Лототрон. Как лотерея драфта подрывает доверие к НБА
Сегодня состоится лотерея драфта в Национальной Баскетбольной Ассоциации. За закрытыми дверями 14 пронумерованных шариков запустят в барабан, выберут из них 4, определят, кому достанется право первого выбора на драфте 2013 года, а затем еще дважды проведут эту процедуру для второго и третьего пика. Затем на специальной церемонии объявят результаты, и тут же в интернете появятся теории заговора, утверждающие, что лотерея была подстроена. Ведь такие теории можно составить для каждой из 14 команд, участвующих в лотерее.
Эта история берет свое начало еще в 1966 году, когда НБА решила поменять правила драфта в том, что касается порядка выбора. Пропали территориальные пики, а две худшие команды лиги, по одной из каждой конференции, определяли обладателя первого пика драфта с помощью монетки. Чтобы получить в свои ряды готовую молодую звезду баскетбола, нужно было просто оказаться хуже всех в своей конференции и при этом не быть «Финиксом»-1969 или «Чикаго»-1979.
В 1984 году «Хьюстон», за год до того уже выбиравший первым, сделал ставку на слив сезона в надежде получить лучшего центрового поколения, который по совпадению играл под боком, за Университет Хьюстона. «Рокетс» явно не желали выигрывать встречи в концовке сезона, молодые звезды команды Сэмпсон и МакКрэй слишком мало времени проводили на паркете, и это дало пищу для размышлений.
После критики со стороны тренера «Маверикс» Дика Мотты НБА решила пресечь желание не попадающих в плей-офф команд проигрывать все встречи подряд, чтобы получить шансы на первый пик драфта. Так родилась идея разыграть топовый выбор на лотерее – подробнее о той системе лотереи, которая действует сейчас, можно прочитать в другом блоге. А в 1985 году все 7 команд, не попавших в плей-офф, имели равные шансы. Идея лотереи была юна, и в дальнейшем ей предстояло видоизменяться и устранять недочеты.
Но, как только появилась лотерея, появились и обвинения в том, что она подстроена. Подозрения возникают и сейчас, и их снижению ничуть не способствует то, что сами шарики выпадают из барабана за закрытыми дверями, а публике объявляют только результаты. Кроме того, за 23 года взвешенной лотереи лишь трижды абсолютно худшая команда получала первый пик, хотя по закону больших чисел это должно было происходить вдвое чаще.
Эра 1: усиление целевого рынка
Если у команд нет фиксированного выбора, то будь лига нечиста в данном вопросе, она могла бы отправить лучшего из студентов туда, куда сама посчитает нужным. Поскольку прибыль команд генерируется в основном на крупных рынках, то случайное попадание первого номера драфта в Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Чикаго не может пройти мимо внимания сомневающихся в чистоте НБА.
1985 – «Нью-Йорк»
Худшими командами по итогам сезона-1984/85 оказались «Голден Стейт» и «Индиана» с показателями 22-60. На две победы больше было у ослабленных травмами «Никс», которым при старой системе не светило никакого шанса заполучить лучшего баскетболиста из NCAA. Патрик Юинг рассматривался всеми как единственный кандидат на первый номер драфта, и не было никаких сомнений, что доминирующий центровой сразу станет звездой НБА, какая бы команда его ни выбрала. Новая система ставила все 7 худших команд лиги в равное положение.
Церемония первой лотереи драфта проходила в Нью-Йорке, в конференц-зале отеля Вальдорф-Астория, и собрала десятки почетных гостей, сотни репортеров и миллионы зрителей у экрана. Семь конвертов запускают в барабан, рука Комиссионера НБА Дэвида Стерна выбирает один из них и достает из распечатанного конверта логотип «Нью-Йорк Никс» к радости окружавших гостей.
Подобная удача, благоволившая команде с крупнейшего рынка Америки, не могла не вызвать подозрений. Репутация лиги совсем недавно страдала от скандалов с наркотиками, и НБА нужна была новая яркая история: Юинг в «Никс» стал ею.
