Цифровой сигнал. Как сделать КХЛ еще чуточку лучше
Артем Зырянов в блоге «Эпицентр» поздравляет Дмитрия Рябыкина с 1000-м матчем в чемпионатах России и просит КХЛ научиться продавать ее же рекорды.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Для начала несколько примеров
21 ноября. В Москве раннее утро, а в Лос-Анджелесе в это время в овертайме бодаются «Кингс» и «Девилс». У гостей хорош вратарь Шнайдер, а в одной из атак Зубрус и Жидлицки создают момент для броска Яромиру Ягру. Изящный прокат – встреча окончена. Через 15 секунд комментаторы сообщают, что Джей-Джей догнал по заброшенным шайбам Марио Лемье и сравнялся по числу победных голов с Горди Хоу. Еще через полчаса предовольный Ярдо позирует для фотографов с юбилейной шайбой в руках и раздает интервью, веселя репортеров шутками и историями из прошлого.
Двумя днями ранее и опять в Лос-Анджелесе 1000-й матч в НХЛ проводил Мартен Сен-Луи из «Тампа-Бэй». О том, что за событие произойдет в Staples Center и именно 19 ноября, официальный сайт НХЛ напомнил за несколько часов до начала встречи, посвятив отдельную новость, из которой мы узнали, что впервые в форме «Калгари» хоккеист сыграл в Японии. Через 3 минуты после матча – еще одна новость уже по факту свершившегося. Марти – герой дня.
А вот как с этим обстоят дела в конкурирующей лиге. В начале сентября коллега бросил в твиттер ссылку на инстаграм Даниса Зарипова, где, помимо вот таких веселых фото, нашлось место любопытному замечанию. Оказывается, во втором матче «Магнитки» в сезоне против «Витязя» Сергей Мозякин забил свой 300-й гол в клубной карьере, а пресса не сообщила об этом ни слова.
Мы бы рады, Данис, но официальный сайт КХЛ сообщил о его рекорде спустя 2 дня после игры, а видеозаписью памятной шайбы лига не располагает. Хайлайты матча в Подольске теперь найдутся разве что в архивах клубных операторов. Регулярно обновляемой суммарной таблицы лучших снайперов в истории чемпионатов России, которую можно было сохранить в закладках и следить по ней за перемещениями игроков, просто не существует.
В четверг свой 1000-й матч в чемпионатах страны провел защитник Дмитрий Рябыкин. Не такой новостной повод как погромы Анисина в уфимской больнице или надписи на «Бентли» Николая Жердева, но все же событие большого масштаба для российского спорта. Матч завершился в начале восьмого вечера по Москве. Реакция КХЛ? Нулевая. Поправьте меня, если я пропустил фамилию Рябыкина в коротком отчете сайта лиги из Челябинска.
Владимир Жидков, отвечающий за статистические компоты в КХЛ, проделывает огромную работу, за что ему спасибо, но, согласитесь, поздравлять Евгения Медведева с 500-м матчем в российских первенствах, а Дмитрия Калинина с 50-м голов и вступлением в клуб имени Вячеслава Фетисова спустя неделю после случившегося – это довольно странно. 13-го ноября Денис Паршин пробил отметку в полтысячи матчей за карьеру, а на следующий день сайт КХЛ уделяет два абзаца ошибке журналистов, неправильно подсчитавших количество сухарей у Ивана Лисутина. О достижении нападающего «Торпедо» свет узнает только через 5 суток.
Прав Кен Хичкок, для которого самое вкусное в хоккее – это эмоции и страсть. Тот, кто играл хотя бы на дворовом уровне, пусть и с деревяшкой за 300 рублей, без «защиты» и с ограничением «бросать только низом», не даст соврать – дух захватывает после первого же касания шайбы клюшкой. Мы любим хоккей за прекрасные и, порой, ужасные и очень поучительные истории, которые случаются с его героями. Но хоккей, несмотря на всю свою командность, не был бы хоккеем без статистики. Десятков и сотен различных показателей и выкладок, всевозможных рекордов и оценок, упрощающих понимание игры и делающих ее более цепляющей.
Какой бы противоречивой ни была статистика, болельщики любят цифры. Уэйн Гретцки не стал бы самым популярным хоккеистом прошлого века, если бы НХЛ с частотой раз в неделю не сообщила о том, что 99-й номер «Ойлерс» побил очередной рекорд, приблизился к Горди Хоу на столько-то позиций и на столько-то оторвался от Мориса Ришара. Хоккей – это противостояние не только команд, но и индивидуальностей. Цифры помогают сравнивать их, делают картину более наглядной. Следить за тем, как по таблице бомбардиров или снайперов карабкается тот или иной нападающий для многих не менее интересно, чем вспоминать, сколько раз они выигрывали чемпионаты и кубки.
КХЛ такой возможности не дает. Суммарных таблиц (подчеркиваем, официальных) за всю историю лиги, не говоря уж о чемпионатах России/МХЛ (и даже СССР/СНГ), в открытом доступе просто нет, хотя что стоит собрать все данные в одно место? Как это уже давно есть в НХЛ. Вот и приходится довольствоваться такими ребусами от Владимира Жидкова. Мы узнали, что Морозов 12-й, Мозякин 13-й, но как понять, сколько осталось снайперам до попадания в десятку и кто 14-й? Как и, главное, когда мы узнаем, что наши Ягры обошли Лемье?
Удивляет и отношение КХЛ к тому, что было в российском хоккее до ее создания. В профайлах хоккеистов указана информация о том, как и когда они выступали в НХЛ, но нет ни единого упоминания о сезоне суперлиги-2007/08 и турнирах, проходивших ранее. Вот чем занимался Алексей Морозов после ухода из «Питтсбурга» и до чемпионства с «Ак Барсом» в 2009-м? Судя по сайту КХЛ, играл в параллельной вселенной.
Если это правовой вопрос, то его нужно решить; если же принципиальное желание боссов КХЛ не иметь ничего общего с тем, что существовало до них – это глупость. Что изменилось-то, кроме роста и без того высоких зарплат у игроков? Евротур и зависимость лиги от сборной, регламент переделывается по ходу сезона, богачи таскают к себе хоккеистов из провинции, а выигрывают Кубки клубы-олигархи – это все было и до создания КХЛ. Не хочется еще раз тыкать носом в то, что есть за океаном, но там историю российского хоккея уважают даже больше.
За 5,5 лет вы не научились продавать или хотя бы предлагать потенциальным покупателям свою атрибутику, но неужели так сложно разобраться с такой важной составляющей игры, как цифры?