Что такое хорошо и что такое плохо
По совокупности улик и вскрывшихся в ходе разбирательства фактов шпионские делишки «Рено» и «Макларена» очень похожи. Некий сотрудник Макерет или Кафлан -- был уличен в хранении конфиденциальной информации команды, на которую он не работает (ну, или больше не работает). Этот нехороший гражданин хранил данные в личной директории на рабочем компьютере или у себя дома не суть важно, главное, что кроме него доступа к интеллектуальной собственности его коллеги по команде вроде бы не имели. Совет в четверг, например, был удовлетворен объяснениями «Рено» процедуры загрузки 33 файлов с 11 дискет Макерета. В открытом доступе информация находилась около десяти минут, после чего была скопирована в личную папку инженера. Был ли у кого-то доступ к ежедневным бэкапам, не поясняется.
Совет по делу «Рено» провозгласил, что ему нет никакого дела до объема информации (а это 111 страниц в распечатанном виде, остальные 651 личные файлы и интеллектуальная собственность третьих сторон), который принес с собой из «Макларена» Макерет. А вот какое распространение получили эти данные внутри команды и были ли они использованы было главным направлением расследования. Но поскольку доказательств использования найти не удалось, то и наказания команды не понесла.
Многие скажут: «Как же так, в деле «Макларена» тоже не было доказано применение нелегально добытой информации, но вердикт был суров. А «Рено» вообще дружно изучала чужие чертежи!» Рискну повториться и навлечь на себя очередную порцию гнева со стороны поклонников «серебряных», но в защите британской конюшни у меня всегда наибольшие сомнения вызывал именно пункт о единогласном отказе смотреть в чертежи Скудерии. Исследовательская работа, она движима любопытством: к новым знаниям, к работе коллег, чтобы определиться, где по отношению к ним находишься ты. Говорят, о других судят по себе, так что смело можете делать вывод: я бы, пожалуй, не удержалась, заглянула Как это сделали работники «Рено» уж пусть на их совести останется, делали ли они это из чисто академического интереса или с корыстными целями использовать в собственных разработках. Фернандо Алонсо и Педро де ла Роса тоже полюбопытствовали. Возможно, они бы в этом сами никогда не признались, но против документально засвидетельствовавших это электронных писем не попрешь. Поэтому лично мне сложно поверить, что Джонатан Нил или Роб Тэйлор говорили Кофлену: «Майк, ты что, сбрендил? Сожги эти бумаги!» вместо: «О, супер, где взял? Дай позырить! Сожжем потом »
Но быстренько пробежимся по еще двум отличительным особенностям шпионских скандалов. В опубликованном в пятницу обосновании особо выделено, что в деле «Рено» не было «живого» потока текущей информации между двумя командами. Явно не указано, но естественно подразумевается именно этим отличаются два шпионских скандала. Собственно, это единственное различие, отмеченное Советом, и, надо понимать, именно поэтому различны и наказания.
Хотя я с предыдущей логикой не совсем согласна. Комментируя события после 15 сентября, я предположила, что если бы переписка между Кофлэном, де ла Росой и Алонсо была вскрыта с самого начала, «Макларену» удалось бы избежать потери очков и 100 миллионов долларов. В подтверждение цитата Макса Мосли (странно, обычно я с его словами не согласна): «Макларен» был наказан за сокрытие правды 26 июля. Утверждалось, что данные передавались эксклюзивно Майку Кофлэну. «Рено» с самого начала признала, что информация обсуждалась среди инженеров». Пожалуй, это и есть главное отличие и причина отсутствия наказания. Но если ФИА получит новые улики, то, как прописано в вердикте, дело будет пересмотрено. И тогда держись, «Рено»
Подводя итог, вывод из всех этих историй получается такой: носить информацию можно (и пусть команды сами следят за своими недовольными или нечестными сотрудниками или потом в судах разбираются, кто и что украл), изучать технические детали чужих болидов тоже не запрещается. Главное, говорить правду и только правду (или правдоподобно врать, оглядываясь через плечо, не размахивает ли там распечатанными мэйлами твой не получивший эксклюзивный статус пилот). И ни в коем случае не использовать!