«Всё не по плану» (ц)
Первая часть Чемпионата мира по лыжным гонкам закончена, но все самое интересное впереди. Сегодня не будет никаких интервью, а будет только авторское мнение по поводу происходящего в Валь-ди-Фиемме. Приступим.
Норвегия
Начнем, пожалуй, Петтера Нортуга, ведь он является одной из двух норвежских персон, к кому приковано всеобщее внимание в большой степени. Некоторая уверенность, что Нортуг мог выиграть и спринт, и скиатлон, была. Причем была она с перевесом. Уверенность в том, что Петтер станет чемпионом мира в командном спринте, пропала сразу, как стал известен состав. «Зацепились бы за «тройку», - подумала я, первым делом посмотрев старт-лист на ФИСе. За тройку не зацепились, даже в десятку не попали. Три раза подряд Норвежцы проиграли… нет, не русским, швейцарцам или мифическому кому-то еще, а сами себе. Стало казаться, что Нортуг складывает с себя полномочия не только Короля лыж, но и финишера. Нужно признать, как бы норвежским болельщикам этого не хотелось, что лучшим финишером-спринтером на данный момент является Никита Крюков. Личный спринт был более чем показательным. И не только этот спринт, а еще несколько «до». Какие это были спринты – вы сами все прекрасно знаете.
В скиатлоне норвежцы перемудрили серьезно, а Петтер стал жертвой самого себя. Из-за ширины трассы на предфинишных метрах не оказалось возможности показать финишный спурт и догнать Дарио Колонью, у которого было просчитано все, словно в аптеке. Трасса была просто напросто перекрыта Мартином Сундбю и Шюром Рёте. Вряд ли такая расстановка была командной заготовкой. Не припоминается так же, чтобы вышеперечисленные лыжники заявляли, что будут работать исключительно на себя, а не на Нортуга, как это недавно сделал Эльдар Рённинг. За Сундбю и Рёте радостно, за Нортуга – как-то не очень. После этой гонки Петтеру можно было смело со свой «деревянной» медалью идти к Эмилю Йонссону или Кристин Штейре запивать (или что там у спортсменов) свое горе. Впрочем, о них чуть позже.
Недовольны абсолютно все: и тренеры, и сам Нортуг. Перед гонкой Петтер подумывал пропустить гонку с раздельным стартом на 15 километров, но «Все не по плану» (с) заявил Нортуг уже на следующий день после проваленного (нет, не им, а Полом Гулбергом, доходившим последние метры на зубах) командного спринта, и думается, что теперь подумывает чуть серьезнее, ведь так или иначе «золотые» шансы в разделке у него всегда есть.
Зато все «по плану» идет в женской сборной Норвегии. Более того, там все идет сверх плана. Марит Бьорген уже два раза поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета, с уверенностью выиграв личный спринт не у самых плохих бегунов на короткой дистанции и скиатлон, с легкостью ускакав от Терезы Йохауг на последнем километре. Теперь лучше Марит в мировых лыжах – только Елена Вяльбе, и у Бьорген еще есть шанс потопить непотопляемого, что что-то сдается мне, что Елена Валерьевна до Фалуна-2015 удержит свой рекорд.
Тереза осталась с привычным себе серебром в личных гонках. Зато настоящий успех постиг Майкен Касперсен Фаллу и Хайди Венг, которой в начале года выдали столько авансов, что не сосчитать. Венг себя оправдала, и отважно, что именно в Валь-ди-Фиемме. У Кристин Штейры она финиш не выиграла, больше было похоже на то, что Штейра финиш просто сдала, перестав бороться с более молодой соперницей. Без оглядок назад, в эпоху Бьорген третье место для столь юных спортсменок, как Венг и Фалла – невероятный успех. Если Хайди пойдет-таки по стопам Терезы, ухватившей еще в далеком 2007 году бронзу в марафоне Чемпионата мира, то, как пророчат ей, у нее действительно может быть великое будущее сродни Бьорген и Бенте Скари.
Норвежки так же могли первенствовать и в командном спринте. Выиграв квалификацию, Ингвильд Остберг и Майкен Фалла отлично шли по дистанции в финале, но все решило нелепое досадное падение в стиле Юстины Ковальчик. Киккан Рендал без трудностей оторвалась от Иды Ингемарсдоттер, финки не плохо держались за ней. Фалла отыграла много секунд, но недостаточно, чтобы заехать в призовую «тройку».
