Заграница нам поможет или особый путь России
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В первой части нашего рассказа мы поговорили об итогах 8 лет действия лимита в России и выяснили, что никакого обещанного обновления национальной сборной молодыми и талантливыми футболистами не произошло. Вместе с тем, при разговоре о лимитах многие упоминают, что похожие меры действуют во многих европейских чемпионатах, давайте разберемся, что же происходит у них.
Для начала давайте разберемся, кто считается в странах Евросоюза легионером.
Итак, первое, легионерами не могут считаться граждане других стран, входящих в ЕС. Толчком к этому послужило знаменитое дело Босмана. Так, бельгиец Жан-Марк Босман, выступавший за местный "Льеж" и не попадающий в основной состав, в 1990 году решил перейти во французский "Дюнкерк". Контракт с "Льежем" уже закончился, однако согласно действующим тогда правилам, игрок в течение 30 месяцев не мог перейти в другой клуб без согласия прежнего, что фактически не оставляло выхода игрокам, как подписывать новые контракты с прежними клубами на невыгодных для себя условиях, шутка ли, ведь в случае отказа игрок фактически оставался без футбола на два с половиной года. На основании этого "Льеж" запросил у "Дюнкерка" компенсацию, "Дюнкерк" отказался, после этого у Босмана осталась безрадостная альтернатива, либо подписывать контракт с "Льежем" с 75% понижением зарплаты, либо два с половиной года работать вне футбола, чтобы содержать себя и семью. Босман обратился в суд, разбирательство длилось долгих 5 лет, в ходе которых Босман влез в долги (играть в футбол он не мог сначала юридически, потом из-за растренерованности) и наконец 15 декабря 1995 года суд признал требования Босмана обоснованными и удовлетворил его иск к Бельгийской Футбольной Ассоциации и клубу "Льеж". Теперь футболисты могли переходить в другие клубы сразу по окончанию контракта в качестве свободных агентов. Кроме того, суд признал, что согласно 48 статье Римского договора о свободном перемещении людей, товаров и услуг в еврозоне, послужившего фактически правовой основой Евросоюза, игрок играющий в чемпионате страны Евросоюза, не может считаться легионером, если он гражданин другой страны, входящей в ЕС.
Что характерно, дело Босмана теперь вспоминают только в контексте отмены ограничения на легонеров, хотя то, что он сделал для других футболистов переоценить сложно. Кейсуке Хонда должен ему минимум бутылку хорошего спиртного отправить, если бы не Босман, то не в Милан бы Хонда через два месяца уехал, а остался бы в ЦСКА, или мы бы получили новый сериал на тему "За "Зенит" играть не хочу и не буду".
Идем далее. Помимо правила Босмана в европейском футболе действуют еще много поправок, по которым игроки, не являющиеся гражданами ЕС, не могут считаться легионерами. Хочется вспомнить так называемое дело Симутенкова. Суть дела: наш футболист Игорь Симутенков в 1999 году перешел в испанский "Тенерифе". Поскольку действовал лимит на 3 легионеров-неграждан ЕС, и то, что помимо Симутенкова в составе были еще игроки, попадающие под это ограничение, Симутенков играл мало. В 2001 году он обратился в испанский суд с требованием признать незаконным его ограничения, основываясь на соглашении между РФ и ЕС 1994 года о сотрудничестве. Дело прошло все инстанции, включая Верховный суд Испании, после чего в 2003 году попало в Европейский суд (нет, не по правам человека, тот действует под эгидой Совета Европы), который 12 апреля 2005 года принял решение по иску. Суд признал, что соглашение РФ и ЕС, в частности положение о недискриминационном доступе к работе в странах ЕС граждан РФ, если они находятся в стране на законных основаниях, идентичным упомянутой уже статье 48 Римского договора. Также, в решении есть отсылки к делу Босмана.
Очень хорошее исследование провел Станислав Рынкевич, где указал, что помимо граждан РФ согласно соглашению ЕС и Турции путь в европейский футбол открыт для турецких футболистов. До 2005 года жители многих стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов также могли расчитывать на равные условия с гражданами ЕС согласно Котонскому соглашению, но в 2005 году лавочку прикрыли. Кстати, Станислав описывает и дело Валерия Карпина, которое похоже по содержанию с делом Симутенкова, поэтому всячески рекомендую почитать.
