По следам Неуловимых или как поживают наши чемпионы мира среди юниоров в танцах на льду

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Российские танцоры Анна Яновская и Сергей Мозгов одержали победу в финале юниорского Гран-при с невероятным отрывом от второго места в 13,06 балла. Они – главные фавориты Чемпионата мира среди юниоров 2014 года. До этого четыре года на юниорском мире первенствовали разные пары из России, то есть целый олимпийский цикл наши молодые танцоры – лучшие в мире. Однако на завершившемся турнире фигуристов на зимней Универсиаде все три наши молодые дуэта выступили не столь ярко и обнадеживающе. Блог Контратака задаётся вопросом, когда и от кого нам стоит ждать прогресса.

Загружаю...

Посмотрим статистику выступлений отечественных пар на Чемпионатах мира среди юниоров с 1990 года. За это время всего восемь иностранных дуэтов смогли отобрать золото у советских/российских пар. Вообще, очень малое количество пар-чемпионов юниорского периода доживают до взрослых успехов в первоначальном виде: большинство либо распадаются и партнёры становятся известными совсем в другом составе, либо вовсе до успехов этих не добираются. Среди зарубежных победителей и призёров ЮЧМ шесть американских дуэтов, один польский и один канадский. Поляки Сильвия Новак и Себастьян Коласински, победившие в 1994 году, широкому зрителю и спортивной общественности запомнились едва ли, хотя обыграли они тогда российскую пару Екатерина Свирина и Сергей Сахновский, прошлогодних чемпионов. Американцы Джессика Джозеф/Чарльз Батлер, как и Джейми Сильверстейн/Джастин Пекарек, первенствовавшие в 1998 и 1999 годах, также значимых успехов после не достигли. Чуть лучше обстоят дела у других американцев - чемпионов 2005 года - Могран Метьюз и Максима Завозина. Пара распалась в 2007 году, однако Максим встал в пару с красавицей Норой Хоффманн, которая за два года до этого выигрывала серебро юниорского мира в паре с Атиллой Элеком, в 2004 опередив непосредственно своего будущего партнёра. Вместе с Норой Морган добыл для Венгрии путёвку на Олимпийские игры 2010 года. Однако говорить о каких-либо победах тут не приходится. В 2008 и 2009 годах побеждали также американские пары: Эмили Самуэльсон/Эван Бейтс и Мэдисон Чок/Грег Цуэрлин. Оба этих дуэта распались в 2011 году, а затем Мэдисон и Эван стали кататься вместе и сейчас могут бороться если не за бронзу Олимпийских игр, то за бронзу последующего Чемпионата мира вполне. В принципе, в разные годы медали завоёвывали пары, чьи половины потом входили в элиту мирового фигурного катания: серебро Марины Морель и Гвендаля Пейзера в 1991 году, два серебра Федерики Фаеллы в паре с Лучано Мило в 1998 и 1999 годах. Из европейских пар лишь Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер после серебра 1996 года продолжили выступать вместе.

Загружаю...

И, наконец, пары-победительницы, которые действительно добились значимых успехов: 2002 год, Норвегия, победу одерживают американцы Танит Белбин и Бенжамин Агосто. Позже они стали серебряными призёрами Олимпиады в Турине, всю карьеру на международных стартах уступая ключевые старты российским дуэтам: сначала Татьяне Навке и Роману Костомарову, а потом Оксане Домниной и Максиму Шабалину. А в 2006 году чемпионами юниорского Чемпионата мира становятся канадцы Тесса Вертью и Скотт Моир, и это одно из самых значимых событий в фигурном катании 21 века, поскольку через четыре года они триумфально выиграют золото Олимпиады. Бронзовые медали тогда завоевали Мерил Девис и Чарли Уайт, уступив, кстати, российской паре Наталья Михайлова и Аркадий Сергеев. Однако Мерил и Чарли не сегодня-завтра победят в Сочи, а вот россияне до других медалей так и не добрались. Наталья завершила карьеру в 2009 году и помогает Александру Жулину на «Ледниковом периоде», а Аркадий работает в Америке тренером.