Как Стерну удалось устроить подставную лотерею (если она была подставлена) на глазах у миллионов? По одной из версий, край конверта, который предназначалось достать первым, специально сильно помяли перед запуском в барабан. По другой, при запечатывании нужный конверт просто заморозили. По третьей, его и помяли, и заморозили, чтоб уж наверняка. «А вы попытайтесь, заморозьте конверт, и посмотрим, сможете ли вы выбрать его среди остальных, – оправдывался помощник Стерна Расс Граник. – Никто не пытался устроить подобный эксперимент. Людям просто нравится строить теории заговора».
В итоге же на том драфте лучший игрок достался «Юте», которая выбирала только тринадцатой, что только подтверждает неписаное правило: чтобы стать сильнее, нужно не проигрывать, надеясь на драфт, а хорошо работать.
1993 – «Орландо»
На этом месте могла бы быть и другая команда, но получились «Мэджик», а корни нужно искать годом ранее, когда флоридская команда получила Шакила О’Нила. Тот первый выбор на драфте 1992 года тоже иногда рассматривается в ключе «НБА специально подарила Шака «Орландо», и можно выследить цепочку: осенью 1991 года франшиза выставлена на продажу – НБА не хочет уходить с нового рынка центральной Флориды – Стерн обещает новым владельцам усилить слабую команду – НБА «дарит» первый пик и права на Шака.
Но, если по подобной схеме можно найти подозрительные вещи в каждой лотерее, то лотерея следующего года была значительно более странной. «Орландо» с Шаком закончили сезон с равным числом побед-поражений и почти попали в плей-офф. Шансы на первый пик в лотерее равнялись всего полутора процентам. Но второй год подряд «Мэджик» везет, и они получают первый номер, который в итоге обменивают на третий и довески и получают к Шаку еще и Пенни Хардуэя, а через два года играют в финале НБА. Вероятность выбрать два пика подряд для «Мэджик» составила 1 из 434! Неужели такое возможно?
Эти два пика «выиграл» Пэт Уильямс, чьи отношения с драфтом уникальны. За свою долгую карьеру в офисах «Атланты», «Филадельфии», «Орландо» он игрался с драфтом, как хотел – выбирал своего новорожденного сына, выбирал 49-летнего врача, он же выбрал не только О’Нила, но и Баркли (да и Криса Уэббера), выбрал бы и Кенни Смита, да только не работал в 1987 году – а так бы весь состав Inside the NBA был бы выбран Пэтом Уильямсом!
Так вот, Пэт Уильямс за свою карьеру четыре (!) раза выигрывал лотерею – в 86, 92 и 93, а также в 2004, куда был послан «Мэджик» на удачу. Возможно, флоридцам стоит прибегнуть к помощи своего талисмана и вновь отправить его на церемонию. А возможно, все заранее предрешено.
Как и «Никс» в 1985 году, «Сиксерз» в середине 90-х также нуждались в ком-то, кто возродит титулованную франшизу. И, как и 11 лет назад, на драфт выходил яркий студент из Джорджтауна, который без сомнения уйдет первым пиком и за несколько лет выведет команду обратно к вершинам.
Так оно и произошло, и «Сиксерз» заполучили Айверсона. У них и были самые высокие шансы на первый пик – почти 34%, но... во-первых, мы знаем, что лучшие шансы – это не преимущество – скорее даже это «черная метка» для команды. А во-вторых, худшей командой лиги стал «Ванкувер». Вот только когда канадские команды вступали в лигу, НБА порешила – первые три сезона они не смогут выбирать первыми на драфте (c «Бобкэтс» такого бреда не было). Поэтому «Ванкувер» лишился всяких прав на первый пик и возможность выбрать Айверсона еще до лотереи.
Ну а Айверсон вернул зрителей на трибуны «Спектрума», распродал миллионы маек с символикой «76-х», а «Филадельфия» вновь стала популярной командой, и даже вышла в Финал НБА. Что, Ванкувер, тоже такого хотели? Да не по Сеньке шапка, от вас даже Фрэнсис сбегал.
1999 – «Чикаго»
Всё довольно очевидно. После знаменитого «Игроки и тренеры не выигрывают титулы, их выигрывают организации» Джерри Краузе развалил «Буллз» и пытался их собрать снова. Подсобила ли ему лига, дав первый пик после первого же сезона без Джордана? Не доказано.
Но что касается Джордана и лотереи...
