Пит Маравич легенда 70-х

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Пит "Пистолет" Маравич

Дата рождения: 22 июня 1947 года

Дата смерти: 5 января 1988 года

Колледж: Луизиана Стэйт

Задрафтован: Атланта Хоукс в 1970 году под общим 3 номером

Рост: 195,5 см Вес: 90,7 кг

 

Член Зала Славы НБА «Пистолет» Пит Маравич был захватывающим шоумэном, сделавшим доступной игру в баскетбол в семидесятые. После легендарной карьеры в колледже Луизиана Стэйт, он отыграл десять продуктивных сезонов в НБА, участвовал в пяти Матчах Звезд НБА и выиграл один титул лучшего снайпера лиги.

Маравич не был первым баскетболистом, который умел переводить мяч на дриблинге за спиной и отдавать ловкие передачи между ногами. Но его движения на площадке, его цирковые броски и завораживающие передачи считались слишком неистовыми и скандальными для той эпохи, возможно, потому что он развивал бесшабашный стиль, некоторые баскетбольные пуритане чувствовали, что это больше его стиль, чем сущность. Но Маравич создавал огромные цифры, сначала стал лидером всех времен по набранным очкам в истории Национальной Студенческой Ассоциации Атлетов, а позже мощной силой в командах Атланта Хоукс и Нью Орлианс Джаз.

Загружаю...

Маравич родился 22 июня 1947 года в городке Аликьюппа, штат Пенсильвания. Его отцом был Пресс Маравич, который играл защитником за Янгстаун Бирз в Национальной Баскетбольной Лиге в сезоне 1945/46 года и за Питтцбург Айронмэн в Баскетбольной Ассоциации Америки в сезоне 1946/47 года. В молодости Пит Маравич являлся воплощением спортзальной крысы.

После успешной карьеры в школе Северной Каролины он поступил в университет Луизиана Стэйт. Правила Национальной Студенческой Ассоциации Атлетов в то время запрещали студентам учащимся первый год играть на университетском уровне, таким образом в сезоне 1966/1967 года Маравич играл за команду первогодок Луизиана Стэйт и набирал устрашающие 43.6 очка в среднем за игру.

Перейдя на второй курс университета, он начал показывать величайшую результативность в истории Национальной Студенческой Ассоциации Атлетов. На протяжении трех сезонов его результативность равнялась 43,8, 44,2 и 44,5 очкам в среднем за игру, благодаря этому он получал каждый год титул лучшего снайпера во всей лиге. В свой выпускной год Маравич набирал пятьдесят и более очков в десяти из тридцати одной игры за Луизиана Стэйт, он установил рекорд Ассоциации по набранным за сезон очкам (1,387) и наибольшей средней результативности за сезон.

В 1970 году он был назван Студенческим Игроком Года. Маравичу принадлежали почти все рекорды Национальной Студенческой Ассоциации Атлетов по результативности, включая наибольшее количество набранных очков за карьеру (3,667), наивысшей средней результативности за карьеру (44,2), наибольшее количество реализованных бросков с игры (1,387) и наибольшее количество попыток (3,667), а так же наибольшее количество игр в которых он набирал 50 и более очков (28). И все это было добыто без трехочковых бросков, так как они появились в студенческом баскетболе только в сезоне 1986-87 года.www.youtube.com/watch

Загружаю...

Как студенческий игрок Маравич был бесподобен, но критика, что позже будет преследовать всю его профессиональную карьеру, началась уже тогда: несмотря на все его личные достижения и способности, он не был победителем. Рекорд университета Луизиана Стэйт в то время, когда он играл за него, был скромным, 49 побед при 35 поражениях.

Атланта Хоукс выбрала худого 195 сантиметрового Маравича под общим третьим номером на драфте 1970 года, вслед за Бобом Ланьиром и Руди Томьяновичем. Маравича не очень тепло приняли ветераны команды, которых возмущал его огромный по тем временам контракт на сумму 1,9 миллионов долларов. Хоукс уже имели в своем составе одного из лучших снайперов НБА Лу Хадсона, двух отличных мастеров в борьбе под щитами Уолта Беллами и Билла Бриджеса, а также умного разыгрывающего Уолта Хаззарда. Маравич заменил в составе Джо Колдвелла, перешедшего в АБА после сезона 1969/70 года.

В свой первый сезон в НБА он набирал 23,2 очка в среднем за игру, заняв восьмое место в списке снайперов, и был включен в Команду Лучших Новичков НБА. Атланта несмотря на это проиграла на 12 игр больше, чем в предыдущем сезоне, когда она заняла первое место в Западном Дивизионе с 48 победами и 34 поражениями и дошла до финала дивизиона. С Маравичем в составе Хоукс в сезоне 1970/71 года имели 36 побед при 46 поражениях и заняли второе место вслед за Балтимор Буллетс в новом Центральном Дивизионе. Атланта проиграла Нью Йорк Никс в полуфинале конференции. Первый сезон Маравича являлся образцом его карьеры в Атланте: очень красивая игра и много набранных очков «Пистолета», но посредственные сезоны и быстрые вылеты из плэйофф для команды.

