Ритуальные танцы на краю пропасти
Три дня назад закончился чемпионат страны по фигурному катанию, однако поднятые его результатами вопросы продолжают обсуждаться. Вопрос, собственно, один: Ковтун или Плющенко, Плющенко или Ковтун.
Когда в прошлом году Евгений Плющенко собрался на Олимпийские игры в Сочи, у подавляющего большинства болельщиков был только один вопрос – хватит ли у Великого фигуриста здоровья. На горизонте не было никого, равного даже больному и травмированному Чемпиону.
Те, у кого оставались крохи здравого смысла, понимали, что весь олимпийский турнир Плющенко не вытянет, но на командное первенство его может и хватить.
Я с огромным уважением отношусь к Плющенко как к спортсмену. Всё, что за пределами льда – меня не интересует: ни его семья, ни друзья, мне безразлично, с кем он встречает Новый год… То есть меня абсолютно не интересует то, что интересует многих других. И я буду говорить только о спорте и том, что связано со спортом.
Когда Евгений Плющенко вышел на лед «Айсберга», мало кто сомневался в его победе. До короткой программы у меня были смутные предчувствия, что не всё пройдет гладко, но после нее не осталось сомнений и у меня. Плющенко короткую выиграл, выиграл чисто, хотя и не с таки перевесом, который отразили оценки.
То, что произошло в произвольной программе, иначе как шоком назвать нельзя. Вмешался Фактор Х, который до старта почему-то принимали во внимание немногие, и почему-то совсем не учитывали Федерация, Мишин, сам Плющенко… Вмешался Максим Ковтун.
То, что Максим вовсе не собирался быть «мальчиком для битья», было понятно любому незашоренному любителю фигурного катания. Он им и не стал.
Максим Ковтун вчистую выиграл произвольную программу и чемпионат страны.
Вот после этого и началось то, что я литературно назвать не могу. Шок явно повлиял на мозги и языки многих, в том числе и Плющенко, и его тренера Алексея Мишина.
Евгений поначалу совершенно справедливо и по-спортивному заявил, что теперь надо доказать свое преимущество на чемпионате Европы.
Буквально через несколько часов появилось интервью Алексея Мишина, в котором он заявил следующее:
- Я обратился к руководству федерации с просьбой, чтобы они чаще присылали на тренировки Евгения членов экспертной группы, которая занимается определением состава на Олимпиаду. Чтобы данная группа, составленная из наиболее авторитетных специалистов, следила за ходом подготовки Евгения к Олимпийским играм. Намечен приезд председателя технического комитета Международного союза конькобежцев Александра Лакерника в Петербург в период с 22 по 27 января. Сегодня состоялся исполком ФФККР, на котором рассматривался состав команды на участие в чемпионате Европы. Я, как тренер Евгения Плющенко, привел веские доводы против участия Евгения на чемпионате Европы, и исполком федерации согласился с ними. Они заключались в том, что он поздно начал свою подготовку и ему необходима целенаправленная подготовка к Олимпийским играм, в основном направленная на совершенствование выносливости при исполнении произвольных программ.
Сам же Евгений в очередном интервью сдал назад:
- Я просто сказал, что теоретически можно было бы и выступить на чемпионате Европы, но практически, как я понимаю, это уже невозможно. Да все это неважно. Надо держать в уме главную цель, а моей целью была и продолжает оставаться – Олимпиада в Сочи. Я буду делать в Петербурге прокаты произвольной программы, более того, я считаю, что в произвольную программу нужно внести некоторые коррективы, передвинуть, поменять местами определенные элементы, более конкретно я не могу сейчас сказать, мы будем обсуждать все это с Алексеем Мишиным.
И восхитительная фраза Валентина Писеева:
- Алексей Мишин попросил этого не делать (не посылать Плющенко на ЧЕ – прим. авт.), попросил дать возможность спокойно готовиться к Олимпиаде по своему плану, исполком прислушался к просьбе уважаемого тренера, пошел ему навстречу. Плющенко был выведен из состава и теперь, даже если мнение Евгения изменилось, он передумал, мы изменить ничего уже не можем. Состав окончателен и пересмотру не подлежит!
Приводить остальные высказывания действующих лиц, в том числе и руководства ФФКР, не вижу смысла.
Во всех разговорах этих "действующих лиц" меня удивляет только одно: никто из них даже не упоминает, что Евгений Плющенко проиграл, вчистую проиграл Максиму Ковтуну. Никто даже не вспоминает о том, что Максим сегодня чемпион России, лучший фигурист России не только формально – он выиграл это чемпионат, но и фактически, поскольку он откатал программу, на порядок сложнее той, которую смог исполнить Евгений Плющенко.
Действующие лица ведут себя так, как будто этого события не было.
Но оно было, и все мы тому свидетели.
Патологическая уверенность в том, что только Плющенко является «спасителем Отечества» затмевает разум. Ритуальные танцы выглядят смешно и нелепо. Об остальном даже думать не хочу.
А Максиму Ковтуну я желаю успеха на предстоящем чемпионате Европы.