В 2000 году икона баскетбола принялась за новую работу – генерального менеджера «Уизардс». На драфте того года у «Уизардс» просто не было пика в первом раунде, а вот в 2001 – был. О возвращении «Его Воздушества» в НБА речи пока еще не шло – но какая хорошая история была бы, если бы команда под руководством Майка получила бы настоящую звезду с драфта?
Получили Кваме. Распишитесь.
Видимо, Джордан подхватил у Краузе его новую болезнь – желание задрафтовать непроверенного школьника-центрового. Ведь в том же году Краузе сам обменял того самого игрока, что был выбран в 1999 году – Элтона Брэнда – на Тайсона Чендлера. Так в 2001 календарном году в «Буллз» играло 4 будущих олл-стара, но ни один из них не смог достичь этого в «Чикаго» (и это ещё Джамал Кроуфорд там был); про «Вашингтон» же и говорить ничего не хочется.
Усиляй такие команды первыми пиками, не усиляй – без толку. Если и были в НБА когда-то затеи по управлению лотереей драфта, то после этих неудач философия закулисных игр видоизменилась.
Эра 2: территориальный пик
Еще до идеи с подбрасыванием монеток на драфте НБА были способы выборочного усиления команд – это были территориальные пики, когда франшиза выбирала звезду из местного колледжа вне очереди драфта. Делалось это для привлечения местной публики на трибуны – ведь тогда это был основной доход НБА, поскольку эпоха баскетбола на телевидении еще не наступила. В 1966 году эту практику отменили, но несколько раз лотерея драфта заставляла любителей баскетбола задаваться вопросом: а отменили ли?
2003 – «Кливленд»
В 2003 году в лигу приходил самый сильный молодой талант со времен Данкана, самый яркий школьник со времен Гарнетта, самый доминирующий свингмен со времен Джордана, самый талантливый легкий форвард со времен Берда, самый искусный в розыгрыше гигант со времен Мэджика. Это был игрок, поставив на которого, нельзя промахнуться – будущий флагман своего поколения.
Существовал лишь один вопрос: куда он попадет? «Кливленд» и «Денвер» закончили сезон с худшими показателями, а там и «Торонто» с «Майами» обладали высокими шансами на 1 номер в лотерее.
Но стоило заглянуть в биографию молодого парня и увидеть там «место рождения – Акрон, штат Огайо», как ответ на вопрос был найден. Сказка «суперзвезда попадает в свою местную команду» не могла не произойти в чудесном мире баскетбола НБА, история которого порою словно пишется по голливудскому сценарию.
В 2003 году еще было не так много подозрений в том, что «Кливленду» подарили будущего MVP просто потому, что тот родился совсем рядом, – ведь у «Кавз» было 22,5% (9 из 40) шансов на первый пик. Пять лет спустя в удачное стечение обстоятельств в лотерее для «Чикаго» мало кто поверил. У «Буллз» было всего 1,7% (примерно 1 из 59) на первый пик, и вообще всего 6% на топ-3. А на драфт выходил уроженец Чикаго, которого в городе помнили как школьника-феномена: Деррик Роуз.
Звезды сошлись (или кто-то приложил к этому руку), и Роуз оказался в «Буллз», став им опорой и надеждой. Франшизе с крупного рынка срочно была нужна яркая звезда: несмотря на десятилетие кошмарных результатов, «Быки» все еще оставались одной из самых популярных команд лиги и всемирно известным брендом. Нужен был человек, который вновь сделает «Чикаго» контендером.
Можно ли выиграть лотерею с такими шансами? До этого три лотереи подряд 1-й номер получали совсем неочевидные претенденты – «Милуоки» с 6,3%, «Торонто» с 8,8%, «Портленд» с 5,3%. У «Орландо» в 1993 году было еще меньше шансов, чем у «Чикаго» в 2008.
Есть яркий контраргумент этой теории заговора. Пускай лига устраивает такое на постоянной основе, тогда в 2009 году первый номер, безусловно, достался бы «Оклахоме». Тут все – и местная звезда, которая точно уйдет первым номером, и команда на подъеме, которой очень пригодится еще один молодой талант, и новый рынок, который нужно забить яркими игроками для привлечения интереса к команде. Это был бы идеальный альянс, лучше ЛеБрона в «Кавз» и Роуза в «Буллз». Но ведь Гриффин ушел в «Клипперс», а «Оклахома» выбирала только третьей.
