Уходящая натура
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Во всех командных видах спорта роль человека, способного одним пасом вывести партнера на ударную позицию всегда была велика. Разыгрывающие в баскетболе, связующие в волейболе, центральные нападающие в хоккее, квотербеки в американском футболе… Каждый из них является центральным звеном в тактических построениях команды, на них устремлены взгляды партнеров и болельщиков, от их игры зачастую зависит исход матча. До недавнего времени игроки такой направленности были широко представлены и в футболе.
В 60-80-е их называли «диспетчерами». С конца 90-х они получили наименование «плеймейкеров». Сейчас наблюдается процесс постепенного упразднения этого амплуа и превращения бывших диспетчеров в «универсальных игроков атаки», организаторские полномочия которых распределяются между представителями других амплуа. Попробуем разобраться, с чем это связано и ждать ли нам преемников Нетцера и Зидана в ближайшее время. Для начала рассмотрим историю вопроса.
От "пирамиды" к "бразильской системе". Появление амплуа "диспетчера"
Валдир Перейра ("Диди") - эталон футбольного диспетчера
Тактические революции в футболе происходили не так уж часто. В 1930-е гг. в связи с изменением правил фиксации оффсайда на родине футбола в моду входит, предложенная тренером "Арсенала" Гербертом Чэпменом, система "W-M" (дубль-вэ) - 3-2-5 (3-2-2-3).
В этом тактическом построении впервые формируется блок игроков средней линии поля, который составляли двое хавбеков (полузащитников) и двое инсайдов (полусредних нападающих). Игроки, составлявшие этот "квадрат", занимались организацией атак команды и одновременно с этим выполняли функцию первого рубежа обороны. Примечательно, что тактическую новинку на континенте приняли не все. Так, сборная Италии под руководством Витторио Поццо выиграла два чемпионата мира (1934, 1938), используя традиционную "пирамиду", т.е. схему 2-3-5.
Новый виток в развити футбольной мысли произошел на Чемпионате мира 1958 г. в Швеции, на котором будущие чемпионы бразильцы предложили тактическую новинку в виде схемы "4-2-4". Данное изобретение стало серьезной вехой в истории футбола, так как отныне все полевые игроки были разделены на три четких линии: защита-полузащита-нападение. С тех пор данное деление не претерпевало изменений, а менялось лишь число игроков в каждой из этих трех линий.
Дубль-вэ (W-M) Бразильская система
На том Мундиале у бразильцев не было соперников и практически все матчи они выигрывали с разгромным счетом. Весь мир рукоплескал юному гению Пеле, наконечнику Вава, трудолюбивому "муравью" Загало и совершенному чуду природы Гарринче. Однако, первой звездой турнира и одним из главных творцов триумфа "селесао" стал центральный полузащитник Валдир Перейра, более известный как Диди. Именно Диди, обладавший прекрасным пасом и видением поля, являлся главным организатором атак сборной Бразилии и во многом благодаря его феноменальной игре в футбольный обиход вошло понятие "диспетчер". Французский журналист Габриэль Ано подсчитал, что в финальном матче со швелами, который бразильцы выиграли 5:2 (видео), Диди сделал 52 паса и ни разу! не ошибся в передаче.
Следует отметить, что строго по расстановке Диди играл на позиции опорного полузащитника. Обладая прекрасным дальним пасом, "Черный принц" мог раздавать партнерам передачи на 30-40 метров. При этом на поле он не выполнял большого объема работы и, по своему собственному признанию, не очень-то любил бегать. Он говорил: "Мне не нужно бегать. Я принимаю мяч в 40-ка метрах. Почему я должен бежать 35 метров, чтобы дать мяч на 5 метров, если я могу пробежать 5 метров и сделать пас, по меньшей мере, на 40 метров?»
На основе этого мы можем сделать вывод:
Диспетчер - это не столько амплуа, сколько игровая задача и, в большей степени, стиль
Тем временем футбол продолжал развиваться, в том числе и в тактическом плане. Новая схема была опробована уже на следующем Мундиале в Чили в 1962 г. Бразильцы, которые на тот момент заставили весь мир перейти на схему 4-2-4 вновь удивили футбольную общественность, предложив новую расстановку. В новой схеме они решили насытить средину поля, убрав одного игрока из линии атаки. В результате получилась схема 4-3-3, которая с разными вариациями применятся и по сей день.
