Как оказаться в тени и не стать великим преемником [The Telegraph 2011]
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
После того, как крупнейшая трибуна Олд Траффорд была названа именем Сэра Алекса Фергюсона, многие стали говорить о том, что эти большие красные буквы будут всегда напоминать преемнику великого тренера о том наследии, которое он получил.
Первым дело, перед тем как оказаться в тени Алекса Фергюсона, его преемник должен позвонить Фрэнку О’Фарреллу. Это единственный человек в Британии, который точно знает, что значит принимать в наследие успешную команду от великого тренера. В 1971 году он был назначен главным тренером Юнайтед, переняв бразды правления у Сэра Мэтта Басби после 24 лет командования великого шотландца. Несмотря на то, что прошло уже более 40 лет, воспоминания живы по сей день. И эти воспоминания не самые счастливые.
«Я верю в то, что люди на высоких постах должны показывать пример своей работой, - говорит Фрэнк О’Фаррелл, который был уволен спустя 18 месяцев после назначения. – Директора не дали мне этого сделать. Они должны были прямо сказать: «Ты не тот, кто нам нужен, это не сработало, вот твой расчет. Это нормально, это футбол, прими это как есть».
Поиграв в Вест Хэме и Престоне, О’Фаррелл стал тренером в Уэймуте и Торки, где добился неплохих результатов. Позже он вывел Лестер в финал Кубка Англии 1968. Летом 1971 года Фрэнку позвонил сам Мэтт Басби.
«Он предложил мне 12000 фунтов в год и бонусы за то, что я приму команду, - вспоминает О’Фаррелл. – Это было достаточно скупое предложение, постольку Лестер готов был предложить 10000». Несмотря на небольшое предложение, О’Фаррелл был очень взбудоражен от идеи возглавить такой клуб и был невольно поглощен перспективой принять команду от Басби.
«Я был уверен в своих силах. Да, Юнайтед был гораздо более серьезным клубом, чем я управлял ранее, но я был опытен, а задача у любого тренера одна – побеждать». Через неделю после телефонного звонка состоялась встреча О’Фаррелла с Басби и председателем совета директоров Льюисом Эдвардсом. Переговоры были до смешного скрытными. Они состоялись в машине Эдвардса, в которой О’Фарреллу были повторно предложены условия работы. Тогда Эдвардс вмешался: «Нет, Мэтт, это недостаточно. Пусть будет 15000».
Однако О’Фаррелл признает, что с самого начала понял, что Эдвардс играет по своим правилам и не все рассказывает, поэтому доверие пошатнулось с самого начала.
О’Фаррелл чувствовал себя не в своей тарелке от присутствия Басби на переговорах, но все стало еще хуже, когда он прибыл на Олд Траффорд. Его привели в офис главного тренера, который так долго принадлежал Басби, и где все сохранилось в том виде, что оставил предыдущий тренер. О’Фаррелл советует преемнику Фергюсона с самого начала завоевать себе авторитет.
«Я извинился перед Басби за то, что он должен был переехать в другой офис. Это было сложно, но я понимал, что должен с самого начала четко обозначить свою позицию. Мне казалось, что Басби хорошо к этому относится». В первые месяцы все выглядело хорошо, Юнайтед штурмовал вершину лиги, но новый тренер понимал, что не все идеально, как могло казаться: «Джордж Бест играл за двоих. От него зависело, победим мы или проиграем. Басби был прав, команда была на закате. После рождества Бест загулял, и я встал перед дилеммой: оштрафовать и исключить или оставить его в команде. Проблема была в том, что без Беста остальная команда не могла побеждать».
О’Фаррелл нуждался в хорошо готовом и собранном Бесте на первых этапах перестройки, но звезда Юнайтед не шел на сближение с тренером. Его страсть к приключениям обнажила проблемы, и поражения стали обыденностью. О’Фаррелл чувствовал присутствие Басби повсюду. «Он был всегда там, где игроки могли его видеть. После одной игры он сказал мне, что я не должен был оставлять вне основы Бобби Чарльтона. Очевидно, что он сказал то же самое и Бобби, поскольку тот был очень недоволен».
«В другой раз он сказал мне, что Мартин Бучан, игрок которого подписал я, был виновен в пропущенных голах, когда его ошибка была неочевидна. Он вмешивался в работу».
О’Фаррелл думал, что он обречен, ведь сила Басби в клубе была безгранична. После 18 месяцев работы тихий и сдержанный уроженец Дублина был уволен после поражения от Кристал Пэлас со счетом 0-5.
«Когда все шло хорошо, Басби написал в газете о том, что он сделал свое лучшее приобретение, но когда меня уволили, я оказался выбранным не им, а советом директором. Работа по перестройке нуждалась в пяти годах работы, а мне дали лишь 18 месяцев».
Так какой же совет даст О’Фаррелл преемнику Алексу Фергюсона. «Что ж, во-первых, ситуация для нового тренера будет иной, поскольку Фергюсон оставит клуб в лучшем положении, чем сделал Басби. Следующий тренер должен будет только доработать что-нибудь. Алекс оставит команду в великолепном состоянии, будет база для дальнейших успехов».
О’Фаррелл предупреждает и о сложностях: «Пока новый тренер будет выигрывать все будет хорошо, но как только он станет проигрывать, начнутся сравнения с Алексом».
Теперь слово автору блога. У меня сохранилось убеждение в том, что Дэвид Мойес сможет стать успешным, но пока он не поборол самого себя. Судить после этого сезона его не будут, я уверен, что контрольной отметкой будет конец следующего года, когда Мойес пройдет дистанцию уже со "своей" командой. Вам может нравится или нет игра команды, интервью тренера и прочее, но помните, на английском языке слово болельщик звучит как supporter, от support - поддержка. Поддерживайте тех, кто трудится в команде, критиков хватает и со стороны. И не беспокойтесь те, кто гонит тренера уже сейчас. Сэр Алекс и Сэр Бобби знают толк в футболе и любят Юнайтед, и они примут жесткое решение, если поймут, что оно необходимо.