5 проблем, которые сборной России нужно решить до Сочи
Режим ручного управления
Ключевая проблема сборной России заключается в том, что ее тренерский штаб (как и вся страна) готовится к Олимпийским играм на протяжении двух последних лет. Была проделана серьезная работа. За это время мы узнали, что совсем-совсем не можем без Малкина и Дацюка. Мы обнаружили в обойме забытых Попова и Пережогина. Мы общими усилиями устроили «последний шанс» для Еременко. Мы смирились с тем, что в сборной России будет сдерживающая тройка – а может, и не одна. Но вся эта работа не избавила главного тренера сборной России от необходимости с колес за три февральских дня налаживать игру вверенной ему команды – в том числе и по ходу самых первых игр, периодов, смен, без пространства для маневра и прав на ошибку. Зинэтула Билялетдинов совсем скоро столкнется с уникальной ситуацией – у него не будет возможности сказать «мы увидели ошибки, будем работать дальше».
Есть и побочное явление. Кандидаты в сборную оцениваются не только по состоянию прямо сейчас, а по шлейфу прошлых заслуг и соответствию игровым схемам. В этой связи не совсем понятно, что делать с игроками, которые по уровню и качеству игры могли бы усилить российскую олимпийскую команду, но по ряду причин были в стороне от нее эти два года. Таких игроков немного – Войнов, Марков, Гончар, Тарасенко, Волченков и отчасти Бобровский – но по каждому имени будет достаточно серьезная дискуссия.
Третье звено
Проблема не в том, что на внятную третью смену не набирается фамилий – с этим как раз затруднений нет. Даже если перечислить центральных нападающих, с которыми у нас известный дефицит, получается неплохой список – Локтионов, Бурмистров, Шипачев, Свитов, Анисимов. Другое дело, что на значимых стартах Билялетдинов привык руководствоваться принципом «или мировые звезды, или игроки, подходящие по мышлению». Принципиальный вопрос заключается в том, какие задачи наш главный тренер возложит на третье звено: будет ли оно третьим атакующим, атакующим-силовым или первым из двух рабочих?
И тут известная дилемма. С одной стороны – груз ответственности, оборона всей командой и объемы проделываемой на льду работы, а с другой – о каких планах на олимпийские медали мы можем говорить, если собираемся гоняться за словенцами двумя сдерживающими тройками?
Партнер для Войнова
Проводя не самый идеальный сезон за «Кингс», Слава Войнов и сейчас остается одним из лучших защитников с российским паспортом. Но в «Лос-Анджелесе» его не один сезон наигрывали и сейчас хорошо знают, как правильно использовать. У главного тренера российской сборной такой возможности не было – и это обратная сторона медали.
Во-первых, Войнову нужен будет оперативно вписываться в схемы Билялетдинова. Во-вторых, тренерскому штабу придется обмозговать ситуацию и организовать условия, в которых Войнов сможет проявить свои лучшие качества. Первый пас, игра в большинстве, поддержка атаки – для того, чтобы уроженец Челябинска показывал свой хоккей, ему в помощь нужен не медленный, в меру габаритный домосед, который сможет надежно подстраховывать и не будет пожарить сам. Среди потенциальных игроков обороны олимпийской команды таких хоккеистов крайне немного.
Меньшинство
На протяжении последних лет мы легко и быстро отдаем соперникам территорию, когда в нашем составе на одного игрока меньше. Стиль Билялетдинова – это строгий контроль пространства около собственной вратарской: защитники соперника в таких условиях имеют чересчур много свободы.
Так происходило и при оптимальном составе-2012, и годом позже, и продолжает происходить до сих пор. При том, что нашими соперниками были, например, Норвегия, Дания, Австрия, Германия и не первые составы топовых европейцев, ни у кого из этих парней не было проблем с тем, чтобы закрепиться в нашей зоне. А перспектива встречи с сочной североамериканской командой адресует некоторые вопросы такой пассивной манере игры. Нашему главному тренеру стоит помнить, что раненый зверь должен быть опасен вдвойне.
Вратарская бригада
С первым номером, видимо, ситуация проясняется – по странному стечению обстоятельств отчасти благодаря американскому суду, самому справедливому суду в мире. Но даже если мы представим, что Варламов едет в Сочи первым номером сборной – кто за его спиной? Успеет ли выздороветь Бобровский? Успеет ли он набрать форму? Будет ли он сильнее вратаря из КХЛ, которому изначально отводилась роль туриста третьего номера бригады? Кто будет этим голкипером из КХЛ?
В общем, суть такова: на данный момент в обойме сборной остаются четыре с половиной сопоставимых по уровню кандидата на три вратарских места. Учитывая способности игры местных защитников, которые могут на пару секунд просто выключаться из борьбы за свой пятак, этот выбор будет по-настоящему сложным.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко/Алексей Филиппов, Fotobank/Getty Images/Claus Andersen