Жесты
Многие психологи (Алан Пиз, Пол Экман, Гленн Вилсон) пытались классифицировать жестовое поведение как код особого рода и расшифровать физические знаки языка тела. Наблюдая за теннисистами на корте и вне его, я подмечала особенности их жестикуляции и подумала, а почему бы им не стать прекрасной иллюстрацией к этой «своеобразной аранжировке манер поведения», систематизированной психологами.
Попробуем немного поизучать теннисный body language?
«Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», – считает психолог Ален Брассер.
Безусловно, существуют профессии, непосредственно связанные с обманом в разных формах, такие как политические деятели, адвокаты, актеры и телекомментаторы. Они научились имитировать язык тела и выдрессировали свои телодвижения. Для остальных же попытка подделать язык собственного тела становится практически невозможной и легко раскрывается. (Александр Деревицкий, «Язык тела»).
Излюбленный (в смысле частоты повторения) жест Энди Маррея, встречающийся на десятках фотографий с пресс-конференций, - прикосновение к шее или потирание ее (у мужчин, вообще, этот жест носит более выраженный и интенсивный характер, чем у женщин).
Означает: напряжение, нервозность, эмоциональный дискомфорт, сомнение-неуверенность.
(Причем заметьте – везде - левой рукой, а именно левая рука, как трактуют психологи, – открывает наше подсознание, наши истинные мысли и желания).
Я бы назвала такое состояние "мильон терзаний"
«Ничего не вижу»! (вариант с известной фигурой обезьянки)- потирание века – блокировка сомнения или обмана, желание скрыться и дистанцироваться от них. Если при этом – еще и отведенный в сторону взгляд, то ложь становится более очевидной. Не раз замечала этот жест именно у Энди (его даже имитировал юный пародист, британец Джош Барри). Обычно он потирает глаз энергично, словно ему попала в глаз соринка. Конечно, это не означает, что Энди беспробудно врет. Скорее, это всё то же сомнение; как защитная реакция - уйти от встречного взгляда.
У Новака этот жест не так часто можно увидеть и он, как правило, едва заметен, как бы мимолетен - то есть классическое завуалирование обмана или реакции на неудобный вопрос.
"Глаза б мои не видели"! Весьма красноречивый жест, говорит сам за себя, усугубляюще критическая форма предыдущего.
"Мне хана"! Еще один "говорящий" невербальный сигнал, буквально означает "наступить на горло собственной песне"....Впереди "лифт на эшафот", гильотина...ничего хорошего, в общем...
Давид во время известного эпизода в Квинсе - тарана ногой лайнсмена.
Потирание или почесывание бровей относят к более утонченным маскировочным жестам.
Чаще всего - отвлекающий маневр во время поиска контраргумента, сокрытие замешательства или лжи.
"Держу оборону"! Один из самых распространенных жестов, используемых Рафой, - скрещенные на груди руки. Основное значение позы - желание закрыться, отгородиться, спрятаться от неблагоприятной ситуации.
Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук, являются очень утонченными, усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания и желающие скрыть свою нервозность. (Н.Равенский, Как читать человека). Поскольку Рафе приходится давать пресс-конференции после каждого матча, то, думаю, этот жест уже вошел в привычку и означает инсинктивное желание возвести барьер между ним и аудиторией, а затем как можно скорее закончить всю эту петрушку и сбежать.
=Он не собирается раскрывать перед вами душу и не ждет ничего подобного с вашей стороны=
"Я открыт и готов к общению". Жесты, противоположнные замкнутости: ладони вверх или шпилем вниз.
"Эффект Пиноккио". Многие психологи полагают, что если человек во время разговора начинает прикасаться к носу, потирать его это должно сигнализировать вам, что он пытается маскировать обман. Другими словами, это завуалированный спонтанный детский жест закрытия рта рукой, чтобы не проговориться. Также с силой хватаются за нос и теребят его люди, которых гложат сильные сомнения.
Специалист в области моделирования психических процессов Олег Ермолаев считает, что прикосновение к носу в большинстве случаев знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Это происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.
Делать так - вошло у Дельпо уже в привычку
"Я не хочу это говорить"! Или "Я не хочу это слушать" (критическая оценка) (а часто - и то, и другое). Поскольку на брифингах спортсменам часто приходится говорить не совсем то, что они думают на самом деле, невербальные сигналы проявления обмана вырываются наружу. Прикрытие (защита) рта рукой - тому типичный пример. Это желание что-либо скрыть или попытки дипломатично обойти нежелательную тему для дискуссии (особенно в случае проигрыша), когда мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова.