Так плавно мы подошли к судьбам российских пар-чемпионок юниорских Чемпионатов мира. С 1990 года таких набралось аж 14. Марина Анисина и Илья Авербух, победившие дважды с перерывом в год в 1990 и 1992, в представлении не нуждаются, хотя главные медали в своей жизни они завоевали уже отдельно друг от друга. Алики Стергиаду и Юрий Разгуляев, победившие в 1991 году, точно так же, как и чемпионы 1995 года Ольга Шарутенко и Дмитрий Наумкин, и чемпионы 1997 года Нина Уланова и Михаил Стифунин, и чемпионы 2004 года Елена Романовская и Александр Грачев если и  могут вписать свои имена в историю фигурного катания, только исключительно благодаря этим победам на юниорских мирах. Екатерина Свирина и Сергей Сахновский, победившие в 1993, вскоре разошлись, а Сергей получил известность в паре с Галит Хаит, выступая за Израиль. Также вскоре после двух побед в 2000 и 2001 годах распался дуэт Наталья Романюта и Даниил Баранцев. Даниил вскоре уехал в Америку, где встал в пару с Дженнифер Уэстер, позже женившись на ней. В таком составе пара стала четвёртой на Чемпионате четырёх континентов в 2008 году, но вскоре танцоры завершили карьеру, сосредоточившись на шоу. А вот выигравший юниорский мир в 1996 году Роман Костомаров хоть и прекратил кататься с Екатериной Давыдовой, за Россию выступать не перестал, хотя путь к его олимпийскому золоту был невероятно долог. Максим Шабалин вообще имеет в своём активе три медали юниорских Чемпионатов мира: бронзу и серебро с Еленой Халявиной в 2001 и 2002 годах и золото 2004 года с Оксаной Доминой. Чемпионами взрослого аналога они стали лишь через пять лет.

Загружаю...

Единственными российскими танцорами, пережившими победу на ЮЧМ в прежнем виде, стали Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, выигравшие ещё в 2007 году. До своей первой медали взрослого мира они добрались лишь спустя шесть лет, в 2013, после перехода в группу Александра Жулина. В том же 2007 году бронзу взяли Кэйтлин Уивер и Эндрю Поже, которые тоже «хорошо сохранились» и сейчас борются за медали по мере своих небезграничных сил. Уже две пары, взявшие бронзовые медали позже победы Бобровой/Соловьёва, успели распасться. Кристина Горшкова и Виталий Бутиков, занявшие третье место в 2008, несмотря на бронзовые медали Чемпионата России следующего года прогресса не показали и скатились до пятых-шестых мест турниров серии-B. Екатерина Рязанова и Джонатан Гурейро, выигравшие бронзу в 2009 году, разошлись в конце того же сезона и вскоре обрели новых партнёров. Екатерина Рязанова встала в пару с Ильёй Ткаченко, который до этого выиграл бронзу юниорского мира аж в 2005 году в паре с Анастасией Горшковой, а после успел ещё и победить в финале Гран-при в сезоне 2007/2008 в дуэте со старшей сестрой Ксении Монько Марией. Джонатан стал кататься с Екатериной Пушкаш, с которой в 2011 взял серебро юниорского чемпионата мира.

Загружаю...

Если кто-то добрался до этого места сквозь груду имён и цифр, то он может заметить, что статистика довольно странная. Если принять пару Елена Ильиных и Никита Кацалапов за устоявшуюся уже спортивную единицу, потому как они очень конкурентоспособны и вообще невероятно красивы, то всего два дуэта за всё время были составлены настолько удачно, чтобы продержаться вместе достаточно долго и дойти до борьбы за медали Олимпийских игр. И это две первые пары нашей нынешней сборной. Максима Шабалина вынесем за скобки, поскольку всё-таки он и до Оксаны Домниной завоевал какое-то количество медалей.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, сохраняется та юниорская химия между партнёрами и их многолетнее чувство друг друга. С другой – не исключена фаза застоя, отсутствия свежих, новых идей, эмоций. Если обернуться в прошлое, то такие наши чемпионы, как Олег Овсянников, Оксана Грищук, Евгений Платов, Сергей Пономаренко брали медали юниорских чемпионатов мира, но не с теми партнёрами, с какими достигали потом своих самых значимых вершин. Разумеется, в таких щепетильных вопросах, как выбор пары, всё зависит от двух индивидуальностей, а иногда ещё и от стечения обстоятельств. Тесса Виртью катается со Скоттом Моиром с восьми лет, а Оксана Грищук, если бы не травма её партнёра Александра Чичкова в 1989 году, могла никогда и не встать в пару с Евгением Платовым. По-настоящему грандиозных результатов можно добиться, как круша соперников на юниорском уровне, так и сойдясь позже, не одерживая в раннем возрасте больших побед. Также нельзя забывать, что даже самые большие чемпионы не достигают высот сразу по переходу из юниорского уровня. Пресловутая очередь в фигурном катании в танцах проявляется наиболее явно: будь ты хоть сто раз удивительным и лёгким, тебе срежут уровни или посчитают, что связки неинтересные, а представление недостаточно зрелое. Посмотрим, как наши юниоры проводят время в этой самой очереди.

