Почему в эти выходные руководство «Зенита» нанесло больший ущерб клубу, чем его фанаты
С фанатами, по крайней мере, все давно ясно: это далеко не первое ЧП с их участием, и даже не самое печальное. Понятно и то, что с той же степенью вероятности ЧП могло произойти и у противоположной, динамовской трибуны, – и когда-нибудь еще, к сожалению, произойдет. Тогда уж кто-то из динамовских фанатов будет носиться по интернету со всеми этими комментариями про «провокаторов на трибуне» и двигать тему «презумпции невиновности». Оставим фанатов на время в стороне – в конце концов, против них сейчас сочиняют целый закон (плохой или хороший – это тоже отдельная тема).
Предлагаю немного поговорить об уже существующих законах, плохих или хороших – дисциплинарном регламенте чемпионата, вполне ясно описывающем санкции в такой ситуации (причем такие санкции совсем недавно уже применялись). И о том шантаже, которое пытается противопоставить ему зенитовское руководство. Первое заявление Максима Митрофанова о том, что «акционеры «Зенита» могут задуматься о том, стоит ли продолжать участие в чемпионате России», искренне хотелось отнести на горячность молодого гендиректора. Но эта позиция не исчезла из последующих его комментариев для прессы. А спустя сутки появилась и в официальном заявлении клуба, ни одно значительное решение в котором, вплоть до трансферных, не принимается без участия главного зенитовского болельщика, главы «Газпрома» Алексея Миллера. Это, конечно, никакая не митрофановская самодеятельность. Ни один человек, мало-мальски знакомый с иерархией в питерском клубе, в такое никогда не поверит. Этот шантаж, это давление на РФС и лигу, эти попытки переключиться с разговора о законе на разговор о понятиях идут, конечно, с самого верха.
У вас на этом месте может появиться соблазн выйти на более серьезный уровень обобщений – например, про законы и понятия в стране в целом. Я же, баланса ради, напомню, что на протяжении газпромовско-миллеровских лет клуб прогрессировал не только в результатах или в бюджете. Острейшей проблемой российского футбола, несмотря на все его деньги, остается привлечение новой аудитории, которая вот ни в какую пока не привлекается. И «Зенит», безусловно, продвинулся тут дальше всех, приобретя за последние 5 лет больше болельщиков, чем «Спартак» или кто угодно еще из российских клубов. Причем по всей стране: уже более года реализуется разработанная в Петербурге стратегия вовлечения людей из других регионов, «превращения клуба в общенациональный бренд», и т.д. Однако сейчас, в эти серые ноябрьские выходные, зенитовским патронам больше всего нужны очки. А потому, похоже, и хрен с ней, со стратегией. Денег, в конце концов, и без роста аудитории полным-полно.
Сегодня гораздо опаснее поступить по понятиям, а не по документу – это может привести к чудовищному хаосу и еще ниже уронить репутацию лиги
Повторюсь: речь не о том, что регламент лиги так уж безоговорочно хорош; вполне возможно, какие-то из его позиций требуют пересмотра. Но сегодня гораздо опаснее поступить по понятиям, а не по документу – это может привести к чудовищному хаосу в дальнейшем и еще ниже уронить репутацию лиги. Не говоря уже о том, насколько разрушительным продавливание «Зенитом» каких-то послаблений окажется для его собственного бренда, для этой самой его стратегии. Питерцам не привыкать нести ответственность за своих фанатов. Клуб регулярно штрафовался за их проделки дома и на выезде – ровно по этому же регламенту, не увиливая и не переводя стрелки. Но деньги – тлен, «Газпром» – самая прибыльная компания мира в 2011 году, а вот спортивные санкции для жаждущего побед руководства клуба – штука, как выясняется, реально болезненная. Именно они (а не ответственность за выездных фанатов, прописанная в регламенте) и спровоцировали резкую смену риторики.
Сразу вспоминается эта попытка перевести трансляции футбола на платную основу, после которой тоже возникла легкая путаница: это ориентированный на потребителя бизнес или частный каприз? Хотели, вроде бы, чтобы все было «как на Европе», верно? «А давайте-ка теперь вы, дорогие болельщики, станете финансировать это ваше развлечение». Только у болельщиков остаются вопросы: все-таки чье же это развлечение, если все матчи с участием «Зенита», домашние и выездные, на оплачиваемом как бы ими канале комментирует исключительно любимый комментатор Миллера Геннадий Орлов?
Пару лет назад президент «Зенита» Александр Дюков на встрече с руководителями СМИ обратился к собравшимся за советом: «А вот как бы нам избавиться от этих ассоциаций с «админресурсом»? Мне вопрос не показался формальным – было видно, что эта тема и правда его волнует. Но, отвечая, было сложно не выступить Капитаном Очевидность: «Похоже, есть только один способ – этим самым «админресурсом» не пользоваться».
Попробовали – не понравилось?