Добрый, трудолюбивый, иногда рассеянный, но верящий в себя Ветле Кристиансен
Приехав в небольшой норвежский северный городок Му-и-Рана на летний Чемпионат Норвегии по биатлону, я, как уже успела поделиться, почти сразу задала Ветле вопрос о возможности нашего интервью. Получив в субботний вечер сообщение от него о том, что через пять минут он будет меня ждать на первом этаже отеля, я мигом собрала свои вопросы и два пакета подарков и спустилась вниз по лестнице, благо идти было один пролет вниз из номера. Присоединившись к Ветле за столиком, сразу ответила на его взгляд, направленный на разноцветные упаковки, тем, что все это будет честно передано ему позже. Так мы и начали нашу беседу.
- Я начну с некоторых, скорее, предсказуемых вопросов. Например, как ты оцениваешь свои шансы на попадание в состав национальной сборной на Олимпийские Игры в общем и в эстафетную четверку в частности?
- Конечно, я думаю, что мои шансы высоки. Вообще, я всегда верю в себя. Данный сезон действительно отличается от предыдущих, потому что в прошлом я не был так хорош летом, но затем моя форма становилась все лучше и лучше ближе к зиме. В этом же году моя летняя форма по-настоящему фантастическая…
- И ты настороженно относишься к сегодняшним достижениям и к твоей форме?
- И да, и нет. Я думаю, что я просто совершенствуюсь и расту как спортсмен, взрослею, больше тренируюсь. Моя форма сегодня не была топовой, но гонка, по сути, сложилась удачно. В общем, у меня определенно есть шансы поехать на Олимпийские Игры. Норвежская сборная – лучшая в мире (тут мне было трудно не согласиться); Эмиль, Тарьей, Уле, Хенрик, я и Йоханнес – это прекрасная олимпийская шестерка, и из нее выйдет замечательная эстафетная команда. Я думаю, что тренеры вполне могут дать мне шанс войти в ее состав, особенно потому, что я никогда не паникую во время стрельбы. И верю в себя.
- И я верю в тебя. Кто сейчас сильнее: ты или Йоханнес?
- Если говорить именно о сегодняшнем дне, то я. Из-за того, что Йоханнес травмировал свое плечо этой весной, он начал тренироваться намного позже, но в скором времени мы станем равны, ну или почти равны.
- А что будет в будущем?
- Я надеюсь, что я буду лучше, конечно же. Но он по-настоящему силен и очень похож на Тарьея: у них очень много общего, сразу видно, что они – родные братья, и Йоханнес несомненно будет одним из лучших в мире.
- Я думаю, в будущем вы будете много соперничать друг с другом.
- Да, я думаю, что мы будем чем-то похожим на Эмиля и Тарьея как на трассе в плане соперничества, так и в жизни: мы очень хорошие друзья.
- Как важен для тебя этот летний Чемпионат Норвегии?
- Вообще не важен. Я называю это тренировкой с медалями. Просто соревнование - это самая лучшая тренировка, которую ты можешь получить. Никто же сейчас не находится в топ-форме. Конечно здорово, если у тебя получается ехать быстро, но это абсолютно не важно.
- Какова твоя мотивация на сегодняшний день: достижение спортивных целей, деньги, становление популярным и известным или что-то еще?
- Я не забочусь об огромной популярности или деньгах: мне все равно, буду ли я получать за это тысячу евро или сто тысяч евро. Главная цель – это олимпийское золото и золото Чемпионатов мира, и вообще иметь приятную и счастливую жизнь. Для меня спорт – это то, что я делаю от всего сердца и от чего получаю огромное удовольствие.
- Но у тебя есть и еще один «двигатель»: борьба со своей младшей сестрой (Тириль Кристиансен – прим. автора), ведь ты хочешь быть круче нее в спорте!
