякий интерес к команде и расписавшийся в собственном бессилии, закономерно был списан в утиль, успев при этом выслушать в свой адрес множество заслуженных слов благодарности и признательности.
Что касается Сергея Семака, то было понятно, что это временная фигура, и что клуб готовит серьёзный тренерский переход с лейблом "HQ". Персона Виллаша-Боаша просматривалась невооружённым взглядом. Молодость, амбициозность, огромные футбольные знания, трудоголизм и бэкграунд в виде двух отставок из лондонских суперклубов. Плюс некоторая чудоковатость в поведении (просмотр игры на корточках "Бьелса-style"). Все эти качества соответствуют образу "лишнего человека", столь любимого классической русской литературой, в том числе, и петербургского происхождения.
Давайте попробуем рассмотреть различные сценарии петербургской карьеры Виллаша-Боаша, взяв за основу несколько ярких персонажей отечественной литературы, соответствующих образу "лишнего человека". Всё же культурная столица...
Сценарий № 1. Евгений Онегин
"Мне нравились его черты
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас"
Не правда ли, этот отрывок ярко характеризует нынешнее состояние "Зенита" и Виллаш-Боаша. Оба утомлённые жизнью, развращённые лёгкими деньгами и достигавшие определённых успехов, теперь задумались о смысле своего существования и будущих перспективах. В поисках того, как разжечь угасший жар сердца, решили объединиться для обоюдной пользы и взаимной выгоды. Расчётливость точит ум Андре. Предложенные миллионы нависают над ним тёмным грузом неподъёмных обязательств. Но всё же болельщики клуба и всесильный патрон Алексей Миллер тешат себя надеждой, что к своим 36-ти Андре окончательно не захандрил, готов принять новый вызов и вывести их клуб из летаргического сна.
* * *
"Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант..."
Андре - подлинный фанатик футбола, для которого разработка новых тактических схем - самое большое удовольствие в жизни. "Решительный судья" (Жозе Моуринью) как-то говорил о своём помощнике, что нет таких вещей в футболе, которые бы не знал Виллаш-Боаш. Именно огромная футбольная эрудиция и стремление к самосовршенствованию позволили Андре добиться больших успехов в "Порту". Но сможет ли Виллаш-Боаш применить свой багаж знаний в Петербурге? Вопрос остаётся открытым.
* * *
"И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир!"
Андре должен помнить, что в Питере есть только один клуб и что за любую промашку болельщики "сине-бело-голубых" будут готовы разорвать его (пардон, за каламбур) на британский флаг. Что касается давления прессы, то пройдя горнило Английской премьер-лиги, наши карманные "акулы пера" Виллаш-Боашу должны быть совсем не страшны.
* * *
"Что ж он? Ужели подражанъе,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?"
Эти слова Татьяны Лариной в адрес Евгения сейчас смело могут повторить болельщики "Спартака" в адрес Валерия Карпина. Может статься, что аналогичные мысли возникнут и у болельщиков "Зенита" о Виллаш-Боаше. Сколько мы видели таких модников, приходивших с желанием завоевать футбольный Олимп, а в итоге позорно бежавших с корабля под улюлюканье болельщиков. Имя им - легион! Остаётся лишь пожелать талантливому португальскому наставнику не повотрить их судьбу.
Сценарий № 2. Григорий Печорин
"Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть"
Весь английский период Андре - цепь недопониманий, разногласий и разочарований. Коварство со стороны опытных игроков ("Челси") и самодурство руководителей ("Тоттенхэм") поставили шлагбаум на пути его притязаний. В "Зените" от Андре ждут не феерической игры, а борьбы за чемпионство. В этой ситуации всё будет определять результат. Если он будет, жаловаться на судьбу португальцу не придётся. Нет, читай первый сценарий.
* * *
"В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один..."
Главная проблема всех иностранных тренеров в России - нестабильность. После серии ярких матчей по непонятным причинам следует череда абсолютно серых, а то и провальных игр. Возможно, мешает языковой барьер. Возможно, ментальный разлом.
Виллаш-Боашу нужно приложить все усилия для того, чтобы заставить игроков новой команды не только слушать, но и слышать себя. Предыдущий опыт показывает, что поиск контакта с лидерами и ветеранами проходил у него неудачно. Если учесть, какую роль в "Зените" имеет мнение ветеранов, становится очевидным, что именно налаживание коммуникации с опытными игроками сейчас является главной задачей Андре. В противном случае, Арш, Керж, Слава и ко сожрут нового тренера и не подавятся. Скорее всего, Андре со временем захочет их постепенно слить (если они не сольют его раньше), но на первых порах придётся как-то договоариваться.
Сценарий № 3. Александр Чацкий
"Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет"
Из Португалии Виллаш-Боаш уезжал героем, из Англии - изгоем. В Петербурге он всё начинает, фактически, с чистого лица. Андре вполне по силам вдохнуть жизнь в загнивающий и превращающийся в болото зенитовский коллектив. У него нет никаких личных связей с игроками (за исключением, Халка), он вполне способен выступать в роли "третейского судьи" в разрешении конфликтов. К тому же он не пошёл со своим уставом в чужой монастырь, оставив в тренерском штабе Семака и Симутенкова.
Таким образом, складывается интересная конфигурация. Молодой европейский тренер топ-уровня + два перспективных российский наставника + личный штат помощников Виллаш-Боаша. Похоже, это первый случай в истории российского футбола. Ранее столь перспективные тренеры в Россию не приезжали и это само по себе крайне интересно. Если учесть, что последние пару лет в "Зените" был дурдом похлеще семейства Фамусова, гордому вольнодумцу Андре неадо быть готовым к любым фортелям и, говоря по-русски, подставам, со стороны руководства, команды и болельщиков. Угроза может прийти оттуда, откуда не подумаешь, так что Андре - будь начеку!
* * *
"Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -
Я с вами тотчас бы сношения пресек"
Пока хор недоброжелателей и скептиков не так громок, хотя определённые сомнения высказываются уже сейчас. Впрочем, это обычная история - сначала рассказать всем о том, какую непростительную ошибку совершила та, или иная команда. А после первых успехов - оправдываться в духе "я, вообще, не это имел в виду, вы меня не так поняли". В то же время встречаются весьма интересные материалы, как, например, этот детальный разбор тактических новинок от Боаша.
Боаш приходит в команду, которая не потеряла ни единого шанса побороться за чемпионство. В команду, обладающую одним из лучших составов в чемпионате и, однозначно, лучшей атакующей линией. Главная задача для Андре - объединить вокруг себя игроков и вернуть "Зениту" "лицо", которое он потерял в последнее время. Для "Зенита" и петебуржцев осознание свой избранности и непохожести на остальных - одна из главных мировоззренческих установок. Наверняка, Андре ещё втолкуют, что значит, биться "за стрелку". Есть надежда и на то, что Виллаш-Боаш будет подпускать к составу питерскую "молодёжку", которую сеньор Лучано тщательно игнорировал. Не оскудела талантами земля ленинградская!
Если новый тренер сможет добиться хотя бы части из перечисленных задач, он не останется в роли "лишнего человека" и "умной ненужности". Если же результата не будет, останется Виллашу-Боашу лишь сокрушаться о том, что жестокий петербургский свет отверг и не понял очередного несостоявшегося гения.
Спасибо за внимание! Читайте хорошие книги и болейте за своих!