Брендомания

Какой клуб возглавляет рейтинг брендов в 2013 году? Почему рейтинг брендов не менее важен, чем рейтинги IFFHS и УЕФА? Кому из российских клубов посчастливилось попасть в топ-100 самых дорогих футбольных брендов? Павел Городницкий тщательно разобрал все эти вопросы и выяснил, в каком направлении следует двигаться отечественной Премьер-Лиге.

До недавнего времени самым любопытным, авторитетным и посещаемым независимым футбольным ресурсом считался немецкий портал, специализирующийся на объективной оценке трансферной стоимости игроков. Состав «Боруссии» в 4 раза дешевле состава «Реала» - все новости подобного рода появляются как раз с немецкого сайта, позволяющего с легкостью найти самого дорогого нападающего АПЛ, самого ценного полузащитника Ла Лиги среди тех, кому за 30 и самого дешевого голкипера Бундеслиги.

Однако его трудно назвать универсальным и всеобъемлющим. Brandfinance пропагандирует совершенно иной, комплексный подход. Бренд — это то, что собой в целом представляет клуб не только для любителей футбола, но и для людей, интересующихся спортом от случая к случаю. Бренд — это совокупность дюжины различных факторов. Бренд — это имидж клуба в мире, его значимость и влиятельность, оцененная в денежном эквиваленте. Интересно, что Brandfinance проводит не только футбольные, но и деловые исследования, подготавливая общий рейтинг брендов в мире (Apple – на первом месте, Samsung – на втором), рейтинг брендов банков и другие табели о рангах. Тем не менее, глупо отрицать, что футбольная составляющая портала является популярной не только среди исследователей, но и среди болельщиков-перфекционистов, мечтающих видеть родной коллектив как можно выше в любом списке.

Загружаю...

Первая десятка

1 место: «Бавария», 860 миллионов долларов.

Трудно представить на вершине кого-то еще. Мюнхенцы последних лет — это выдающийся сплав команды и клуба, выливающийся не только в титулы, но и в отменную капитализацию. Футболки с фамилиями звезд баварцев продаются по всему миру, «Альянц Арена» считается одной из наиболее комфортных арен Европы, а личности вроде Беккенбауэра и Хенесса способствуют «набиванию цены» красных. Примечательно, что в 2012 году немецкий клуб оценивался
лишь в 786 миллионов, но после завоевания «требла» его стоимость резко возросла.

2 место: «Манчестер Юнайтед», 837 миллионов долларов.

Загружаю...

Мюнхенцы ожидаемо скинули с трона манкунианцев, которым аукнулся целый сезон (2011/2012) без трофеев. Бренд «дьяволов» сформирован давно, а громких, с точки зрения имиджа, событий с их участием за весь год произошло всего два — подписание ван Перси и «золото» АПЛ.

Переезд ван Перси на «Олд Траффорд» не позволил самому титулованному клубу Англии удержаться на вершине хит-парада Brandfinance. Да, у «МЮ» все в порядке и с футболками, и со стадионом, и с культовыми людьми, но «баварская машина» своим победоносным шествием затмила чемпионов Премьер-Лиги.

3 место: «Реал Мадрид» 621 миллион долларов.

Фанаты «сли-вочных» могут выдохнуть с облегчением: хоть где-то их родному клубу удалось опередить заклятых каталонских врагов. «Реал» пожинает плоды эпохи «галактикос» - для многих людей «бланкос» и поныне ассоциируются с Зиданом, Роналдо, Бекхэмом и Роберто Карлосом.

На «Сантьяго Бернабеу» в прошедшем сезоне «зажигали» вовсе не звезды начала «нулевых», а мечта всех женщин мира Криштиану Роналду, эксцентричный и харизматичный Жозе Моуринью и... Икер Касильяс, поругавшийся с португальским тренером и усевшийся на лавку родной команды. «Сливочные» вполне могли бы претендовать и на первое место в рейтинге (которое принадлежало им в 2010 году), но три кряду полуфинала Лиги Чемпионов, одна победа в Примере и триумф в Кубке Испании были оценены экспертами Brandfinance весьма скудно.

Загружаю...

4 место: «Барселона», 572 миллиона долларов.