Загружаю...

Ксения Монько и Кирилл Халявин

Ксения Монько и Кирилл Халявин, являясь бесспорными фаворитами юниорского Чемпионата мира 2010 года, уступили Елене Ильиных и Никите Кацалапову, которые буквально взорвали тогда российские танцы. Пропустили вперёд Ксения с Кириллом и канадскую пару Александра Пауль и Митчелл Ислам, проиграв им три с половиной балла. В сезон 2010/2011 у Монько и Халявина конкурентов на юниорском уровне не было, то есть сравнивать их нынешние результаты логичнее с результатами соперников по году, когда они как раз золото не взяли. В этом сезоне у наших ребят пока два этапа Гран-при с пятым и шестым местами и с лучшим результатом в Москве 145.92 балла, у Пауль/Ислам только один этап, тож домашний, и их лучший результат - 143.77. Тренеры обеих пар – Александр Жулин и Анжелика Крылов - достаточно авторитетные, но канадцы перешли на взрослый уровень на год раньше, поэтому пусть совсем небольшое, но преимущество наших танцоров идёт в плюс. Здесь плюсы пока заканчиваются. Своим конкурентам по юниорам Ильиных/Кацалапову в очном противостоянии на этапе Гран-при во Франции Ксения с Кириллом проиграли какие-то почти космические 32 (!) балла. Также в Париже Монько и Халявин больше трёх баллов уступили вчерашним юниорам-хозяевам турнира Пападакис/Сизерону. Зато у себя дома наши выиграли у французов более 21 балла. Габриэла и Гийом действительно выступили в Москве слабовато, да и во Франции не были ощутимо сильнее, так что такие разбросы в баллах более чем странные. В предыдущем сезоне у Монько и Халявина было только одно шестое место с результатом в 135,84 балла. Однако на Универсиаде только что они получили столько же, и действительно ли этот прогресс за сезон в десять баллов существует, вопрос.

Загружаю...

Виктория Синицына и Руслан Жиганшин 

Виктория Синицына и Руслан Жиганшин выиграли юниорский Чемпионат мира 2012 года с преимуществом над Александрой Степановой и Иваном Букиным в шесть баллов. На следующий год Виктория и Руслан стали третьими на Rostelecom Cup с очень высоким результатом 145,08 балла, больше четырёх баллов выиграв у Майи и Алекса Шибутани. На нейтральной территории в Китае они заняли шестое место, набрав 137,46 балла. Однако в этом году их результат на этапе в Японии иначе, чем провалом, нельзя назвать – восьмое место и 124,23 балла, причём за произвольный танец без падения они получили всего лишь 79,89 балла, что только на два балла больше, чем лучший результат за короткий (!) танец у Мерил Дэвис и Чарли Уайта. Итог Универсиады тоже удачным не назовёшь - 142,50 балла и третье место. В целом за два года наблюдается остановка в развитии и даже некоторый регресс.

Загружаю...

Александра Степанова и Иван Букин 

Александра Степанова и Иван Букин выиграли юниорский Чемпионат мира с отрывом от Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона в семь баллов. В этом сезоне у них был только один этап серии Гран-при в Канаде, где они заняли последнее, восьмое место, с результатом 133,12 балла. Это на девять баллов больше, чем у Синицыной/Жиганшина, хотя у обеих пар были падения. На Универсиаде Александра и Иван произвольный танец откатали здорово, получив 88,24 балла, что больше, чем когда-либо на взрослом уровне получали Синицына/Жиганшин. В итоге Степнова/Букин заняли пятое место со 139,28 балла. Их непосредственные конкуренты по прошлому году, Пападакис/Сизерон имеют лучший результат в сезоне 143,26 балла. Учитывая, что баллы эти домашние, а с неидеальными прокатами они получают примерно одинаково, здесь можно увидеть более-менее равный старт взрослой карьеры и хорошее плато для дальнейшего соперничества.