В книжке французских врачей Андре и Гастона Дюрвиля я нашла описание, на мой взгляд, удивительно подходящее к нынешнему Роджеру на корте ( Ps. в молодости он в течение нескольких лет работал над укрощением своего буйного темперамента):
"Мускульное бесстрастие, «сдержанная подвижность» тоже имеют свой язык, говорящий о самообладании. В неподвижности марсианского или солнечного типа чувствуется сияние высшего спокойствия. Напряженное внимание, раскаленная энергия вызывают по возможности самые незаметные и самые изысканные движения".
Ей-Богу, лучше не скажешь!
"Хочу к маме"! Жест "пальцы во рту" говорит о внутренней потребности в ободрении и поддержке, чтобы избавиться от состояния некоторого угнетения. Это бессознательная попытка человека, - трактуют психологи, - вернуться к безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте, относящемуся к оральной стадии развития. Пальцы могут быть заменены каким-нибудь подручным предметом...например, полотенцем, как в случае с Давидом.
Вообще жестом-привычкой тащить в рот всё, что попадается под руку во время матча, грешат многие теннисисты. И их можно понять: моменты отчаяния бывают у всех, а выбор инвентаря невелик. В данном случае мячики, ракетки, полотенца становятся типичными объектами переноса эмоций (косвенная агрессия), в частности, чувства недовольства.
Крайняя степень недовольства (когда отчаяние сменяется агрессией) это спонтанное ломание ракеток. И тогда "дестрой" (особенно, если это входит в привычку, как было у того же Сафина, например) превращается почти в сакральный обряд... Каковым является для музыкантов разгром своей аппаратуры в моменты кульминации экстаза на сцене...
"Shame on me"! Когда во время матча не знаешь куда деться от собственного позора, надо делать что-нибудь со своей одеждой: либо натягивать на голову футболку (прятаться от неприглядной суровой действительности), либо пытаться натянуть на нее же шорты (когда совсем уж сотворил нечто непотребное).
Вспомните чеховского надзирателя Очумелова: "Елдырин, сними с меня пальто"! Как только он попадал впросак и ему становилось стыдно, он начинал производить нервные манипуляции с одеждой.
Перейдем от жестов неудовлетворенности к жестам доминации.
"Я - хозяин"! Превосходство. Вызов. Соперничество. Закидывание ноги на ногу с образованием подобия цифры "4" или угла - поза характерная для победителя или человека с боевым настроем, открыто претендующего на эту роль.
Новак после взятия титула в Шанхае-2012, Рафа - финал ЮСО-2013, Роджер - Торонто-2010.
Также эта поза называется "американская четверка", так как вообще изначально свойственна американским мужчинам.
Но и славяне вполне успешно ее освоили.
Еще одна разновидность доминирования - "покровительство" - проявляется в любимом жесте Джоковича "обхват за голову" в послематчевых объятьях. Каждый раз этот жест меня впечатляет немного по-новому.
Как прокомментировал это фото один мой знакомый психолог (во время АО-2012): "более того – это и есть те самые «челюсти на холке». Нормальная самцовская ситуация: если, например, наблюдать драку псов, то после победы альфа-самец челюстями держит побежденного как бы "по-отечески".
Этот жест производит особенно сильное впечатление, когда становится обоюдным. Здесь и взаимное уважение, и влияние авторитета, и трогательная забота. Гармония жестов идет рука об руку с гармонией чувств.
Последний матч Энди.
Аккордные доминирующие жесты весьма красноречивы в победных ритуальных действиях.
Они могут быть как сугубо индивидуальными, так и "общим местом" в исполнении многих теннисистов.
Был такой шведский теннисист Йонас Бьоркман: после победного очка он на ходу дотягивалсся рукой мыска правой ноги и затем, удивительным образом сохраняя равновесие, совершал довольно забавное "па", заимствованное из какого-то диковатого крестьянского танца (tennis-expert).
Еще индивидуальные победные жесты:
Доминантная поза альфа-самца характерна для многих спортсменов-победителей и свидетельствует о безудержном эмоциональном накале и кульминации момента.
И закончить это маленькое исследование хочется одним из самых популярных жестов у теннисистов - показ языка. Вот его можно увидеть во всей красе и во всех ракурсах. Вообще, жест «показывающий язык» несет в себе довольно много информации: и привлечение внимания, и подзадоривание, и конфуз, и даже эротический подтекст. Но главное значение - жест-дразнилка: и неважно кого - себя или других.
(Недаром у Л. Толстого в "Войне и мир" языком «гримасничают», причем «grimacer» по-французски.)
(В посте использованы материалы статей и книг Аллана Пиза, Пола Экмана, Гленна Вилсона, Джеральда Клора, Андре и Гастона Дюрвиля, Николая Равенского, Александра Деревицкого).