Adios, Don Jose... Умер один из самых влиятельных людей в мировом боксе

Андрей Баздрев прощается с президентом WBC Хосе Сулейманом, который 50 лет не давал никому спуску и по-настоящему любил бокс.

Я встретил его в последний раз перед боем Кличко с Чарром в Москве. 

– Buenas dias, Don Jose, – сказал я человеку, который неспешно катился мимо в инвалидной коляске.

Он приостановился, и начал что-то отвечать на вопросы, которые я не задавал, и давать комментарии по бою. Что-то в манере, свойственной позднему Дону Кингу, только с гораздо меньше экспрессией, а потому все звучало более убедительно. Но все те же нотки уличного проповедника, привыкшего разговаривать с бандитами, а не с прихожанами...

Загружаю...

Дон Хосе Сулейман 36 лет возглавлял предположительно самую коррумпированную и давно обанкротившуюся боксерскую организацию, которой исполнилось в прошлом году 50 лет. Но нельзя ставить ему это в вину – так, будто он не пытался сделать этот мир лучше.

«В прежние времена все у нас было основано на лжи, – заявил как-то Дон Кинг. – А теперь бизнес другой, приходится говорить только правду! В боксе все так запуталось»…

В этом бизнесе имеют шанс на выживание только сильнейшие или хитрейшие. Хосе Сулейман не относился ни к тем, ни к другим.

Что имел в последние годы жизни Хосе Сулейман, кроме крутых колес на своей коляске, партнерства с Hublot (именные часы от чемпионов WBC), пива Corona без ограничений (спонсор большинства трансляций чемпионских боев в Мексике) и кучи зеленых ремней, которые пора свалить в кучу, облить бензином и поджечь... Уважение и дружба. Дружил он всегда с мутными ребятами, которые промышляют контрабандой, иногда наркоторговлей и, конечно, международными чемпионскими боями.

Проблема Дона Хосе была в том, что он временами делал ставку не на тех людей. Доподлинно неизвестно, как он выбирал тех, кого поддерживал, за исключением, может Хулио Сезара Чавеса-старшего и Дона Кинга – что принесло ему любовь всех мексиканцев.

Он чуть было не поплатился, когда пытался отменить результат боя Бастера Дагласа с Тайсоном, его жестоко наказали (31 миллион долларов), когда он принял сторону Роя Джонса и задним числом лишил титула Грациано Роккиджани, он снова ходил на волоске, когда манипулировал титулом в супертяжелом весе на пару с Виталием Кличко... Дело не в том, что Виталий не наработал на почетный чемпионский пояс... он так далеко вышел за рамки бокса и спорта, что Сулейман уже должен был бы выдать ему статус вице-президента WBC – до того, как тот возглавит Украину. В конце концов, используя связи Дона Хосе, можно стать сначала мэром Канкуна, а затем и президентом совсем другой страны... В конце концов, и сам Сулейман – не мексиканец.

Загружаю...

Его отец приехал из Ливана в Мексику в 20е годы. По ошибке – он собирался в Бостон, но денег ехать дальше у него уже не было. Там он обосновался, начал делать бизнес, расширяться, и 30 мая 1931 года в городе Сьюдад-Виктория родился мальчик Хосе. В 9 лет он уже участвовал в боях, был судьей и членом комиссии по боксу в своем штате, был менеджером боксеров... А в 1975 он возглавил WBC.

«Я встретил его впервые, когда он был рефери, – вспоминает Дон Кинг. – Он он быстро стал значимой фигурой. Я рад, что был вместе с ним, когда у нас был шанс сделать нечто великое».

