Виктор Рыбаков. Побеждать играючи
Имя Виктора Рыбакова, без преувеличения, знакомо всем любителям бокса. Семикратный чемпион СССР, двукратный бронзовый призер Олимпийских игр, Рыбаков является единственным российским боксером, четыре раза подряд (!) признанным лучшим на чемпионатах Европы. Но на пути к всемирному признанию легендарному боксеру пришлось пройти немало судьбоносных испытаний, которые начались практически в самом начале жизни…
Детство будущего мастера боксерского искусства прошло в одном из интернатов родного Магадана. Своего отца маленький Витя никогда не видел. Мама проведала сына несколько раз, а там и вовсе забыла о его существовании. Но, со слов Рыбакова, несмотря на отсутствие родителей и семейного тепла, его детство было веселым, насыщенным разными событиями и приключениями. И только урчание живота зачастую прерывало эту идиллию.
В спорт Виктора никто за уши не тащил. У него все получалось само собой, непринужденно. Увидел мяч – давай его гонять, вколачивать в сетку. Шахматы появились у кого-то – и здесь Рыбаков уже изучает приемы. А кроме этого, баскетбол, пинг-понг, хоккей – везде успевал талантливый малый. Судьбоносным для него стало открытие боксерской секции Геннадием Рыжковым. Любопытный подросток подался осваивать новые просторы в зал, чтобы остаться там на долгие годы. Тренировали Виктора стандартно, как и всех других ребят, хотя он был левшой. Этот нюанс наставник не заметил, а парню было все равно. Главное, что перчатки есть, и то хорошо.
Бокс, как и многие другие виды спорта, давался ему легко. Техника магаданского таланта была далека от идеала, но он компенсировал ее отсутствие превосходным чутьем и рефлексами. Этого было достаточно. Рыбаков стал лучшим в области среди юношей. Потом он заполучил «серебро» на чемпионате Дальнего Востока. Благодаря этим достижениям, Виктор вышел на общероссийский уровень. Одержав четыре победы, Виктор стал первым на юношеском чемпионате страны. Впереди был чемпионат СССР среди юношей.
Готовясь к этим ответственным соревнованиям, паренек из провинции испытывал реальный шок. В столовой разнообразие продуктов, ешь – не хочу. На улицах чисто, везде цветы и деревья. Так в чужой майке и в разных кедах Виктор ходил на тренировки. Многие боксеры посмеивались над ним, называя «корягой» из-за отсутствия хорошей техники. Рыбаков посрамил всех шутников, когда занял первое место на чемпионате СССР.
Прилетев в Магадан, на попутках, без денег и билета, он отправился в родную Олу. Цветов и фанфар не было, никто не встречал нового чемпиона страны. Не сильно огорчившись, он вернулся к прежней жизни, в которой было место мелкому хулиганству, алкоголю и прочим интернатским «прелестям».
Спустя время, возле интерната остановилась черная «Волга». Это за Виктором приехал заслуженный тренер СССР Борис Гитман. Он перевел одаренного спортсмена в интернат, который находился в Магадане. Боксеру пообещали платить тридцать рублей в месяц - по тем временам огромные деньги для юноши. С тех пор у Рыбакова началась несколько другая жизнь.
Новый наставник сразу увидел, что имеет дело с левшой. Однако переделывать парня не стал, тем самым заложив в нем еще одно преимущество перед будущими соперниками. Виктор всегда чувствовал момент, когда нужно отойти, дать волю противнику, чтобы потом провести точную контратаку. Рубиться с открытым забралом он не стремился. Поднаторев в плане техники и тактики, он предпочитал игровой стиль, воспринимая бокс, как произведение искусства.
Летом 1974 года Рыбаков покорил европейский пьедестал среди юниоров. В следующем году он взял «золото» на чемпионате континента среди взрослых. На этих соревнованиях парня назвали лучшим боксером турнира. В общей сложности Виктор четырежды принимал участие в европейском форуме. И каждый раз ему давали Кубок Никифорова – Денисова как самому техничному боксеру.
Если в Европе Виктор добился всех мыслимых высот, то на мировом уровне его карьера складывалась не столь гладко. Дважды ему не хватило совсем чуть-чуть, чтобы завоевать «золото» на Кубке мира. Ему приходилось довольствоваться только «серебром».
С Олимпийскими играми у Рыбакова вообще не ладилось, словно какой-то злой рок преследовал талантливого боксера. В Монреале в 1976 году, находясь на пике своих кондиций, он уверенно дошел до полуфинала. Там его ожидал американец Чарльз Муни. Советский боец на классе красиво переигрывал оппонента. Мало того, два раза отправил того в нокдаун. Преимущество Виктора было неоспоримым. Только судьи так не считали, «сделав» победителем американца. Впоследствии все они были дисквалифицированы за свой скандальный вердикт, но итог боя никто не отменил.
