На уход Мутко из РФС
ФОТО: Даниил Иванов
Про работу Виталия Мутко в должности министра спорта, молодежной политики, туризма и сельского хозяйства говорят разное. Пока он еще не так долго всем этим руководит, так что итоги подводить рановато. А вот в РФС Мутко уже скоро станет исторической фигурой, а значит можно немного порассуждать о его роли в русской революции.
От эпохи Виталия Мутко потомкам достанется в наследство анекдот: «У прежнего президента любимое слово было б*я, а у нового поля». Действительно, в первые месяцы своей работы Виталий Леонтьевич просто замучил всех бесконечными, многочасовыми речами про открытие новых футбольных полей в российских городах и весях. Оно, конечно, дело нужное и полезное, но слушать становилось уже просто невмоготу. Какой бы вопрос не задали президенту, все равно он минут через сорок выруливал на эти самые поля. Хозяйственные люди хватались за голову, оплакивая потраченные впустую километры пленки и рулоны бумаги, которыми журналисты опутывали словоохотливого президента РФС. Пустословие Виталия Леонтьевича быстро стало придтчей во языцах, а его бодрый чиновничий язык практически не давал возможности разобрать речь президента на цитаты. А поговорить Виталий Мутко ох как любит. Со словами, таким образом, у президента был полный пердимонокль, а как обстояло дело, собственно, с делами?
Виталию Мутко необходимо было выбрать нового тренера сборной России и создать в РФС хорошо функционирующую систему работы. Тренера в итоге назначили удачно, хотя сам Мутко до последнего настаивал на кандидатуре Дика Адвоката. Но влияние Романа Абрамовича оказалось решающим, тем более что оплачивать контракт тренера предстояло вовсе не РФС. Потом Виталия Леонтьевича некоторое время беспокоил нездоровый интерес Хиддинка к кофе, но осознав, что здоровью Гуса ничто не угрожает, он утратил интерес к теме. Сосредоточившись на нерешенных задачах а именно реформированию РФС. Реформы начались с торжественного переезда в новое и довольно шикарное здание, призванное символизировать мощь российского футбола. В этом новом храме Виталий Леонтьевич хотел быть и батюшкой, и дьяконом, и мальчиком из хора. Всю систему он целиком и полностью замкнул на себе любимом. Президент решал абсолютно все вопросы от назначения генерального директора до нехватки бумаги в рфсовских уборных. Когда Виталий Леонтьевич уезжал куда-нибудь далеко, жизнь в РФС практически останавливалась. Такой стиль руководства вполне соответствовал амбициям Мутко, так как президентский пост в РФС был для него местом промежуточным на пути к сияющим вершинам. Так что, настоящей системы в Российском Футбольном Союзе как не было, так и нет. И чуть ли не первую очередь это касается юношеских сборных, тренеры которых продолжают получать неприлично маленькие деньги за свою работу. Не лучше ситуация и с судейством. С Николаем Левниковым Виталий Мутко не поладил, Сергея Зуева тоже недолюбливает. Нормально функционировать Коллегия Футбольных Арбитров в такой ситуации, естественно, не может. Чуть что судей делают крайними, как это произошло с Александром Гвардисом на памятном матче «Зенита» и «Локомотива». И разумеется, именно эти команды и оспаривают сейчас 3 место в чемпионате России, причем не без помощи дополнительных показателей.
Означает ли все вышесказанное, что Виталий Мутко был плохим президентом РФС и вообще вредной фигурой для нашего футбола? До побойтесь бога. На общем выдающемся фоне российского чиновничества Виталий Леонтьевич далеко и очень даже далеко не худший вариант. У него хотя бы проглядывает человеческое лицо. О большем в наши тяжелые кризисные времена и мечтать не приходится.
Ну и напоследок забавная история. Мой друг спортивный фотограф снимал для РФС разные мероприятия. Ну там, возложение венков, детские соревнования итд. Чтобы получить причитающиеся ему деньги, он трижды приезжал на Лужнецкую набережную. В решающий третий заход ему пришлось прождать в приемной около пяти часов. Наконец, дверь из кабинета президента распахнулась с шумом, оттуда вылетела какая-то девушка и громко, явно и для Мутко тоже выдала следующую тираду: «Бл*, столько времени я не ждала даже у Путина»!