Ни о ком за последние пять лет не говорили так много, как о сине-гранатовой красавице «Барсе». Ее величали лучшим клубом мира, ее доминирование небезосновательно называли «эпохой», однако каталонский клуб так и не смог стать ведущим футбольным брендом. Хави и Иньеста никогда не были «пупсами» наподобие Криштиану Роналду, а о Месси и говорить не приходится. Летом 2013-го в Барселону приехал зажигательный и экстравагантный Неймар, чьи майки даже без номера разлетались с нереальной скоростью. Логично предположить, что с подписанием бразильца каталонцы поправят свои позиции и в Лиге Чемпионов, которая не покорялась им уже два года подряд, и в рейтинге брендов.

5 место: «Челси», 418 миллионов долларов.

Создатели списка отдельно подчеркнули, что триумфатора Лиги Чемпионов 2011/2012 сгубила полнейшая беспросветность в локальных турнирах. Для формирования бренда внутренние чемпионаты играют не меньшую роль, чем международные. Не верите? Взгляните на «Интер», растерявший за год 64 миллиона долларов брендовых денег. Причина банальна — миланский клуб с момента своей виктории в чемпионской Лиге передвигается от кризиса к кризису. Проблемы «Челси» лежат в той же области. С 2007 года ни один из наставников не мог похвастаться тем, что его кресло не начинало самопроизвольно раскачиваться, словно маятник. Хронически нестабильная ситуация привела к тому, что Роман Абрамович решил вернуть на «Стэмфорд» Жозе Моуринью, с именем которого связано, возможно, лучшее трехлетие «аристократов» за всю их историю.

Загружаю...

6 место: «Арсенал», 410 миллионов долларов.

Философия «канониров», о которой чуть чаще, чем еженедельно рассказывает Арсен Венгер, доказывает свою состоятельность в рейтинге брендов. «Арсенал» - единственный член первой десятки, не выигравший за последние пять лет ни одного титула. Зато на комфортабельном «Эмирейтс» выступали ван Перси и Насри, продолжает солировать Тео Уолкотт, а руководит этим действом уже упоминаемый и очень уважаемый француз Венгер, установивший в стане «пушкарей» собственные незыблемые правила.

Маркетинговую политику «красно-белых» порой хочется назвать образцовой, но и в ней случаются курьезные и немыслимые провалы. Как тут не вспомнить чудесную историю с календарями с изображениями Робина ван Перси, присланными самым верным поклонникам лондонцев...в декабре 2012 года!

7 место: «Ливерпуль», 361 миллион долларов.

Третьим в английском кватете идет мерсисайдский коллектив, в последний раз выигрывавший чемпионат страны тогда, когда Стивену Джеррарду исполнилось 10 лет. История — еще одна значимая составляющая брендового рейтинга, а истории «красных» можно посвятить не одно собрание сочинений. 18-кратный чемпион Англии, 7-кратный обладатель Кубка Англии, 8-кратный обладатель Кубка Лиги — эти регалии позволяют деградирующему из года в год «Ливерпулю» обгонять в табели о рангах «Наполи», «Атлетико», «ПСЖ» и еще с десяток успешных клубов.

Загружаю...

8 место: «Манчестер Сити», 332 миллиона долларов.

«Горожане» на текущий момент находятся выше всех в рейтинге из своих внезапно разбогатевших коллег. «Сити» опережает и «ПСЖ», и «Монако», и «Анжи». На позиции «голубых» кардинальным образом повлияло историческое «золото» АПЛ 2011/2012, которое учитывалось при подсчете стоимости бренда с высоким коэффициентом.

Из всех представителей десятки у «горожан» самое шаткое положение — в прошедшем году они не смогли не только отстоять титул, но и выйти из лигочемпионской группы. В прессе постоянно фигурируют имена и суммы переходов, но на деле манкунианцы уже достаточно давно не усилились футболистами европейского топ-уровня. Сможет ли Мануэль Пеллегрини удержать «Сити» в топ-10 самых дорогих брендов? Большой вопрос.

 9 место: «Милан», 263 миллиона долларов.

По сравнению с 2012 годом итальянцы никуда не переместились, но потеряли 28 миллионов брендовой стоимости. Причины лежат на поверхности — смена поколений у «россонери» прошла резко и очень быстро.