Схема 4-3-3 Схема 4-4-2
Используя схему 4-3-3, бразильцы выиграли мировые чемпионаты 1962 и 1970 гг. В промежутке между этими победами "Золотую богиню" на домашнем чемпионате завоевали родоначальники футбола. Надменные англичане до сих пор полагают, что именно они являются изобретателями универсальной и эффективной расстановки 4-4-2, забывая что в то же самое время время киевское "Динамо" под руководством тренера-самородка Виктора Маслова уже активно применяло эту тактическую модель. Просто англичане смогли сделать из этой игровой расстановки национальный брэнд и выстроить вокруг нее свою игровую философию, а киевляне - нет. Даже в таких тонких вопросах, как футбольная тактика, грамотный PR имеет значение.
Йозеф Божик Сандро Маццола Валерий Воронин
Из игроков того времени, выступавших в амплуа диспетчера, прежде всего, следует отметить, главного организатора атак великолепной венгерской сборной 1950-х гг Йозефа Божика. Также можно выделить Сандро Маццолу - главного распасовщика "Интера" Эленио Эрреры, задававшего тон в середине 60-х гг. Список будет неполным без имени Валерия Воронина - полузащитника "Торпедо" и сборной СССР, которому в плане игрового мышления в то время в Европе не было равных.
"Механический апельсин" и эра "тотального футбола"
Йоханн Неескенс - дирижер и один из лидеров голландской сборной 1970-х гг.
1970-е гг. были, пожалуй, одной из самых романтичных эпох в истории футбола, подарившие миру множество самобытных команд. Наиболее яркой из них, безусловно, стала сборная Голландии образца 1974 г., устроившая последнюю и, возможно, самую громкую тактическую революцию в футбольной истории. Несмотря на то, что за прошедшие 40 лет концепцию "тотального футбола" изучили вдоль и поперек, и написали по этой проблеме не один десяток книг и статей, никто так и не смог в полной мере воплотить на практике идеи великого "генерала" Ринуса Михелса. И хотя бы частично приблизиться к той абсолютной игре, которую демонстрировал "механический апельсин" на ЧМ-1974 в Германии (видео финала с ФРГ).
Главной звездой той команды, безусловно, был гениальный Йохан Кройф (Круифф), продемонстрировавший футбол будущего столетия и навсегда изменивший представления о способностях одного отдельно взятого футболиста. При этом не меньшую роль в командных построениях "оранжевых" играл центральный полузащитник Йохан Неескенс ("Йохан Второй"), которому Михелс отводил роль "теневого дирижера". Со временем Неескенс, являвшийся одним из главных носителей идеи "тотального футбола", значительно расширил диапазон своих функций. Он успевал отобрать мяч у соперника в центре поля, начать тонким пасом атаку, и, наконец, нанести завершающий удар. На легендарном ЧМ-1974 именно Неескенс с 5 мячами стал лучшим бомбардиром своей команды.
"Белокурая бестия" Гюнтер Нетцер
Главным противником голландцев в то время была сборная ФРГ, роль диспетчера в которой блестяще исполнял полузащитник "Боруссии" (Менхенгладбах) Гюнтер Нетцер. Несмотря на то, что "белокурая бестия" на домашнем чемпионате в 1974-м сыграл всего 20 минут, проиграв конкуренцию Оверату, его фееричная игра на Евро-1972 надолго запомнилась всем болельщикам футбола. Обладая не пропорциоанльно большим (47-м) размером ступни при среднем росте, Нетцер владел своеобразной техникой и уникальным дриблингом, с которым не могли справиться защитники соперников.
Для главного тренера бундестим Гельмута Шена, активно применявшего игровую аритмию, Нетцер был незаменимым игроком. "Он задавал темп игре и делал это своевременно. Когда надо, он ставил ногу на мяч, как бы сигнализируя партнерам: давайте, мол, немного сбавим. Когда надо — заставлял их снова шустрить. Его передачи на сорок метров были изумительны. Он играл с гениальной простотой, играл и коротко, и длинно. Чувство расстояния у него потрясающее" - так Шен отзывался об игре Нетцера.