Загружаю...

В следующем сезоне Маравича постиг кризис «второго года». Он пропустил 16 игр в сезоне 1971/72 года и набирал всего 19.3 очка в среднем за игру, что резко контрастировало с его стандартной результативностью. Лу Хадсон был лидером по результативности в команде с 24.7 очками в среднем за игру, а Уолт Беллами набирал в среднем 18,6 очков при 54% попадания с игры. Команда повторила свой прошлогодний результат 36 побед и 46 поражений и снова финишировала второй в Центральном Дивизионе, вслед за Балтимор Буллетс. В плэйофф Атланта боролась с Бостоном, но проиграла серию в шести играх. Маравичу удалось усилить свою игру в плэйофф, где он в среднем набирал 27,7 очков.

В сезоне 1972/73 года Маравич не испытывал проблем со здоровьем и помог Хоукс закончить регулярный чемпионат с 46 победами при 36 поражениях. В этом сезоне Маравич утвердился в качестве звезды ассоциации, он принял участие в своем первом матче Всех Звезд и попал во вторую символическую сборную лучших игроков НБА, набирая в сезоне 26,1 очков за игру. Он с Хадсоном который набирал в среднем 27,1 очков составляли грозный атакующий дуэт, являясь четвертым и пятым снайпером в НБА, но их стили игры были различными. Хадсон был неяркой, но эффективной машиной по набиранию очков. Маравич же напротив превращал каждую свою игру в спектакль. Его мастерство паса начало приносить плоды, он стал шестым в НБА по передачам 6.9 в среднем за игру (личный рекорд в карьере). Атланта опять закончила регулярный чемпионат второй за Балтимор Буллетс в Центральном Дивизионе. В плэйофф команда снова вылетела на ранней стадии проиграв второй год подряд Бостону. Маравич в играх на вылет набирал в среднем по 26,2 очков.

Последний год Маравича в Атланте был самым удачным в плане личной результативности, но самым худшим для команды за все время его пребывания в ней. Он набирал в среднем по 27,7 очков и в сезоне 1973/74 был вторым по результативности в лиге после центрового Баффало Брэйвз Боба МакАду который набирал в среднем по 30,6 очков. Атланта однако завершила тот сезон с 35 победами при 47 поражениях и не попала в плэйофф. Маравич сыграл в своем втором матче Всех Звезд и набрал в нем 15 очков за 22 минуты игрового времени.

Загружаю...

Тем временем, в сезоне 1974/75 в лигу влилась команда Нью Орлианс Джаз. Команда нуждалась в суперзвезде на которую пойдут зрители, и кто мог лучше подойти на данную роль, как не величайшая баскетбольная легенда в истории Луизианы Стэйт? Нью Орлианс Джаз отправили в Атланту Дина Меминга, Боба Кауффмана, два будущих первых раунда драфта и два будущих вторых раунда драфта за то, чтобы вернуть Марвича обратно в Луизиану.

После четырёх впечатляющих сезонов в Атланте, Маравич в свой первый сезон за Нью Орлианс набирал в среднем 21,5 очко за игру и атаковал с худшим за карьеру процентом 41,9. В течении сезона он поработал над другими аспектами своей игры, в результате рекордные в карьере 422 подбора, 120 перехватов и 6,2 передачи в среднем за игру. Не удивительно, что первый сезон в лиге для Нью Орлианс выдался очень сложным. Команда которая была составлена из игроков выбранных на драфте расширения (в течении сезона форму Джаз примерили 22 игрока) закончила сезон с худшим результатом в лиге с 23 победами при 59 поражениях.

Следующие пара сезонов были пиком в карьере Пита Маравича, его мастерство и умение создать шоу из игры в баскетбол было на высочайшем уровне. Его изящные и резкие финты стали не только декоративными, но и эффективными. Джаз приобрели нескольких хороших игроков, один из них Леонард «Грузовик» Робинсон помог отвлекать на себя внимание защитников и тем самым дал больше свободы для Маравича. Его ловкость при работе с мячом и способность создать себе момент для броска очень пригодилась.

Загружаю...

В сезоне 1975/76 Маравич из-за различных травм провел лишь 62 игры в регулярном чемпионате, он набирал по 25,9 очков за игру при рекордном в карьере проценте попадания 45,9 и занял третье место в лиге по средней результативности пропустив вперед только Боба МакАду и Карима Абдулл-Джаббара из Лэйкерс. Молодая команда Нью Орлианс начала подавать признаки жизни и закончила сезон с 38 победами и 44 поражениями наконец-то покинув подвал Центрального Дивизиона уступив его бывшей команде Маравича Атланте Хоукс. По итогам сезона Марвич впервые был избран в первую команду НБА.