- Конечно! Это не очень хорошо: быть обыгранным младшей сестрой. Сейчас она очень сильна. Даже мои родители говорят мне: «Ветле, смотри, она сейчас лучше, чем ты!». И я знаю, что это – замечательная мотивация. Вот поэтому мне и нужно усердно тренироваться. Как я сказал однажды в интервью норвежскому телеканалу «TV2», я уйду из спорта, если она получит «путевку» в Сочи, а я - нет. Так теперь я немного давлю на себя.
- Я помню это интервью, так как переводила его. Но я надеюсь, что это была всего лишь шутка...
- Ну, все возможно, все возможно, -смеясь ответил Ветле. - Увидишь. Но я точно должен что-то с этим сделать.
- Я видела несколько фотографий с тобой и королем Норвегии Харальдом V. Расскажи, как и при каких обстоятельствах тебе удалось пожать ему руку на соревнованиях?
- Это было около семи лет назад, я не помню точно. Мне было 14-15 лет, и это были соревнования «Statkraft Young Star». Их посетил тогда король Норвегии, и одним из призов за победу была возможность пожать ему руку. Ну я и выиграл, чем заслужил это право.
- Признайся, хотел ли бы ты быть более известным и популярным сейчас? Или пока тебе нравится не очень большое количество желающих взять у тебя интервью журналистов, не очень много предложений о записи сюжетов?
- Вообще, мне нравится сегодняшняя ситуация. Я сейчас «одинокий волк», как мы называем это, немного еще сам по себе. Но для меня ничего не значат интервью: это не занимает много времени, не отнимает часы напролет, проходит вполне естественно. Я всегда могу отказаться, если не хочу давать интервью – не думаю, что это проблема.
- Планируешь ли ты продолжать участие в некоторых соревнованиях по гладким лыжам? Например, ты каждый год принимаешь участие в марафоне «Skaverennet».
- Да, я – завсегдатай этой гонки, потому что она проходит в моем родном Гейло и мне следует принимать участие в ней из-за ее популярности. Но в этом году я бы хотел выступать в лыжных гонках чаще. Я планирую принять участие в открытии лыжного сезона в Бейтостёлене, то есть сначала я, конечно же, выйду на старт в биатлонных гонках в Шушене, а на следующей неделе, как мне хотелось бы, - на старт в лыжных в Бейто.
В этом году я сменил свой лыжный клуб «Geilo IL» на «Lillehammer Skiklub», но по-прежнему выступаю за первый в биатлоне. Клуб «Lillehammer» очень большой, имеет отличные ресурсы и сильных спортсменов, с которыми хорошо тренироваться. Возможно, я войду в состав их эстафетной команды на лыжном Чемпионате Норвегии.
- Это что-то новое, я не слышала и не знала о смене клуба тобой...
- Никто пока не знает. Ты - первая, так как я просто еще не заявлял нигде об этом официально. Но все будет в порядке, если это станет известно, тебе не следует это скрывать, - улыбнулся Ветле.
- Хорошо, тогда скоро об этом узнают. Читаешь ли ты книги по спортивной психологии или в этом аспекте подготовки ты полностью доверяешь своим тренерам?
- Нет, я ненавижу книги по спортивной психологии. Я никому не доверяю, только самому себе. У нас есть психолог в сборной, мы всегда можем пообщаться с ним, если захотим, но я не делаю этого, я предпочитаю справляться со всем сам. Ну а если мне и нужно с кем-то поговорить, то я звоню своим друзьям, не связанным с биатлоном, и общаюсь с ними.
- У тебя спортивная семья: сестра – действующий спортсмен мирового уровня, дедушка – восьмикратный чемпион Норвегии по горным лыжам. Что это для тебя значит?
- Я думаю, что это значит все. Причина, по которой я вообще сейчас продолжаю заниматься спортом, заключается в моем отце. Он очень много вложил в меня, когда я был младше: двигал меня вперед, возил на тренировки по Норвегии и Европе не в составе каких-либо команд, а отдельно, с парой-тройкой других ребят, например, в Германию или Обертиллиах, составлял собственный график тренировок. За это я ему очень благодарен.