Болельщикам сборной Норвегии я желаю не расстраиваться, ведь впереди еще три гонки, в которых у Нортуга и ко есть наиреальнейшие шансы взять «золото».
Швеция
В Швеции «Все сложно». Причем сложно до такой степени, что непонятно, кто, что и где говорит и делает, и что есть на самом деле. И что ожидать от Швеции вообще. Эмиль Йонссон – один из главных претендентов на звание чемпиона мира в спринте. Был претендентом, до тех пор, пока Крюков, Нортуг и – о сюрприз! – единолично отстоявший Канаду Алекс Харви не обошли его, как стоячего на финишной прямой. Почему же так получилось? – задавались вопросом многие и многие. Попробуем разобраться: а) Йонссон не финишер – вполне объясняющий факт, б) Йонссон тратит сильно много энергии на то, на что не следует ее тратить. Пока основополагающая часть лыжников сосредоточена на себе и исключительно на себе, Йонссон сосредоточен на Норвегии, Нортуге, твиттере, на ком угодно, только не на себе. Отсюда и получается, что самые важные старты у Эмиля – как фортуна шепнет. Но пусть Эмиль не расстраивается, ведь таки на этом Чемпионате мира по 4-м местам с Нортугом у них счет равный. Да и в «команднике» серебро взял – не зря приезжал.
В скиатлоне на трассу вышли шведские дистанционщики, и показали себя очень достойно. Я бы сказала, очень и очень. Это не выражается в том, выиграли они что-то или не выиграли, а в том, как в целом шли по дистанции. Во-первых, Маркус Хелльнер на классической части. Продержался на ней он с блеском. Ожидания, что «где-нибудь километре на 10-м он отпадет» не оправдались в корни, и это для сборной Швеции очень хороший знак. Конек Маркус преодолел в своем стиле.
Во-вторых, Калле Хальфварсон. Очень неоднозначная фигура в сборной. Молодой и дерзкий, и свою дерзость оправдывает и на чемпионате, не уйдя в тень. То ли везет, то ли действительно настолько хорош. Финиш не отдал Хелльнеру СНОВА, но привилегий не получил, не попав в командный спринт. Но, думается, место в эстафете за собой застолбил. Только интересно, на каком этапе.
В целом шведы выступили для себя хорошо. А был бы Йохан Оллсон – было бы еще лучше. В Давосе он воочию продемонстрировал, что отлично готов в коньке, а его заслуг в классике никто не умоляет. Но не срослось. С тренерским штабом или с кем-то еще – тайна.
Луч света в темном царстве тренерских интриг – Ида Ингемарсдоттер, пытавшаяся навязать борьбу Марит. Сезон у Иды был настолько неровным, что не было уверенности, что пробьется в финал. Однако буквально восстала из пепла. Не подвела и в командном спринте. С Рендалл в коньке бороться было бесполезно, так что тут второе место – сродни первому.
Отдельно о Шарлотте Калле – той единственной любимой шведке, успехам которой я рада на любых стартах и соревнованиях. Шарлотту жалко. Сезон еще более неровный, чем у Ингемарсдоттер. Две болезни в течение зимы, пропуск этапов, отсутствие сил на «Туре» с последующими не самыми радужными интервью и записями в ее блоге - оставляет неизгладимый отпечаток не только на самом спортсмене, но и на болельщицком сердце. Понятно, что шансов в спринте она имела крайне и крайне мало, но показала, что подтянула классику на уровень, необходимый для Чемпионата мира. Подтвердилось это все в скиатлоне, где после переобувания лыж Шарлотта ушла в лидирующей группе. Но сил снова нет. И вот Бьорген, Йохауг, Венг, Штейра и примкнувшая к ним Ковальчик уносятся уже далеко вперед, словно не было позади 7,5 километров, не давая даже призрачной возможности догнать себя. Шарлотта финиширует за ними, 6-й. Одно из возможных объяснений: выложилась на классику. Понятно, что скиатлон – это не «гонка всей жизни» для Каллы, но такой вялое и невзрачное прохождение коньковой дистанции – совершенно не в ее стиле.
В командном спринте смотрелась очень хорошо, но звание Чемпионки мира с Ингемарсдоттер не отстояла, на этот раз, довольствуясь серебром. Хочется надеяться, что гонка с раздельным стартом сложится для Каллы лучше, и она если не выиграет, то хотя бы попадет в призовую тройку, но это тоже еще тот вопрос при нынешней-то оккупации пьедесталов норвежками…