При этом Нетцер был нетипичным немцем. Бегать не любил (вспомним Диди), дисциплину терпеть не мог (первый "хиппи" в футболе), всякие рамки и условности его тяготили. Являясь важной деталью "немецкой машины" начала 1970-х гг., он всегда стоял особняком, выделялся из толпы. И не только своими длинными белыми патлами. Действия Нетцера, поспевавшего всюду, воплощавшего неудержимый порыв и страсть, сохраняя при этом неизменную улыбку на устах, явились откровением. Игроков такого диапазона, в сочетании с легкостью и непринужденностью в обращении с мячом, мир доселе не видел. Любопытно, что пути Нетцера и Неескенса пересеклись уже на полях Испании. Немец выступал за "Реал", голландец - за "Барселону".
В связи с выше сказанным мы можем выделить еще одно важное качество в игре диспетчера. Он всегда ведет игру своей команды, варьируя темп и ритм ее атак. При этом ему не нужно постоянно быть в центре внимания. Подобно опытному дирижеру ему достаточно "разогнать" оркестр, после чего тот начинает работать сам и диспетчеру остается лишь поддерживать необходимую интенсивность этой работы. Он один из немногих игроков, которому на поле думать не только позволено, но и вменяется в обязанности. Всем остальным по большей части приходится действовать по отработанным годами алгоритмам, доведенным до уровня инстинктов.
"Энганче" - аргентинский вариант диспетчера
Рикардо Бочини - великий энганче 1970-х
В то время как голландцы с немцами покоряли мир своим "тотальным футболом", по другую сторону океана, в Аргентине формировалась новая модификация диспетчера, получившая название "энганче" (исп. "сцепка", "крючок"). Позиция энганче в Южной Америке, а в особенности в Аргентине является священной, ведь именно игрок, играющий на этой позиции, связывает игру всей команды. Энганче - лидер команды, который постоянно берет инициативу в свои руки и одним своим точным пасом может решить судьбу всего поединка.
Он "мозг" команды, через которого строится игра в атаке, он определяет стиль, задаёт темп, принимает ключевые решения. Обычно игроки этого амплуа носят капитанскую повязку, 10-й номер и обладают исключительными талантами: видением поля и чтением игры, удивительной техникой, поставленными пасом и ударом, нестандартным мышлением. Энганче не устраивает фейерверк ради фейерверка, все его действия нацелены на успех команды. Скрытые пасы и виртуозный дриблинг здесь выступают скорей в качестве специи к основному блюду.
Игра энганче - это не всегда спектакль одного актера, но это всегда игра на публику
Эталонным энганче 1970-х гг. можно считать полузащитника "Индепьеденте" Рикардо Бочини, являвшегося кумиром самого Диего Марадоны. "Эль Боча", игравший на позиции атакующего полузащитника, мог неспешно прогуливаться в центральной части футбольного поля, как бы прохаживаясь между центральным кругом и линией штрафной площадки соперника, а в следующий момент получить пас от партнера и накрутить несколько соперников. Десятка "Индепендьенте" мог отдать мягкий и удобный для форварда пас, который отсекал защитников и выводил нападающего один на один с голкипером. Эти шедевральные передачи получили название "pases bochinescos", то есть передачи Бочини. В этих случаях форварду не требовалось ни тратить время на обработку мяча, ни просчитывать отскок и траекторию полета мяча. Единственное, что требовалось – это подставить ногу и забить. (видео).
Помимо Бочини к известным энганче 1970-1980-х гг. можно отнести Бето Алонсо, Эктора Арреги, Карлоса Бабингтона, Алехандро Сабелью, Диего Марадону (аргентинского периода), Карлоса Исчья. (видео - лучшие энганче Аргентины 1970-х).
Энцо Франческоли и Хуан Роман Рикельме - последователи идеалов энганче в 1980-2000-е гг.
С увеличением скоростей в футболе и плотности на поле изменилась и манера игры энганче. Теперь он уже не мог позволить себе спокойно гулять по центру поля и наматывать по пять соперников на носовом платке, все больше включаясь в оборонительные действия команды. Одно оставалось неизменным - умение отдать точный своевременный пас и одним движением изменить направление атаки. На рубеже 1980-1990-х гг. в таком стиле играл уругвайский полузащитник "Ривер Плейта" Энцо Франческоли, которого за грациозное обращение с мячом, филигранные передачи и удары, болельщики прозвали "Принцем" (видео).