- А есть у тебя какая-либо мечта, не связанная со спортом?
- Мне хочется очень много путешествовать по всему миру после завершения спортивной карьеры. Мне безумно нравится делать это сейчас. Особенно мне хочется посетить те места, в которых я никогда не был и в которых не буду во время соревнований по биатлону: Таиланд, например, а не Австрию или Германию. Также я хочу после ухода из спорта работать с недвижимостью, как это делает мой отец: считаю это очень интересным занятием.
- Но у твоей матери есть собственный бизнес: крупный магазин спортивной одежды «Sport1 Geilo». И кто же будет продолжать его?
- Понятия не имею, но точно не я и не моя сестра. Думаю, мы его просто продадим. Лично я не собираюсь его продолжать: в нем слишком много работы, и для того чтобы зарабатывать хорошие деньги там, нужно по-настоящему вкалывать. Мне, скорее, хочется быть самим по себе, меньше зависеть от времени и других людей, работать тогда, когда хочется, иметь выходные дни тогда, когда вздумается…
- О, да это – просто работа моей мечты! Все мечтают о такой.
- Да я знаю. В любом случае, посмотрим, что будет в будущем.
- Почему в твоей семье так любят собак?
- Потому что собака – лучший друг человека. Мой отец, например, охотится на птиц, и в этом деле псы – прекрасные помощники. А еще они – всегда хорошая компания. Но сейчас у моих родителей остался только один питомец.
В этот момент в поле моего зрения показался Йон Кристиан Своланн, к которому затем примкнул Эгил Йелланн. Вдвоем они, тренеры основной женской национальной сборной, сначала долго разглядывали меня за моим занятием, а потом решили пройти мимо с очень удивленным и настороженным видом, и, как мне показалось, прислушиваясь к нашему разговору.
- Какое твое самое яркое воспоминание из детства?
(Очень долго и упорно подумав): - Ух, как-то не приходит ничего на ум. У меня очень много хороших воспоминаний, и мне по-настоящему трудно что-либо выделить. Но почти все они связаны с биатлоном. Победа, несмомненно, всегда является прекрасным чувством: когда ты осознаешь, что в этот момент что-то особенное происходит с твоим телом, не с внутренними органами и мышцами, а с эмоциональным состоянием, - и это божественно.
- Кто твой самый близкий человек, которому ты больше всего доверяешь?
- Ух, вот это вопрос. Я скажу, что это моя девушка...да, это - она. Я могу рассказать ей все, даже должен это делать.
В этот момент проходили друзья Ветле и отпустили пару шуток в наш адрес касаемо атмосферы и свечи на столе в прохладный осенний вечер. Не успела я снова вернуться к нашему разговору, как прошли другие парни и сказали: "Ого, русская девушка, Ветле?", на что я обратила внимание на свою футболку с логотипом "Sochi 2014", и ответила: "Конечно, русская!".
- Вот ты играешь на гитаре, Эрленд Бьентегор – на губной гармошке, Тарьей Бе на барабанной установке, Александр Ус на баяне. Оркестр сможете собрать?
- Ну, таких планов у нас никогда не было, хотя…это действительно возможно. А что, возможно, мы что-то и придумаем в будущем.
- Отлично, буду ждать. Скажи, какими видами спорта ты увлекаешься? Я помню, весной ты говорил мне о том, как вы с Тарьеем вместе смотрели финал Лиги Чемпионов.
- Да, футбол – мой любимый вид спорта, любимый клуб – английский «Ливерпуль». Также я смотрю горные лыжи и фристайл, раз моя сестра выступает в нем, хотя это такой скучный вид спорта...Могу посмотреть плавание, легкую атлетику (я немного следил за Чемпионатом мира в Москве), велоспорт тоже мне интересен, поддерживаю команду «Катюша». Так что можно сказать, что я – большой поклонник спорта.
- Так, а назови три свои самые лучшие черты.
