Пиро во время чумы. Почему «Зенит» и «Динамо» разрушают премьер-лигу
Все же заметили, что в понедельник днем трясти перестало? Турбулентность, в которую попал чемпионат России в субботу в десятке километров от Шереметьево, вроде бы закончилась. Когда казалось, что у «Динамо» хватит ума не отвечать на информационный шантаж «Зенита» и я приготовился отстегивать ремень, динамовский сайт снова выбросил меня в воздушную яму. На этом сайте разместили официальное заявление клубного руководства, в котором нашлось место совершенно огненному пассажу:
«Сотрудники полиции на сегодняшний день не обладают полномочиями проводить тотальный досмотр, раздевая входящих до нижнего белья. По официальной информации ГУВД, петарды и прочие предметы пиротехники были пронесены болельщиками и болельщицами в себе.
Подобная практика широко используется болельщиками «Зенита» на всех матчах, однако законодательная база для предотвращения подобных действий на данный момент отсутствует».
Преодолев эту дичь, можно было делать как минимум два вывода.
Во-первых, в российских футбольных клубах – даже тех, где ни один игрок основного состава не получает меньше 1 000 000 евро в год, а бюджет первышает $100 000 000 – по-прежнему нет дорогих и матерых пиарщиков. И не будет до тех пор, пока на эту должность нанимают бывших журналистов/комментаторов/редакторов. Бесплатный совет боссам этих команд: господа, брать себе в информационные советники надо не хороших парней, которые складно писали про вас в газете или рассказывали на телеке, а циничных проходимцев, которые могут не отличать Уилкшира от Дзагоева, зато так виртуозно владеют словом, что парой абзацев убедят любого: навозная куча, только что наваленная неизвестными у офиса, не навозная куча вовсе, а шоколадный подарок от кондитерской фабрики старины Ферреро.
Наш футбол, такой дорогой, такой претенциозный и такой небезнадежный, надолго останется зрелищем для маргиналов
Но этот вывод не главный.
Главный – в том, что российский футбол, такой дорогой, такой претенциозный и такой небезнадежный, видимо, надолго останется зрелищем для маргиналов.
Есть люди, которые считают, что Sports.ru не может писать о нашем футболе хорошо. Глупость. Этой осенью мы непривычно позитивны, мы то и дело хлопаем в ладоши. Из-за лингвистических успехов Славена Билича. Из-за бодрейшей игры аутсайдеров из «Волги». Из-за сумасшедших голов Йиранека, Конате и Широкова. Из-за тренера Слуцкого, вроде бы научившегося держать удар. Все было настолько необычно хорошо, что даже провальный арбитраж и странное поведение семейства Газзаевых не избавляло от желания смотреть этот турнир по телевизору и по возможности ходить на стадион.
После перекидывания тухлыми помидорами, которое в последние двое суток ведут «Зенит» и «Динамо», это желание у многих пропадет. Матч в Химках нанес по репутации премьер-лиги удар такой силы, будто с зенитовской трибуны бросали не петарду, а противотанковую гранату. И дело не просто в том, что об этом говорят далеко за пределами спортивного мира. В конце концов, черный пиар – это тоже пиар; иначе Александр Бубнов не планировал бы сейчас новогодние гастроли в Первоуральск и Вологду, чтобы монетизировать свою популярность, которая после жестких атак телефонного террориста Вована взлетела до самых небес.
Дело в том, что теперь мы знаем, как клубы премьер-лиги относится к нам. Теперь мы знаем, что клубы не думают о том, что зрителей должно быть много и им должно быть комфортно (в том числе психологически). Клубы думают только о том, как забраться повыше соседа, и не так уж и страшно, если для этого придется пожертвовать честью, уважением и доверием зрителя.