Эра 3: компенсация
В последние годы предсказуемость исхода лотереи стала не просто тенденцией, она стала нерушимым правилом. В каждой из трех последних лотерей победителем становилась та команда, которой срочно нужен был кто-то, кто заменит им звезду.
2010 – «Вашингтон»
В 2010 году первый пик, как и все последние годы, был известен заранее. Джон Уолл казался новым Дерриком Роузом (Роуз еще не был MVP, но уже попал на Матч Звезд) – высокий разыгрывающий, учился один год у Калипари, только быстрее и больше нацелен на пас, а статистика в колледже даже лучше.
И с другой стороны – «Вашингтон», который неплохо бы преобразить после всех скандалов. Особенно это касается дисквалифицированного Гилберта Аринаса, который только-только начал возвращаться после травмы и показывать игру, близкую к тому периоду, когда он рвал на куски НБА и зарубался с ЛеБроном в плей-офф. Но лига прописала ему длительный отпуск из-за обвинения в ношении оружия в раздевалке, и на 50 игр «Уизардс» остались без своей главной звезды.
Вряд ли лига чувствовала, что переусердствовала в санкциях к «Вашингтону», но тем не менее первый пик, а с ним и новая надежда франшизы достались именно «Уизардс».
2011 – «Кливленд»
Еще более подозрительной сказкой стала победа в лотерее «Кливленда», которые предыдущим летом потеряли ЛеБрона Джеймса. Мало того, что «Кавз» получили первый номер и возможность заполучить себе франчайз-игрока, которого в Ирвинге можно было рассмотреть еще в Университете Дьюка, так еще и выиграл не просто пик «Кавз», а пик «Клипперс», который «Кливленд» получил в довесок к Бэрону Дэвису. У выбора ЛАК было всего 3% на то, чтобы стать первым.
Сюжет сказки на этом не заканчивается. «Кливленд» на лотерее драфта представлял 14-летний сын владельца Дэна Гилберта с тяжелым заболевание ЦНС. Разве мог этот драматический сценарий иметь какую-то иную развязку?
2012 – «Новый Орлеан»
С каждым годом обстановка с теориями заговора становится все хуже и хуже. В мире не было ни одного следящего за лотереей человека, кто бы не знал: Адам Сильвер последним достанет из конверта голубого шмеля, и лучший игрок сезона NCAA абсолютно по всем версиям достается именно «Хорнетс» (так в стародревние времена назывались те, что сейчас зовутся «Пеликанс»).
За полгода до этого главная звезда в истории «Хорнетс» заявила, мол, чем я хуже остальных звезд, хочу туда, где трава зеленее, а кольца шире. Сага с трейдом Криса Пола в две лос-анджелесские франшизы завершилась «баскетбольными причинами», поражением Делла Демпса, травмой Эрика Гордона, но как назло «Новый Орлеан» неожиданно ударно провел концовку сезона и выиграл 8 из последних 13 игр, оказавшись впереди двух других команд. Слив не удался. Что ж, тогда нужно сбросить всех своих лучших ветеранов и надеяться на удачу на драфт-лотерее. Она не заставит себя долго ждать.
В апреле того года, всего за полтора месяца до лотереи драфта, лиге удалось-таки продать многострадальных «шершней» новому владельцу. Первый пик драфта мог стать отличным проводником этой сделки, бонусом к франшизе.
* * *
В общем, право судить о честности лотереи остается за читателем.
Сомнения в чистоплотности власти будут всегда, обоснованные и необоснованные. Все нападки в свою сторону Стерн отбивает классическим «Вы уже перестали бить свою жену?», а публика только продолжает строить догадки. Не нужно забывать, что если результаты лотереи подстроены, то в этом повинна и аудиторская компания Ernst & Young (не то чтобы компании «Большой четверки» были особенно чисты), которые заверяют результаты лотереи – а это уже две больших корпорации, чья репутация поставлена на карту, которые год за годом умудряются обводить вокруг пальца миллиардеров-владельцев. И все-таки осадок остается.
«Люди забывают, что суть любой лотереи – в непредсказуемости результатов», – говорит Джоэль Литвин, один из директоров лиги.
Мистер Литвин, результаты прошлогодней лотереи предсказал бы даже младенец, если бы умел говорить. Что же будет сегодня?