- Намного легче назвать свои самые худшие черты, - смеясь ответил Ветле.
- Вообще, это – мой следующий вопрос.
- Ну,тогда попробую. Я добрый (что правда, то правда), очень трудолюбивый и … хм, у меня их только две.
- А что насчет твоих худших?
- Я думаю, первая из них – это то, что я по-настоящему легко могу потерять контакт со своими друзьями, когда ухожу в себя перед стартом и закрываюсь от внешнего мира в своем пузыре. Тогда со мной очень сложно общаться. Это по-настоящему хорошо для спорта, но не для жизни. Также я иногда рассеян: бывает, что мне нужно сфокусироваться на чем-то, но меня отвлекают другие мысли. В общем, плохих качеств у меня тоже только два.
- Какие фильмы тебе нравятся или какие жанры кино?
- Мне нравится боевики, что-то с гонками на автомобилях, самый известный фильм из этого, наверное - «James Bond».
- Какую музыку ты слушаешь перед стартом и какую – после гонок?
- Перед гонками я слушаю транс для эмоционального подъема, для нужного настроя. После гонок я слушаю только спокойную музыку с незамысловатым текстом.
- Что бы ты порекомендовал посетить и увидеть человеку, впервые оказавшемуся в Норвегии?
- Думаю, Лиллехаммер – очень хороший город: он большой и интересный любителям спорта. Также, несомненно, западное побережье с фьордами и горами – это великолепное зрелище. Однозначно, Саннес, от которого можно прокатиться до Лисеботн на лодке, наслаждаясь окружающими видами.
- А с чем у тебя ассоциируется Россия?
- Первое, что мне приходит в голову – хоккей на льду. Я иногда смотрю этот вид спорта, особенно лигу НХЛ, в которой много хороших русских игроков. Если я думаю о русском спорте, то мне в голову также приходит ваш прыгун в высоту с длинными кудрявыми волосами.
- Его зовут Иван Ухов.
- Точно! Еще у вас есть хорошие прыгуны в длину: Чемпион мира среди мужчин (Александр Меньков – прим. автора) и девушка, тоже прыгунья, я помню их на Чемпионате мира в Москве.
- Дарья Клишина, если ты о ней. И она – девушка Евгения Малкина.
- Да ладно? Это интересно. (Тут же с серьезном видом добавил): - И, конечно, с русской водкой.
- И пробовал ли ты когда-нибудь настоящую русскую водку?
- Конечно, на вечеринке после закрытия сезона в Ханты-Мансийске. Мне понравилось. Надеюсь, после Сочи и окончания сезона снова буду иметь такую возможность.
Заканчивали мы наш разговор мечтами о Сочи:
- В общем, ты знаешь: моя самая большая мечта – твоя поездка в Сочи. Я снова буду находиться там и заниматься тем же, чем и занималась, так что дело осталось за тобой.
- Правда? Отлично, у нас с тобой вообще тогда одна и та же мечта. Полетим вместе?
(Я, смеясь): -Думаю, не получится. Во-первых, я лечу не из Осло, во-вторых, на день раньше официального прибытия команд. Так что буду ждать тебя уже на стадионе на первой тренировке.
Вручив небольшие подарки, еще раз поздравив Ветле с удачной гонкой и пожелав будущих успехов, я разошлась с ним по разным этажам в ожидании воскресеных гонок преследования.
Вот так я и жду теперь его на Олимпийских Играх в Сочи после своей поездки в Му-и-Рана. Спасибо ему еще раз за живой разговор, и пускай он меня простит за то, что я его иногда чуть ли не перебивала (к сожалению, это иногда случается со мной): поняла это только при прослушивании записи. И пускай все сложится у Ветле, и он украсит собой предстоящие Олимпийские игры!
Юный викинг выходит в открытое море - большая статья о Ветле.
Фотография в анонсе взята на Scanpix.no, остальные - с летнего Чемпионата Норвегии.