Юрий Машков о скалолазных тренировках в Царицыно
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Из автобиографического очерка Заслуженного тренера РСФСР, ровесника "официального" советского спортивного скалолазания Юрия Викторовича Машкова в записи Леонида Мача. Исходный текст на mountain.ru Фото из статьи Л. Мача "Царицынский Замок - скалодром всесоюзного значения" и Григория Григорьева.
«Сумел распределить всю нагрузку по телу от мизинца правой ноги до левого уха, значит полез.
Если ты потянулся к зацепке - значит, она есть; положил руку на зацепку, не важно, хорошая эта зацепка или плохая, – прими такое положение тела, чтобы зацепка держала».
Юрий Машков: "Самый большой вклад в развитие отечественного скалолазания внесла государыня императрица Екатерина Великая. Она отвоевала у Турции Крым - мекку наших скалолазов, - и построила первый в Москве искусственный скалодром - Царицынский замок".
Комплексные маршруты соревнований по спелеологии явились прообразом системы моих царицынских тренировок, лестницы и "дюльфера" в тренировки, разумеется, не включались. Траверс – тренировка фундаментальной выносливости. После 45 минут траверса, на фоне общей углублённой разминки и частичной усталости, мы переходили к отработке различных элементов лазания. Мизеров, распоров, равновесия, психологических маршрутов, и т.д., и т.п. Сегодня отрабатывали один элемент, завтра другой, послезавтра – третий. Если человек «отваливался» после 45-минутного траверса или раньше, значит он ещё не готов к восприятию серьёзных нагрузок. У него нет ни техники, ни выносливости – ничего нет. Поэтому я позволял всем желающим участвовать в тренировке. «Можно, но ты полезешь за этим человеком». И вот "гусеница" лезет, старается. Каждый думает: «Что я, хуже всех?»
Но, тем не менее, через 15 минут траверса половина участников отставала. Если невмоготу, тяжело и страшно – значит, ты не достиг того уровня, когда ты себя контролируешь. В действительно опасных местах, я убегал от первого и страховал «хвост».
Как правило, падение происходит, когда неожиданно поскользнулся на мокром, сломался ноготь, вылетела оса, отломалась зацепка. Возникает неадекватная реакция и «опа…» - ничего сделать уже нельзя.
У человека весь организм, все инстинкты направлены на сохранение жизни. Прежде, чем упасть, организм, подсознание заставит тебя сделать то, чего ты никогда не делал, чтобы остаться живым.
В конце шестидесятых как-то лез на Ильяс-Кае, верёвка от меня идёт хорошим маятником, при срыве могу землю задеть. Тяну руку в трещину, а оттуда - гадюка! Я умудрился, убрав руки, два метра пробежать вверх по скале. Мы не знаем возможностей своего организма.
Однажды в Царицыно я нашёл царские три копейки. В распоре руки–ноги, с монеткой в правой руке, полез на третий этаж. Решил монетку на полочку положить. Поднимаюсь до верху, перехватываюсь левой рукой за верхний карнизик, а там пыль. Левая рука соскакивает, правая рука, с трюльничком, не держит. Лечу вниз спиной, с третьего на второй этаж. В голове мелькает: кошка при падении крутит хвостом и приземляется на ноги, я крутанул руками и ногами, в результате, шмякнулся боком, отделался ушибом – спина цела.
На Замке великое множество архитектуры, пригодной для отработки самых разнообразных распоров. Немногие помнят про царицынский гранит. На цоколе левой части Замка под колоннами - «выбрасывающие распоры».
Стенки, облицованные гранитными плитами, расходятся под углом приблизительно в 60 градусов. Распор руки – ноги, чем глубже, тем уже. Здесь можно было отвлечься от кирпича и белого камня и прочувствовать трение на граните.
Скалолазание – применение техники распоров для передвижения по скальному рельефу. Если ты можешь распределить всю нагрузку по телу от правого мизинца ноги до левого уха, тогда ты полезешь.
Передвижение в подхватах, в откидках - та же распорная техника. Передвижение по полкам на равновесии, когда пальцы еле придерживаются за мельчайшие неровности, требует правильного распределения нагрузок во всех самых тонких нюансах, - по своей сути, тоже распор.
Это знали ведущие скалолазы и альпинисты ещё тридцатых–сороковых годов. Приведу цитату из довоенной альпинистской книги: «Умелое использование распоров определяет хорошего скалолаза, применение распоров, необходимо не только при передвижении в каминах и расщелинах, а на любом маршруте. Известный европейский скалолаз Марушка говорит следующее: «Распоры – альфа и омега элегантного, хорошего лазания». Руководство по технике альпинизма 1940 года издания, под общей редакцией Ильи Черепова.
Одно из упражнений – встать на равновесии на узкой полочке, когда под руки ничего нет. Полочка пять сантиметров шириной, кирпичная кладка с глухими швами без единой зацепы. Левая рука в упоре на полочке для подачи груди и всего корпуса вверх с переносом нагрузки на правую ногу. Нагружаешь развёрнутую правую ногу, касаясь стенки внутренней стороной колена. Нижняя нога, использует трение, подрабатывает стопой и ползёт выше и выше. Распределяешь нагрузку между тремя точками опоры и подаёшь правую руку вверх.
Нагрузка распределяется между правой рукой и правой ногой через все мышцы корпуса. Давить опорную ногу, давить спиной, грудными мышцами, даже бицепсами, не только мышцами бедра. Используешь состояние статического равновесия, напрягаешься изо всех сил. Наконец, верхняя рука достаёт нижний упор, в известняковый кант, появляется явная точка приложения контр-усилия, ставишь нижнюю ногу на полку. Выход сделан.
Даже на карнизе, когда оторвались ноги, если моментально не подключить спину, грудную клетку, долго не пролезешь. Можно успеть дёрнуться на одних руках, но всё равно, все мышцы должны быть задействованы и направлены на прохождение.
Тот же маятник на башне в Царицыно. Это не просто качание на руке, как мешок с дерьмом. Когда летишь - разворачиваешься, подтягиваешь спину, готовишь постановку ног. Встаёшь в распор рука–нога с распределением нагрузки по всему телу. Хватаешься свободной рукой, освобождаешь маятниковую руку.
Один из интересных элементов царицынской архитектуры – круглые белые карнизики на фасаде. Обычно народ проходил карниз с упора на локоть. То есть, подлезаешь, хватаешь покатый карниз двумя руками, подтягиваешься, переходишь в упор на левое предплечье, подаёшь грудь вперёд, складываешься, ставишь ногу на карниз, переносишь на неё вес, хватаешься в окно – выход сделан. Из виса на руках в упор на руку, не используя предплечье, выходили единицы. Очень сложный элемент. Подобные элементы мы отрабатывали после разминки – траверса.
Таким образом я готовил своих мастеров спорта: Алексея Чертова, Надежду и Михаила Вершининых, Игоря Яшина, Наталью Космачёву и многих других. В моих тренировках в разное время принимали участие все москвичи. Я не возражал - желающие могли пристроиться в хвосте, но далеко не все могли закончить разминку.