Итак, что же мы видим? А видим мы, что в стартовом составе условного "Бетиса" могут выходить россиянин, голландец, бельгиец, немец, турок, француз, португалец, чех, серб, камерунец, нигериец, при этом это соответствует лимиту, и ни одного испанца! А ведь именно такие страшные картины нам рисуют пропагандисты идей лимита, вот только беда, на моей памяти, а также в Гугле таких случаев в Испании зафиксированно не было. Так же не замечено такой неприятности в чемпионатах Германии, Италии, Нидерландов, Франции.
Есть исключения, это Англия, 26 декабря 1999 года в стартовом составе "Челси" было 11 иностранцев, а 14 февраля 2005 года "Арсенал" пошел еще дальше, в составе было не только 11 иностранцев в старте, но и 5 в запасе, то есть ни одного британца в заявке. К англичанам, как неожиданно это звучит сейчас, присоединилась и Бельгия, чей "Локерен" в 2001 году выпустил 11 иностранцев в стартовом составе. Но об особом пути англичан, а также что из этого вынесли бельгийцы мы поговорим чуть позже.
А теперь еще одно неожиданное умозаключение. Если европейцы признают соглашение ЕС-РФ, наши футболисты не считаются легионерами, не должны ли граждане ЕС также быть признаны нелегионерами? Ведь фактически мы ставим себя в более привилегированное положение, чем европейцы, дискриминируя их граждан. И это означает, что Кришито, Навас, Бокетти, Вернблум и прочие замечательные футболисты не попадают под ограничение. Другой вопрос, что наш лимит четко относит указанных к легионерам, но ведь и в Европе до Босмана нелегионерами считали только своих граждан. Получается, наш лимит не только бессмысленен по содержанию, но и своим действием противоречит международному договору, который по юридической силе стоит гораздо выше, чем регламент премьер-лиги.
Ну и как тут не вспомнить дело Александра Мартыновича, которого иначе чем "русский Босман" не называют. В комментариях к моей записи о том, как РФС необоснованно требует у "Кубани" деньги за назначение Гончаренко, читатели из Белоруссии упоминали, что Мартыновича следует признать нелегионером. Здесь немного другая ситуация, между Россией и Белоруссией нет соглашения подобно соглашению ЕС-РФ, тот факт, что Белоруссия находится в составе Таможенного союза роли не играет, поскольку этот союз лишь направлен на беспошлинное движение товаров между странами, и он не является союзом аналогичным ЕС, то есть ссылаться на международные нормы Мартынович не может. Но у Мартыновича есть паспорт гражданина РФ. Обратимся к статье 3 Трудового кодекса
"Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства"
Начинаем разбираться. Мартынович - гражданин РФ, поэтому Трудовой кодекс, согласно статье 6 Конституции, регулирует и его права, вне зависимости от наличия у него второго гражданства. Однако, учитывая лимит, он не имеет равных возможностей для реализации своих трудовых прав. То есть нарушение на лицо. Теперь обратимся ко второму абзацу про недискриминационные ограничения. В двух словах: чтобы стать гос.служащим, военным или даже пожарным надо соответствовать определенным критериям. Эти критерии определены в соответствующих федеральных законах, вроде закона "О государственной службе". Регламент СОГАЗ-Чемпионат России не является федеральным законом, следовательно требование о лимите к российским гражданам незаконно. Идем далее, последняя фраза про решение задач государства. Многие скажут, у нас же поставлена задача выиграть ЧМ-2018, государство её решает лимитом. А вот и не угадали. Российский Футбольный Союз является общественной организацией, такой же как и Союз филателистов малых народов Севера, государственную полититку могут проводить только государственные органы, созданные в соответствии с федеральным законодательством. Поэтому все регламенты РФС по сравнению с тем же Трудовым кодексом юридической силы не имеют, более того, согласно статье 15 Конституции любые правовые акты, а регламент таковым является, не должны противоречить Конституции, а ведь налицо нарушение права на труд.
Передав очередной привет РФС и его правовой базе, приступим к разбору лимита в ведущих европейских чемпионатах. Начнем с действующих чемпионов мира и Европы испанцев.
В Испании в настоящее время действует следующий лимит: в составе одной команды на поле могут находиться только три игрока, не имеющих паспорта страны ЕС. Учитывая упомянутые соглашения РФ и Турции, игроки этих стран под лимит не попадают. Кроме того, Испания с удовольствием раздает свое гражданство, можно вспомнить Самуэля Это'О и Роналдиньо, или недавний пример - Диего Коста. Наиболее просто получить испанское гражданство жителям стран Южной и Центральной Америки, стран Карибского бассейна, Андорры, Филиппин , Экваториальной Гвинеи и Португалии, для этого им надо прожить два года на территории Испании и быть гражданином указанных стран с рождения. Если же футболист построил свою любовь и женился на испанке, то срок получения гражданства сокращается до года проживания. Поэтому неудивительно, что в Ла лиге очень много игроков с двойным гражданством, которые под лимит не попадают (Еще раз передаем привет РФС). Как видим, лимит более чем щадящий. Так почему же у Испании, которая по этому лимиту живет очень долго, такие выдающиеся результаты?