«Черно-синим» откровенно не хватает опыта, и «Ювентус» потихоньку забывает, что такое конкуренция и как она выглядит. Как бы то ни было, обитатели «Сан-Сиро» остаются на первой строчке среди итальянских команд по суммарному показателю. «Старая Синьора» - 13-я, «Интер» - 15-й, «Наполи» - 20-й, «Рома» - 28-я, «Фиорентина» - 49-я, а римский «Лацио» замыкает первый «полтинник».

10 место: «Боруссия» Дортмунд, 260 миллионов долларов.

В 2013 году «черно-желтая банда» Юргена Клоппа раскидала по разным углам ринга своих противников в Лиге Чемпионов, потерпев первое, но ни на что не повлиявшее поражение только в полуфинале. Неудача в главном матче несильно отразилась на позициях Левандовски и компании — боруссийцы провели отличный сезон и впервые в истории добрались до первой десятки рейтинга Brandfinance, бесцеремонно прогнав из шорт-листа...своих принципиальных оппонентов из гельзенкирхенского «Шальке»!

Загружаю...

Где же Россия?

В топ-50 списка Brandfinance — 15 британских, 5 испанских, 8 немецких, 7 итальянских, 4 французских, 2 голландских, 1 португальский, 3 турецких, 5 бразильских и 0 русских клубов. Между тем, в аналогичном рейтинге 2012 года в сотне самых дорогих футбольных брендов планеты на 41-й строчке располагался «Зенит», на 61-й — ЦСКА, на 64-й - «Спартак», а на 96-й - «Рубин».

В том же списке за 2012 год российская Премьер-Лига занимает восьмое место и оценивается в 376 миллионов долларов. Для сравнения приведем брендовую стоимость некоторых зарубежных чемпионатов:

1 Англия — 4, 170 миллиарда долларов;

2 Германия — 3,038 миллиарда долларов;

3 Испания — 1,531 миллиарда долларов;

4 Италия — 1,122 миллиарда долларов;

5 Франция — 849 миллионов долларов;

6 Турция — 431 миллион долларов;

7 Голландия — 422 миллиона долларов;

8 Россия — 376 миллионов долларов;

9 Украина — 291 миллион долларов;

10 Португалия — 108 миллионов долларов.

Атомная стоимость английских брендов объясняется высочайшим уровнем, которого достигли трансляции с Туманного Альбиона. Пожалуй, даже самые ярые ненавистники АПЛ не станут спорить с тем, что тв-картинке с британских полей равных пока нет и не предвидится. Но за качество необходимо платить, и Премьер-Лига щедро одаривает тех, кто делает продукт таким заманчивым. В 2013 году чемпион страны «Манчестер Юнайтед» заработал на репортажах 72 миллиона евро, а вылетевшие из элиты «Рединг» и КПР обогатились на 46 миллионов евро. Для сравнения, лидеры французского футбола, «Пари Сен-Жермен» и «Лион» приплюсовали к бюджету по 48 миллионов евро.

Очевидно, что работы у российских клубов — непочатый край. Продажа атрибутики в сравнении с иностранными грандами даже у «Зенита», «Спартака» и ЦСКА находится в зачаточной стадии. В евро-кубках дела у наших представителей обстоят неважно. Приезд отдельных известных в Европе личностей (сюда можно отнести даже Унаи Эмери и Славена Билича) лишь слегка приподнимает престиж российского футбола. Как ни печально это признавать, но главный недостаток нашей Премьер-Лиги кроется в посредственной «обертке» российского футбола. Разве будет уважающий себя англичанин или итальянец, привыкший к «Этихаду» или «Стадион Олимпико», смотреть трансляцию из Ростова, где четыре с половиной камеры невпопад переключаются между собой? Полагаю, ответ вам известен.

Загружаю...

Павел Городницкий

Материал из августовского номера:

Следите за журналом «Eurofootball» в соц. сетях:

    

Загружаю...

Скачать журнал на iPhone, iPad: https://itunes.apple.com/ru/app/eurofootball/id610282470?mt=8 

Подписаться на Eurofootball любым удобным для вас способом:

http://eurofootball.ru/journal/subscribe

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Блог журнала Eurofootball