Такая статистика не сказать, чтобы сильно радовала. Дело не в низких баллах и не в падениях. Дело в отсутствии движения вперёд, в сбавлении оборотов. Первые сезоны в танцах на льду – простая притирка к элите, шанс показать себя, выстрелить пусть не в оценках, так хотя бы в производимом на болельщиков и судей впечатлении. Если рассматреть баллы за компоненты в произвольных программах у трёх наших пар (причём у Ксении Монько и Кирилла Халявина взять за образец не домашний этап Гран-при, а нейтральный, во Франции), то становится видно, что они словно под копирку писаны. 41,67 Монько/Халявин; 41,21 Синицына/Жиганшин; 41,55 Степанов/Букин. То, что с падением Александра и Иван получили едва ли не больше, чем Ксения с Кириллом, радостно для одних и печально для других. Монько/Халявин после перехода в группу Александра Жулина, несомненно, прибавили, у них запоминающийся и разнящийся от всех остальных произвольный танец в этом году, и такие судейские занижения мало объяснимы. Другие две наши пары являют собой образец тренерских просчётов. В обоих дуэтах есть, что подчёркивать, есть сильные и очень сильные стороны, но где их огранка? Где красота, где исключительность? Они в чём-то похожи по фактуре, по восприятию. Елена Кустарова и Светлана Алексеева своим молодым парам ставят отменную технику, благодаря которой те блистают на юниорском уровне, на несколько трамвайных остановок опережая всех соперников. Однако их программы – бабушкины платья из дачного сундука. Особенно это касается нынешних Синицыной/Жиганшина – их постановки тяжеловесны, это не завтрашний и не сегодняшний день, а глубоко вчерашний. Сложно представить какую-нибудь элитную пару – североамериканцев, французов, итальянцев с таким танцем, ну невозможно это, и всё. Виктория – красивая девушка, фигура, внешность, пластика – всё при ней. Почему бы не подчеркнуть это, зачем завешивать её кусками блестящей разноцветной ткани? У этой пары твизлы с очень хорошим продвижением по льду, но они исполняют всего две секции. Есть оригинальные поддержки во вращении, но скорость довольно низкая. Можно пригласить постановщиков, дизайнеров, специалистов по поддержкам – новые веяния могут не нравиться, но подстраиваться под них необходимо. То же самое касается пары Степанова/Букин. Степенное, где-то даже чопорное катание как будто из другого века. Последний серьёзный опыт их тренеров, Александра Свинина и Ирины Жук, это Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Недооценённая во многом пара, оригинальная, но с распространённой проблемой – партнёр не дотягивал до яркой и техничной партнёрши. Девятое место на Олимпиаде в Ванкувере – закономерный результат после смены произвольного танца по ходу сезона. Пока Степановой и Букину далеко до экспрессивности этой пары, и тренеры не особо помогают им приблизиться. Александра эмоционально гораздо спокойнее Ивана, и почему бы не сделать акцент на харизме и силе партнёра? У них восхитительные твизлы на уровне первых пар мира, но поддержки старомодны, потенциально Букин способен на гораздо более сложные и быстрые вещи.

Загружаю...

Никак нельзя ждать от молодых, совсем ещё неопытных пар мгновенного прорыва. Но посмотрим на результаты Елены Ильиных и Никиты Кацалапова. 2010 год, их первый этап в Японии – 135,05 балла; 2011 год и 149,48 балла там же, в Японии; 2012 год, (не беря в расчёт домашний этап), снова NHKTrophy, 156,62 балла. Наконец, этот сезон и феноменальные 171,89 балла. Начинали оттуда же, со 135 баллов, но каждый год семимильные шаги вперёд. Также интересна градация баллов на Чемпионатах мира. Домашний 2011 год и смазанное, нечистое выступление – 154,50 балла. Триумфальный Чемпионат мира 2012 года, пятое место и 161 балл. Грязный прокат в 2013 году и 157,52 балла. Судьи не могут любить всех одинаково, и природная одарённость Ильиных/Кацалапова уникальна, но продвижение вперёд, работа над собой необходима любому дуэту. Болельщики уже привыкли к нашим молодым парам, и будет обидно, если они распадутся, как многие-многие до них. Чтобы сохранить имеющуюся красоту и преумножить потенциал, необходимо что-то большее, чем довольствование золотой медалью юниорского Чемпионата мира. Ильиных и Кацалапов не побоялись уйти от не чаявшего в них души Александра Жулина к замечательному постановщику Николаю Морозову – постановщику, но не пока не до конца тренеру. Следующий ход за другими юниорами – место третьей пары сборной вакантно и гостеприимно ждёт прогресса в технике и в постановках.