На смену Франческоли пришел талантливый аргентинский поузащитник из другого великого аргентинского клуба "Бока Хуниорс" Хуан Роман Рикельме. В свои неполных 20 лет Рикельме во всю дирижировал игрой своей командой, а его связка с породистым бомбардиром Мартином Палермо, стала убийственным оружием "Боки" на рубеже 1990-2000-х гг. Мне посчастливилось наблюдать за игрой Рикельме в расцвете его сил, и я никогда не забуду как они с Палермо разделались с мадридским "Реалом" в финале Межконтинентального Кубка 2000 г. (видео)
Другой эпизод, который всплывает в памяти - ЧМ-2006 в Германии. У "альбиселесты" подобралась прекрасная команда, показывавшая на групповом этапе очень привлекательный футбол и заставившая говорить о себе, как о главном фаворите турнира. И вот 1/4 финала с хозяевами. Аргентинцы, ведомые своим невозмутимым энганче, уверенно держат игру под контролем и ни в чем не уступают отмобилизованным немцам. В самом начале второго тайма Роберто Айяла после углового забивает гол и, кажется, перед аргентинцами открываются прекрасные перспективы. Но тут тренер Пакерман допускает роковую ошибку. Решив "засушить" игру, он убирает с поля лидеров атаки - Рикельме и Креспо. Как правило, футбольная фортуна наказывает тренеров за подобную трусость. Так и вышло. Клозе в конце игры сравнял счет, а в серии пенальти Леманн взял удар Камбьясо. Adiós, Argentina! (видео)
От диспетчеров к плеймейкерам
Зинедин Зидан и Ривалдо - супер-плеймейкеры 1990-2000-х гг.
С конца 1990-х гг. в футбольный обиход все чаще входит новое обозначение атакующих полузащитников - "плеймейкеры". Так как до сего времени не нашел точного объяснения, являются ли эти термины синонимами, и если нет, то в чем различие, поделюсь личными соображениями. На мой взгляд, рубежным стал ЧМ-1998 во Франции. В ходе него был четко проведен раздел между командами, играющими в "старомодный" футбол с ярко выраженным диспетчером, и сборными, принявшими на вооружение более прогрессивную схему с 2-3 атакующими полузащитниками.
К числу первых относились Румыния с Георге Хаджи, Югославия с Драганам Стойковичем, Германия с Томасом Хесслером, Колумбия с Карлосом Вальдеррамой. Каждый из них попадал под определение "маэстро", носил футболку с 10 номером, и замыкал на себе игру всей команды, тем самым значительно облегчая задачу соперника. Достаточно было выключить из игры диспетчера, не дать ему спокойно получать мяч, и считай полдела сделано. Атаки команды глохли, а о "плане Б" никто особо не задумывался. Кроме того, все эти заслуженные футболисты играли медленно и академично, что особенно было заметно по матчу 1/8 финала Германия - Мексика. Реактивные мексиканцы буквально затерроризировали почтенных немецких ветеранов и проиграли тот матч лишь из-за своей собственной расхлябанности. (видео)
Георге Хаджи и Карлос Вальдеррама - классические диспетчеры на ЧМ-1998
Такие сборные как Франция, Голландия, Аргентина, Англия придерживались другой модели игры. Роль плеймейкера, то есть констркутора игры, в них могли исполнять не только атакующие полузащитники, но и опорные полузащитники (Симеоне), оттянутые форварды (Бергкамп), и даже фланговые игроки (Бекхэм). При этом оставались и классические "десятки" вроде Зидана и Ривалдо. Но и они изменили свой стиль игры. Большинство пасов стало идти не поперек, а вперед, или по диоганали. Количество возможных векторов атаки увеличилось. Теперь последний пас мог исходить не только от диспетчера, но и от любого другого игрока нападения и средней линии.
Именно этих атакующих игроков новой формации и стали называть плеймейкерами. Если классические диспетчеры были практически освобождены от оборонительных функций, то от плеймейкеров требовалось прессинговать и отбирать мячи. По сути, это было возвращение к идеалам "тотального футбола", созданного Ринусом Михелсом и развитого Валерием Лобановским. Неслучайно, что самой прогрессивной командой того времени было киевское "Динамо", которое под управлением Великого мэтра дошло до полуфинала Лиги Чемпионов 1998/1999, продемонстрировав необычайно высокий уровень физической и тактической подготовки. (видео). В России, к слову, новая игровая философия не прижилась и многие команды продолжали играть по старинке, а сильнейшие отечественные клубы действовали с ярко выраженным диспетчером - "Спартак" с Егором Титовым, "Локомотив" с Дмитрием Лоськовым.