Перед московской Олимпиадой, замученный сгонкой веса, боксер просил функционеров дать добро на переход в легкий вес. Даже чемпионат страны он выиграл, держась на «честном слове», так сильно утомился организм. Но чиновники и слышать ничего не хотели. Морально-волевые качества у Рыбакова были на высоте, поэтому он сумел пробиться в полуфинал. Боксеру пришлось согнать пять кг, естественно, это сказалось на его кондициях, Виктор вышел в ринг, находясь не в самой лучшей форме. Поэтому он и проиграл немцу Руди Финку, которого без проблем побеждал на европейском чемпионате.
Несмотря на все сложности, Рыбаков был готов еще несколько лет выступать на самом высоком уровне. Но у спортивного начальства были другие планы, и вскоре боксеру объявили о том, что ему стоит немного «отдохнуть» и пропустить чемпионат мира. Виктор заявил, что в таком случае уйдет из спорта. Не желая покидать бокс побежденным, он еще раз выступил на чемпионате страны. Он добыл, шутка ли, седьмую по счету золотую медаль и только тогда закрыл главу своей жизни под названием «Любительский бокс».
Многие его коллеги по окончанию карьеры не знали чем заняться в жизни. Рыбаков был не таким. Для него все только начиналось. Впереди его ждали многие лихие повороты, приятные и не очень сюрпризы.
Сначала спортсмена отправили тренировать советских военных в Германию. Талант педагога у него был, и вскоре Виктор вывел своих подопечных на качественно новый уровень подготовки. Беда пришла с самой неожиданной стороны. Рыбаков занялся тем, что сейчас называется предпринимательством. Покупал в Германии вещи и сдавал в московский комиссионный магазин. «Добрые люди» доложили куда следует, и вскоре на квартиру тренера нагрянули с обыском.
За спекуляцию Виктору дали шесть лет колонии строго режима. На зоне ему пришлось сражаться, используя другие правила и законы. Рыбаков умел держать удар, поэтому даже в замкнутом пространстве, в крайне тяжелых психологических условиях, выстоял. Спустя время его перевели на «поселение» под Витебск. Там он организовал спортивный кружок, учил парней боксу, а девочкам показывал упражнения гимнасток, благо видел много подобных тренировок во время сборов.
Спортсмена освободили условно-досрочно. Выйдя на волю, он попал в чужую для себя страну. Многие «друзья» отвернулись, с женой начались конфликты. Он оставил супруге квартиру, а сам снял комнату в коммуналке. Постепенно Рыбаков освоился в новых реалиях. Начал работать детским тренером в Долгопрудном, помирился с женой. Ведь у него, как у человека, выросшему без отца и матери, была сильная тяга к семье, домашнему очагу.
А вскоре и бокс вновь нашел Виктора. Любимый спорт материализовался в лице Бориса Гитмана, который ранее перебрался в Канаду. Он хотел помочь своему ученику стать на ноги, поэтому предложил ему собрать команду боксеров для выступлений на профессиональном ринге. Рыбаков быстро сколотил состав из достойных ребят, и они приступили к тренировкам. Вскоре Борис Саулович имел виды и на своего давнего знакомого. «Готовься, полетишь с нами и будешь тоже боксировать», - сказал он Виктору. Рыбаков пытался сопротивляться, шесть лет отсутствия практики, уже немолодой возраст. Гитман был непреклонен, и вскоре спортсмен оказался за океаном. У Виктора был талант быстро и качественно усваивать все новое. Он стал жестче бить и боксировать более агрессивно.
И вот первый бой в профи. Соперник – молодой, крепкий афроамериканец Джон Стюард, обладающий сильным ударом. Рыбаков начал боксировать в своем стиле, легко двигаясь, но при этом пробивая с акцентом. Он уходил от атак соперника, проваливал его. А потом удар слева, и противник немного поплыл. Третий раунд, и Стюарду уже отсчитали нокдаун. Следующий раунд был последним. Виктор пробил по корпусу, после чего американец рухнул. Потом была серия «голова - печень» и окончательное падение Стюарда. Наутро все газеты писали о красивой победе Рыбакова, а журналисты уже придумали ему прозвище – Бронсон, за схожесть с голливудской знаменитостью. Хотя для самого боксера этот бой стал просто красивой точкой в его карьере.
По возвращению в Москву он занялся организацией боксерских вечеров, вел свой бизнес. А потом неожиданно уехал тренировать китайских боксеров. Побыв немного за границей, Виктор Григорьевич все же опять вернулся на родину. И здесь его ждало много разнообразных задач. Он стал вице-президентом Федерации любительского бокса России. На этом посту Рыбаков проделал огромную работу по популяризации этого вида спорта среди молодежи. Позже Виктор Григорьевич отправился в Санкт-Петербург, на должность спортивного советника генерального директора компании «Газпром нефть».
Вот такая удивительная история жизни простого паренька из поселка Ола, который сделал себя сам. Бокс непременно будет жить и развиваться до тех пор, пока в нем есть такие люди, как Виктор Рыбаков.
Роман Петров, журнал "ПРО Бокс"