Ответ прост, испанцы ищут новых звезд там где и надо искать - в молодежных командах. После многочисленных успехов Барселоны под руководством Хосеппа Гвардиолы в обиход любителей футбола вошло новое испанское слово "кантера". Шутка ли, Месси, Хави, Иньеста, Бускетс, Пике, Пуйоль, Педро (никого не забыл?) - все прошли молодежные команды Барселоны. Система подготовки молодых футболистов в Испании не несет в себе какие-то тайные знания, все достаточно просто. Молодежные команды в зависимости от возраста имеют 7 уровней, 6 из них (кроме высшего Senior) делятся на два уровня А и В, подготовка начинается с 7 лет. По устоявшемуся правилу, все молодежные команды должны играть по одинаковой схеме, чтобы максимально сгладить переход юношей на следующий уровень. В Испании есть множество товарищеских турниров между клубами в зависимости от возраста участвующих, ну а главная команда кантеры играет уже в регулярном чемпионате Испании, в зависимости от положения главного клуба, наиболее выдающиеся кантеры играют в Сегунде. Как видим, ничего уникального в системе нет, но она настолько отточена, что ежегодно в Ла лиге открываются новые имена, ну и стоит просто напомнить, что молодежная сборная Испании выиграла два последних чемпионата Европы.
Теперь перейдем к тем, кто заставил прошлой весной говорить о национальном чуде - немцах.
Коротко о лимите, его нет. В смысле вообще, клубы могут купить хоть 30 бразильцев, но не покупают. Во второй Бундеслиге действует лимит, однако этот лимит не паспортной, а клубный. Так, на контракте клуба должны быть 8 воспитанников (игроков, сыгравших три сезона и более за молодежные команды в период с 15 до 21 года), а в заявке на матч должны быть 4 игрока из молодежной команды. Защитники лимита в нашей стране гордо воскликнут "Вот! У немцев есть лимит, он родимый их до таких высот поднял!". Нет, этот лимит стал возможен только после следующих событий. В 2000 году Германия заняла последнее место в группе на Евро. Боссы немецкого футбола поняли, что дальше будет хуже, поэтому стали работать с молодежью. Была принята программа, согласно которой в стране появилась система подготовки из трех ступеней. Сначала ребенок играет в простой футбольной школе. Далее, он приходит на просмотр в "опорный пункт", где работают тренера на зарплате у немецкого футбольного союза. Если он нравится тренерам, то его приглашают тренироваться дополнительно в опорном пункте раз в неделю, помимо занятий в футбольной школе. Далее, в опорных пунктах, а всего их в Германии 366, что превышает количество футбольных школ в России, футболистов просматривают скауты больших клубов. Прошедших отбор приглашают в "профессиональные центры", которые есть у каждого клуба первой и второй Бундеслиги, это официальное требование при лицензировании. Собственно, из "профессионального центра" лежит дорога в большой футбол, по такому пути прошли Мюллер, Гетце, Озил и прочие известные футболисты. Кроме того, немаловажную роль сыграл крах в 2002 году медиахолдинга Kirch-Gruppe, который был главным покупателем телеправ на игры Бундеслиги, и соответственно главным источником дохода. Поскольку клубы лишились огромного количества денег, они стали более рачительно относится к контрактам с игроками, до этого, в конце девяностых, Германия наравне со всей Европой участвовала в гонке зарплат, однако после случившегося в клубах стали больше доверять молодым доморощенным игрокам с меньшей зарплатой, а уже в 2003 году второе место занимает Штутгарт с молодыми Кураньи, Хиндельбрантом, Глебом и Хинкелем. Не скажу, что эти события стоят в причинной связи, но свою долю в популяризации молодых игроков это безусловно внесло.
Теперь обратимся к опыту страны, которая в последнее время стала ньюсмейкером на трансферном рынке - Бельгия.