Удалось? Трудно сказать. Все те важные и ключевые изменения, инициатором которых являлся WBC под руководством Сулеймана, давно уже вросли в бокс. Сокращение количества раундов с 15 до 12, ликвидированы 6-унциевые перчатки... Медицинский и обязательный допинг-контроль в чемпионских боях, дополнительный канат в ринге, предотвращающий выпадение боксера за его пределы (они все равно падают, но уже гораздо реже), и еще много всего. От некоторых последних нововведений, вроде объявление судейских записок после 4 и 8 раундов, как и от обещаний основать свою любительскую лигу в противовес AIBA меня до сих пор слегка подташнивает, но что поделаешь – трудно создавать тренды и управлять спортом, сидя в инвалидной коляске, в то время как тебя даже не всегда пускают на чемпионские бои представители Атлетических комиссий в США. 

Загружаю...

«Я никогда не лобызал ничьих рук и не просил о снисхождении... Я работал с верой и страстью. Не думаю, что при жизни я получу признание в США, – говорил он в 1990 году. – И сомневаюсь, что это случится и после моей смерти... Но я отдал жизнь боксу. Все мое личное время, все, что могло достаться моей жене и детям – я оставил в боксе. В боксе я и умру». 

Несмотря на все трения и спорные вопросы, он был принят в Зал Славы мирового бокса в Канастоте в 2007 году. Вполне заслуженно, тут не может быть сомнений. Несмотря на то, что он нарушал установленные им же правила, продался Дону Кингу, манипулировал, обманывал – и я уже говорил, что был за это наказан. Но чем это хуже истории о Бобби Ли и дела о коррупции в IBF? Трех чемпионов в каждом весе по версии WBA? Но он был личностью, у и него был масштаб, которого нет у других людей, которые теперь должны управлять боксом. Мендоса, Валькарсел, Пиплз – знаете ли вы хоть что-то об этих людях? Но вы знаете Дона Хосе Сулеймана, Президента WBC, который 50 лет не давал никому спуску и по-настоящему любил бокс.

– Adios, Don Jose... Спите спокойно. Вы сделали много, почти все, что могли.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Тушите свет
Популярные комментарии
Андрей Баздрев
фактически, большую часть дел вел в последние годы именно Маурисио. авторитет и связи отца никуда не денутся еще долго. плюс в Мексике быть президентом WBC - примерно то же самое, что мэром Москвы в России. ну и примерно так же дела обстоят в WBA, где заправляет Мендоса-младший
Ответ на комментарий Leichtathlet
Хорошая статья, спасибо Андрей! Вроде как теперь президентом WBC будет его сын - Маурисио. Можете что-то о нем сказать?
Андрей Баздрев
а давайте следующий текст про это будет - и про другие бои, которые неплохо бы сделать
Ответ на комментарий Leichtathlet
Странно, это же потенциально самый кассовый бой в истории бокса, который способен принести просто невероятное состояние не только самим боксерам, но и их окружению (телеканалам, промоутерам, советникам и.т.д). Неужели их окружению это не выгодно?
Андрей Баздрев
"потенциально зрелищные и желанные бои" - будут происходить, потому что они собирают рейтинги и приносят деньги промоутерам и ТВ. проблемы с боем Мэйвезер - Пакьяо растут с другой стороны. пока эти двое могут приносить деньги поотдельности - так тому и быть. вокруг каждого целая толпа тех, кто кормится, и они сделают многое, чтобы бой оттянуть
Ответ на комментарий Leichtathlet
Вот-вот, из-за того, что роль боксерских организаций в современном боксе свелась де-факто к некой "легализации" тех или иных интересов телекомпаний и промоутерских фирм, то логично, что они превращаются в рассадник коррупции. Самое печальное - в этой ситуации проигрывает исключительно зритель, именно его затрагивает отсутствие реального влияния боксерских организаций на процесс назначения боев. Иначе мы бы давно смогли увидеть, например, бой Мейвезер vs Пакьяо. Или не было бы ситуации, когда из-за конфликта промоутеров и телеканалов (читай Golden Boy vs Top Rank, HBO vs Showtime) потенциально зрелищные и желанные бои никогда не состояться.
Еще 17 комментариев
20 комментариев Написать комментарий