Следующий сезон был для Маравича лучшим за всю карьеру профессионала. Он принял участие в 73 играх регулярного чемпионата и стал лучшим снайпером чемпионата набирая 31,1 очко в среднем за матч (рекорд карьеры), 13 раз набирал 40 и более очков (лидер лиги того сезона), также он набрал наибольшее количество очков (2273), сделал больше всех бросков (2047) и реализовал наибольшее количество штрафных (501). 25 февраля 1977 года Маравич набрал 68 очков в игре против Нью Йорк Никс несмотря на то, что его опекал лучший защищающийся игрок тех лет Уолт Фрэйзер. В том сезоне он участвовал в матче Всех Звёзд и по итогам регулярного чемпионата второй раз подряд попал в первую команду НБА.www.youtube.com/watch

Несмотря на то, что его талант получил всеобщее признание, большие цифры в графе результативность не приносили много побед. Пит Маравич делал шоу, но не давал результат. Критики говорили, что он совершенствовал свои умения в течении долгих часов проведенных в спортзале в одиночестве и когда он находился на паркете во время игры он забывал, что он не один на площадке. От этой критики Маравич не смог отделаться на протяжении всей карьеры.

Загружаю...

Маравич пропустил 32 игры в сезоне 1977/78 из за травмы колена которое он повредил 31 января 1978 года в игре против Баффало в своём классическом стиле: вместо того, чтобы отдать простую передачу партнеру он выпрыгнул сделав передачу между ног на три четверти площадки и очень неудачно приземлился на паркет. После этого случая он никогда больше не играл с прежним весельем и беззаботностью. В 50 сыгранных в том сезоне матчах Маравич набирал 27,0 очков в среднем за игру. Он был приглашен на матч Всех Звёзд и попал во вторую команду НБА по итогам сезона. Между тем его команда закончила сезон с 39 победами и 43 поражениями и не попала в плэйофф.

В сезоне 1978/79 снова пропустив приличную часть игр и сыграв лишь в 49 матчах Маравич набирал 22,6 очка в среднем за матч и принял участие в матче Всех Звёзд. Но проблемы с коленом были очень серьёзными. Хотя игра Маравича не была построена на фундаментальности, но она требовала четкости и подвижности, а замотанное колено не давала делать ему резких поворотов и пируэтов сильно ограничивая его возможности на площадке. Хозяева Джаз осознавая отсутствие интереса к команде в Новом Орлиане решили в сезоне 1979/80 перевезти её в Юту, что сразу привело к шуткам о неуместности названия Джаз в столице штата мормонов Солт Лэйк Сити.

Несмотря на то, что переехав в Юту команда превратилась в побеждающий и успешный франчайз это было началом конца карьеры Пита Маравича. Он был расстроен уменьшением игрового времени (он выходил со скамьи запасных на протяжении месяца) и в действительности он не был нужен той команде, где главной силой в нападении был молодой Адриан Дантли который набирал по 28,0 очков в среднем за игру и стал третьим снайпером в том сезоне.

Загружаю...

Маравич принял участие в 17 играх начала сезона, перед тем, как был отчислен из команды Юта 17 января 1980 года. Пять дней спустя его подписал клуб Бостон Селтикс, лучшая команда лиги того сезона ведомая новичком Ларри Бёрдом. Маравич сделал всё возможное, чтобы набрать оптимальную форму и ему это удалось, в 26 играх в регулярном чемпионате за Бостон он набирал по 11,5 очков в среднем за матч. В плэйофф его новая команда достигла финала Восточной Конференции, где Маравич набирал по 6,0 очков за матч.

Маравич на протяжении всей своей карьеры был известен бросками с дальней дистанции, но до своего последнего сезона он играл в лиге, где не было трёхочковой линии. Все из его большого количества очков за карьеру были набраны двух очковыми бросками, большинство из которых были заброшены с дальней дистанции. В сезоне 1979/80 НБА наконец приняла правило трёхочкового броска. В свой последний сезон, когда его мастерство уже не было прежним, его колени скрипели и минуты на площадке были лимитированы – Пит Маравич наконец получил шанс бросать трёхочковые броски и он забил 10 из 15 трёхочковых.

После сезона 1979/80 проблемы с коленом заставили Маравича завершить карьеру. За 10 лет проведенных в лиге его средняя результативность равнялась 24,2 очкам за игру.

В 1985 году под своды дворца спорта где играла Юта Джаз была поднята его майка с номером 7.

В 1986 году Пит Маравич был включен в Зал Баскетбольной Славы.

5 января 1988 года, Пит Маравич умер от сердечного приступа во время игры в баскетбол три на три в спортивном зале в Калифорнии. Ему было всего 40 лет.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Hardwood classics
Популярные комментарии
Михаил Гончар
спасибо!
STAT
Первые раунды драфта?! Меньше машинного перевода
3 комментария Написать комментарий