Бельгия очень похожа на Германию, здесь тоже нет паспортного лимита, но есть требования иметь в заявке двух молодых игроков, а также 6 воспитанников. К лимиту Бельгийцы пришли в начале 2000-х. Надо сказать, что если говорить о 90-х в Бельгии, то кроме дела Босмана и выхода на ЧМ-1998, где они не вышли из группы, навскидку и вспомнить нечего, футбол переживал кризис, а в 2001 году в стартовом составе "Локерена" вышло 11 иностранцев. Бельгийцы поняли, что так жить нельзя, но не ввели запрет на иностранцев, а стали развивать молодежь. Многие связывают развитие футбола с именем известного в прошлом бельгийского футболиста Ван Химста, который разработал целую программу по подготовке молодых футболистов, в том числе именно ему приписывается заслуга того, что сегодняшние молодые таланты настолько техничны. Появилось требование о молодых игроках в составе, а чтобы его было возможно выполнять, бельгийские клубы стали вкладываться в академии. И вот, уже в конце 2000-х появился результат. Вот далеко неполный список бельгийских вундеркиндов, купленных разными клубами за большие деньги: Витсель, Феллайни, Куртуа, Компани, Лукаку, Праета, Азар. Все они являются выпускниками футбольных академий "Стандарта", "Гента", "Брюгге", "Андерлехта", списать на "золотое поколение" не получится, уж очень их много, да и талантливые футболисты появляются в Бельгии ежегодно.
А теперь перейдем к Англии, здесь нам будет особенно интересно.
Интерес Англия вызывает прежде всего тем, что лимита, как такового там тоже нет, есть ограничение, связанное с получением разрешения на работу. Королевская миграционная служба выдает разрешения только футболистам, сыгравшим в 75% матчей за национальную сборную в течение 2-х последних лет. Казалось бы, замечательно, это лишь усилит премьер-лигу, будет здоровая конкуренция, а молодежь будет набираться опыта у квалифицированных игроков. Выглядит хорошо, но есть одно но. Этой молодежи в премьер-лиге становится все меньше и меньше, с каждым годом в стартовых составах выходит все меньше англичан. И вот из Англии мы слышим знакомые слова "Только лимит спасет Родину", к призыву присоединяются авторитетные игроки вроде Фердинанда и Джеррарда, и вот слышны голоса, что Мутко был прав. Однако первые шаги английской футбольной ассоциации скорее обнадеживают Так, Глен Ходдл призывает обязать клубы иметь в составе молодых игроков, что как видно выше не одно и тоже с паспортным лимитом. Ходдл вошел в комиссию по развитию талантов, то есть направление выбрано верное. Да и здравомыслящих людей хватает, например Патрик Виейра, который сейчас тренирует молодежку "Манчестер Сити" заявил, что методы подготовки молодых англичан должны меняться, а идея ввести лимит на паспорта - лишь отговорка и не решение проблемы. Ну и на десерт слова Рафаэля Бенитеса, сказанные еще в далеком 2006 году
"Действующая система подготовки молодых футболистов в Англии далека от идеальной. Последствия будут видны в течение долгого времени. Последние результаты сборной Англии в международных турнирах показывают, что необходимо повысить уровень футбольных школ"
Комментарии излишни.
Что же хочется сказать в заключение. Примеры указанных стран показывают, что для сильной сборной совершенно не нужно вводить паспортные лимиты, которые являются чистой воды профанацией, основу для роста сборной надо искать в молодых игроках, именно молодых, а не имеющих паспорт гражданина РФ. Как показала практика - обязывание клубов иметь молодых игроков и собственных воспитанников в составе дает только положительный результат. Именно это, а не паспортный контроль, заставит клубы развивать футбольные школы, которые с огромной долей вероятности принесут результат в виде воспитанников. Но, никаких к этому предпосылок я не вижу. Нет, у нас вводили правило одного молодого игрока, кочилось это только историей с непонятным поведением Зенита и последующим техническим поражением, естественно, это не принесло никакого результата, потому что один игрок - это полумера, а потом правило вообще отменили. Может у нас есть хорошие детские школы и мы сможем это правило ввести в будущем? Вряд ли, у нас вторые фарм-команды на подобии испанских кантер имеют только Зенит, Спартак, Локомотив, Краснодар, Терек и Рубин. Какие команды вкладывали деньги в детский футбол в последнее время? Да те же, плюс Анжи при Керимове. Так откуда же у нас взятся молодым талантам? В результате, имеем, что имеем, чемпионат с малой посещаемостью и возрастную сборную. Так может пора прекратить рисовать воздушные замки в честь победы на ЧМ-2018 и пора что-то менять?