Боссы русских клубов любят рассуждать о том, как мало денег премьер-лига получает от телевидения. После словесной перестрелки, которая последовала за матчем в Химках, у меня большие сомнения, действительно ли для клубов это важно. Было бы важно – они попробовали бы найти виновного гораздо тише, без истерик и не самых аппетитных деталей. Попробовали бы, чтобы сохранить хоть какую-то цену продукту, который они выпускают. Как максимум – спокойно дождались бы КДК, отплевавшись дежурными и скучными заявлениями. Как минимум – избежали бы окраинного мачизма, с которым пошел в атаку «Зенит», и сеанса гинекологии и проктологии, которые провел официальный сайт «Динамо».
Есть версия, что легенду про начиненных файерами фанаток много лет назад, желая оправдаться, придумали милиционеры
Версии про гей-отряды, которые проносят файера на сектор в анальном отверстии, могут появляться в статусах комментаторов и журналистов в виде шутки. Но когда твои глаза читают нечто подобное в официальном заявлении клуба премьер-лиги, причем в виде бездоказательного утверждения («Подобная практика широко используется болельщиками «Зенита» на всех матчах»), эти глаза приходится протирать. Впрочем, основную печаль доставляют другие кусочки нетленки.
«Сотрудники полиции на сегодняшний день не обладают полномочиями проводить тотальный досмотр, раздевая входящих до нижнего белья». Вы ведь тоже чувствуете сожаление, великорусскую тоску в этом «на сегодняшний день»? Правильно, ждите: когда полномочия будут, станут раздевать до боксеров и стрингов.
«Однако законодательная база для предотвращения подобных действий (проноса петард в себе – Sports.ru) на данный момент отсутствует». То есть когда «данный момент» закончится, у секторов российских стадионов появятся гинекологи и проктологи? И сайт «Динамо», судя по тону заявления, не выразит по этому поводу сожаления?
Легенде о том, что файера на сектор проносят начиненные пиротехникой фанатки, уже много лет – я ее впервые услышал лет семь назад. Ни одного человека, который становился очевидцем такой транспортировки, я с тех пор так и не встречал, зато услышал одну из версий происхождения этой легенды. Будто бы ее придумали в милиции, чтобы оправдываться перед общественностью за файера, которые не удалось/не захотелось разглядеть при досмотре. Эффект налицо: о том, что чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят, еще в прошлом веке рассказывал один довольно эффективный немецкий менеджер. Впрочем, я знаю, что русские женщины, прекрасные и терпеливые, способны на все, особенно – ради любимых мужчин. Поэтому я не говорю, что это обязательно ложь. Я просто говорю.
И спрашиваю. Вопрос у меня, в общем, один: какая нормальная девушка захочет идти на стадион после всего, что она услышала за последние сутки? Какая нормальная девушка не будет думать об унижении, котором ее там могут подвергнуть? Подвергнуть (важно) во время отдыха, за который она (важно) платит (важно) деньги.
Какая нормальная девушка после всего этого захочет идти на стадион?
Я давно мечтал о том, что российский футбол будут реформировать по принципу киноиндустрии. Когда я учился в старшей школе, в Москве еще были кинотеатры, где вместо афиш – гигантская цветная каллиграфия, а вместо удобных сидений – поедаемые клопами кресла; справлять нужду некоторые поддатые зрители (видел своими глазами) ходили прямо в угол зала. Сейчас кинотеатры – цитадель семейного отдыха, куда ходят массово и где тратят охотно. Я мечтал, что когда-то на новых стадионах (в Москве, пусть неидеальные, они уже есть) будут собираться семьи, в которых кто-то будет хрустеть попкорном, кто-то – рассматривать разухабистые финты Данни, а кто-то – слать воздушные поцелуи Джастину Александру Кокорину. Совсем нефакт, что это «когда-то» уже не наступит. Но после Химок ждать его придется гораздо дольше.
Коллега Александр Богомолов – он работает в «Московских новостях» и с детства болеет за «Динамо» – пару недель назад опубликовал в своем блоге выдающийся статус: «Сходил с детьми на футбол. Из криков на трибуне они узнали, что три самых популярных футболиста на поле – Пидар#с, Бля#ь и Заеб#л».
Я очень боюсь, что после Химок тех несколько человек, которые останутся на российских трибунах, будут звать похожими именами.