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Контратака
Популярные комментарии
Seaner30
Спасибо за статью! Познавательная статистика про наших юниоров. Немного не согласна по парам БС и ИК, все таки они были в более выигрышном положении, чем нынешние юниоры, так как две наших топовых пары ушли и заменить их кроме молодых было некем. У них изначально был лучше старт, так как федерация им помогала всецело и опять же статус, они были в сборной, отсюда и стремительный рост оценок. Ведь постановки и костюмы у БС тоже были от Кустаровой старомодными. Это, конечно, нисколько не умоляет достоинств и заслуг этих самобытных и талантливых пар и не оправдывает ошибок и неудач СБ, СЖ, МХ, но все же последним трем тяжелее пробиваться. И согласна с tiff, что нашим молодым парам нужен прорыв в постановках, иначе никак, Рязанова/Ткаченко опытны и стабильны, у них именитый тренер, судьи при прочих равных отдадут предпочтение им.
tiff
Отличный текст. Можно тоже немножко выскажусь, поднакопилось слегка. За ребят очень переживаю. Все красивые, выученные, но ... Мнение о тяжеловесных старомодных постановках СЖ и СБ целиком поддерживаю. Может быть поэтому Жулин решил поставить МХ "Мимов", но и тут получилось мимо цели. Мне кажется, для прорыва в Олимпийском цикле им наоборот надо было поставить красивый романтичный танец (тут на соседнем блоге Пешала-Бурза сватали "Мужчину и женщину" и Амели, так вот, на эту тему мне на ум сразу пришли Ксения с Кироллом). Возможно, постановщикам это показалось слишком банальным, и они хотели пойти от противного, но, как ни странно, Мимы почему-то сразу ассоциируются с Дорогой и не в свою пользу (А еще странно, что Московичи взяли Дорогу, но поставили так, что эффекта вторичности не возникает). Я думаю, чтобы юниорам сразу заявить о себе, необходима совершенно новая идея от постановщиков, сделанная при этом с большим вкусом, так как технически все три пары выучены хорошо. Даже в этом сезоне есть хорошие примеры – те же испанцы (очень стильная и красивая пара с изумительной постановкой про Пикассо). И так было не только в этом цикле. Самый большой прорыв на моей памяти с эффектом свежести совершили Климова-Пономаренко. До сих пор помню легкую невесомую Марину в белом платье на Олимпиаде в Сараево, которые именно танцевали на льду, и это был глоток свежего воздуха, и они сходу стали бронзовыми призерами. Или Дюшене, которые с 8 места в обязательных танцах прыгнули на 3 на Европе-88 после произвольного. Или уже классический пример Грищук-Платова, которые выиграли Олимпиаду (вне очереди) опять же легким и техничным танцем, а не драмой. На самом деле, когда в прошлом году СЖ показали свою американскую польку, я подумала, что вот он будущий прорыв. А МХ все-таки подкосило, что Жулин взял БС, и эти разговоры про "заслужить внимание тренера". А еще хочу кому-нибудь в тренеры Платова (здесь уже многие об этом высказывались. Какие у Керров были замечательные постановки.
Ottilia
Спасибо автору за глубокий анализ и подробный разбор. Так получилось, что я получила кмс в танцах на льду еще в СССР, потом с фк было покончено, но пару лет назад работала хореографом - репетитором именно с фигуристами, хотя и непродолжительное время, по краткосрочному договору. Мысль, на которой я себя поймала, и которая меня ужаснула - почти ничего не изменилось. Попробую пояснить. В танцы у нас до сих пор списывают, причем поздно, когда уже совсем нельзя сваять одиночника или парника. В то время как мировая практика и нынешние чемпионы ярко демонстрируют, что чем раньше вы начнете готовить детей (лет в 8-9), тем лучше, потому что технический арсенал танцоров кардинальным образом отличается от всех остальных, поэтому и получается, что на уровень юниоров нас хватает, а дальше все, тормоз, так как в 17-19 учиться и переучитваться бывает поздно. У нас старое восприятие программ,так как сейчас нужен танец, а не спектакль. Танцоры должны делать такое количество элеметов и предписанных шагов, что тут не до драматургии. А мини спектакли остались в Ледниковом периоде. Почему многие люди считают, что раньше танцы были интереснее, даже тут пытались сравнить танго Грищук и одной нынешней пары? Именно поэтому. Но это - реальность, и либо мы играем по правилам, или мы не выигрываем. А лоббировать правила самим нашей федре не под силу. Именно в силу абсолютной трансформации танцев очередь сейчас не так актуальна, так как молодым бывает проще исполнять новые требования, но в нашей реальности время остановилась, мы все еще держим эту пресловутую очередь. Только так я который год могу объяснить позиции в сборной Рязановой и Ткаченко. Резюмируя, хочется согласиться с мнением, что надо менять систему подготовки танцоров сообразно новым требованиям. Ведь другие факторы потерь юниоров, как то: взросление, измение жизненных обстоятельств, травмы никто не отменял. Значит, хватить еще и доламывать все свои руками.
Еще 81 комментарий
84 комментария Написать комментарий