Андреа Пирло и Хави - лучшие плеймейкеры современности
В наши дни классические плеймейкеры постепенно уходят в прошлое. Схема 4-3-3, которая при необходимости перестраивается в 4-1-4-1, или 4-2-3-1 приобретает все большую популярность. Увеличивается роль "волнорезов", располагающихся прямо перед линией защитников (Бускетс, Де Росси, Денисов) и фланговых инсайдов (Иньеста, Сильва, Азар), занимающихся "разгоном" атак и налаживанием комбинационной игры перед штрафной. Классические плеймейкеры центральной оси встречаются все реже и реже. А топ-игроки этого амплуа находятся в возрастной категории 30+ (Пирло, Хави, Джеррард, Лэмпард).
Современный плеймекер должен обладать хорошими физическими данными, скоростной выносливостью и работоспособностью опорного полузащитника. Образно говоря, и таскать рояль и играть на нем. Кроме того, от футбольных дирижеров требуются и оборонительные навыки. Они должны уметь отобрать мяч не хуже защитника, а оказавшись в передней линии уметь сыграть как настоящие форварды. В общем, как ни крути, а от "тотального футбола" никуда не деться.
Одна из основных причин постепенного упразднения амплуа плеймекера, по моему мнению, состоит в том, что современные тренеры не рискуют перекладывать ответственность за результат на одного человека, предпочитая отлаживать командные взаимодействия. Данное решение ведет за собой и более глобальные последствия. В футболе становится все меньше личностей и команд с фирменным почерком. Во многом это связано с развитием глобального футбольного рынка и увеличением трансферной активности клубов.
Если лет 20-30 назад многие игроки всю свою жизнь играли за одну команду, то сейчас подобные примеры можно пересчитать по пальцам руки. Тренеру нет смысла наигрывать схему, заточенную под одного плеймейкера, так как уже через сезон-другой он может перейти в другой клуб. Риск велик, а дивиденды неочевидны. В условиях когда болельщики и руководство требуют немедленного результата здесь и сейчас, только отчаянные наставники пойдут на такой шаг. Либо те, у кого в наличии имеется отлаженная система подготовки кадров и смычка команды мастеров с молодежной академией ("Барселона", "МЮ", "Бавария").
Футбол становится все более схематичным и приближенным к компьютерной игре, в которой вероятность ошибки сводится к минимуму. Ошибки плеймейкера в этой ситуации рикошетом бьют по всей команде и отражаются на результатах. Стоило Хави провести несколько слабых (для него) матчей, как у "Барсы" разладилась позиционная атака - альфа и омега ее игровой философии. С другой стороны, Пирло, проведший выдающийся сезон за "Ювентус", вывел туринцев на качественно новый уровень.
Месут Озил и Джек Уилшир - плеймейкеры будущего
Так что же мы имеем в сухом остатке? Похоже, время классических диспетчеров, действительно, в прошлом. Те, кого мы можем наблюдать сейчас, "последние из могикан". Как мир идет по пути глобализации, так и футбол идет по пути унивесализации, вектор которой еще 40 лет назад задал великий Ринус Михелс. Тактические схемы становятся все более гибкими. Мастеровитый тренер сейчас может по ходу игры перестраиваться с 5-4-1 на 4-3-3, что раньше казалось немыслимым. От игроков атаки требуется умение обороняться, также как от защитников атаковать. Все большую популярность получает модель с двумя, а то и тремя центральными полузащитниками. Практически никто не играет в два чистых форварда, а некоторые и вовсе умудряются забивать по 3-4 мяча, играя без номинальных нападающих (Испания-2012).
Ожидать новых тактических революций не приходится. Возможны лишь локальные открытия. Плеймейкеров нового поколения, на мой взгляд, условно можно разделить на две большие группы: 1) "Бегунки", постоянно находящиеся в движении и перемещающися по фронту атаки, обычно привязанные к одному из флангов (Озил, Бэйл, Уолкотт) и 2) "Магниты", осуществляющие давление в районе центральной оси, соединяющие в себе качества волнореза и диспетчера (Яя Туре, Уилшир, Монтоливо). Впрочем, это краткосрочный прогноз, ведь история, как известно, движется по спирали и, возможно, через 7-10 лет тренеры вернутся к схеме с классической "десяткой". В тот момент, когда все про нее уже забудут. Ведь даже представленный здесь исторический экскурс в очередной раз подтверждает правильность житейской мудрости, что "все новое - это хорошо забытое старое".