Усталость рвала и метала. Почему Трефилова уволили из сборной?
Фото: РИА Новости/Владимир Песня
Вчера исполком Союза гандболистов России цинично уволил бессменного тренера женской сборной России по гандболу Евгения Трефилова. Блог «Олимпийские виды» называет эту отставку необходимой ошибкой и призывает не превращать одного из лучших российских тренеров в изгоя.
Если и есть в жизни какие-то неотвратимые вещи, то вчерашнее увольнение Трефилова как раз из их числа. Этот дурно обставленный интригами, коллективными письмами и нелепыми перебранками спектакль по-другому закончится, пожалуй, не мог. Слишком многих за почти десятилетие Трефилов успел настроить против себя, превзойти и обидеть.
Свалить его было делом большой важности сразу для семерых смелых мужчин
Свалить его, как оказалось, было делом большой важности сразу для семерых смелых мужчин, которые в открытом письме не поскупились на эпитеты. «Примитивная тактика», «устаревшие методы», «не вполне адекватный тренер» – это все о нем – тренере, чья команда, на минуточку, четырежды выигрывала чемпионат мира.
Впрочем, после Лондона сложилось впечатление, что Трефилов особо и не стремился удержаться на своем месте. Да, на судьбоносном исполкоме он яростно отбивался от нападок и тут же бросался в атаку сам, но это скорее особенность характера – даже в проигранной битве царапаться до последнего, чем желание продолжать работу с командой бесконечно долго.
Спустя несколько минут после фатального поражения от кореянок (23:24) Трефилов уже видел свое будущее в подробностях: «Думаю, что меня уберут, но перспектив все равно никаких». Конечно, те слова еще не были капитуляцией, но многое стало понятно уже тогда – Трефилов устал.
Если бы этого не случилось, если бы Трефилов и сборная не надоели друг другу до тошноты, почти до безразличия, то ни открытые письма, ни грозные исполкомы, ни руководители российского гандбола, не так давно переехавшие вместе с президентской мебелью из кабинетов «Автоваза», не причинили бы тренеру никакого вреда. Как дробина не пробивает шкуру медведя, так и Трефилов, отряхнувшись, уже готовил бы команду к следующему бою – через три месяца чемпионат Европы.
Но он устал. На Олимпиаде эта усталость сквозила в каждом жесте, в каждом взгляде, в каждом рыке «великого и ужасного». Во время игры от него по-прежнему можно было зажигать спички, но то был уже холодный огонь, который не обжигает и не греет. Он никогда не ушел бы из сборной добровольно, пытаясь снова и снова доказать всем, и особенно самому себе, собственную годность. И, не сомневайтесь, доказал бы – рано или поздно.
Вообразить Трефилова философски выдержанным, конечно, невозможно
Но Трефилов выбрал борьбу, никаких шансов в которой у него не было изначально. Его решили отставить давно и провернули эту операцию в меру изящно, в меру издевательски, но так по-нашему, по-свойски, обложив флажками и втоптав в грязь.
Что ж, эта отставка была необходима. Не только Трефилову, но и нам всем, чтобы, например, продемонстрировать – другого тренера для женской сборной России сейчас просто нет, сколько конкурсов не объявляй. И придумать его за три оставшихся до чемпионата Европы месяца не получится, пусть мы теперь и точно знаем, каким он должен быть – эталоном толерантности и вежливости.
Вообразить Трефилова философски выдержанным, конечно, невозможно – о его горячности известно давно: и тем, кто его назначал тренером сборной, и тем, кого с тех пор он вызывает на сборы. Он шумит, ругается, порой не без крепкого словца, но на площадке перед ним первым делом спортсмены (даже не спортсменки) – а девушки потом. И вменять ему это в вину – все равно, что требовать ласки от сторожевой собаки – не для того она посажена на цепь.
«Я привыкла к его срывам. Он на самом деле очень добрый и открытый человек. Вспыльчивый, но все же плюсов больше, чем отрицательных моментов», – Надежда Муравьева знает, о чем говорит. Она дважды возвращалась в сборную из декретного отпуска и за десять лет успела прослушать полное собрание сочинений Трефилова.
Да что там Муравьева, если даже моя жена, дальше которой от спорта, наверное, нет никого на свете, чутко вслушивается в его тайм-ауты с легким сожалением, что когда-то не записалась в гандбольную секцию. Энергия бьющего вулкана всегда завораживает, пусть ради нее теперь и пришлось бы маркировать гандбольную трансляцию значком «16+».
Есть тренеры хорошие и «так себе». А орут они благим матом или водят маркером по планшету – не имеет значения
Женские спортивные команды – особый организм. И утверждать, что тренерский подход Трефилова (а до него Игоря Турчина и Николая Карполя) единственно верный – глупо, как и делить тренеров на демократов и диктаторов.
На самом деле все проще. Есть тренеры хорошие и «так себе». А орут они благим матом или с подчеркнутой деликатностью водят маркером по планшету, обращаясь к подопечным исключительно по имени – не имеет вообще никакого значения.
Правда, до поры до времени, пока дают результат. А вот дальше есть риск стать изгоем. И почему-то кажется, что надолго.
Евгений Трефилов: «Старухи ушли. А наша молодежь такая пугливая...»