Станкович. Начало.

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Для того, чтобы понять насколько успешным или провальным был первый отрезок работы Деяна Станковича в «Спартаке», мне кажется, надо разобраться в причинах его назначения. И уже от этого, в том числе, отталкиваться при анализе итогов первого отрезка работы Деяна Станковича и его штаба во главе «красно-белых».

Деян Станкович

Конечно, выбор нового тренера был обусловлен в том числе результатами работы его предшественника, и тут есть ощущение, что руководство в лице Томаша Амарала искало анти-Абаскаля причем обязательно с большим игровым опытом и желательно в большом клубе. Можно сколько угодно хохотать над репликами Александра Мостового, но в российском клубе, ну, в «Спартаке» так точно нужно обладать большим авторитетом и умением поставить себя перед командой, чтобы игроки не сели тебе на шею. В этом плане Станкович со своим огромным опытом отлично подходил под описание.

При этом не покидает ощущение, что, приглашая на пост главного тренера Станковича, в «Спартаке» вольно или невольно хотели повторить опыт с Массимо Каррерой, только в этот раз не в виде форс-мажора. Посудите сами: у Деяна большая карьера в Италии, работа со многими большими специалистами, итальянская тренерская школа за плечами, а по самостоятельному тренерскому опыту сербский специалист даже опытнее, чем Массимо на момент прихода в московский клуб. Симптоматично, что Станкович в своей работе делает большой упор на эмоциональную составляющую и атмосферу в команде, благодаря чему, например, раскрылся тот же Угальде. Это внимание к психологии команды очень похоже на одну из заповедей Карреры: «Прежде, чем стать командой – мы стали семьёй».

Загружаю...

Начало работы.

Станкович быстро определился с основной схемой и стилем игры, который хотел бы видеть в исполнении команды. При этом серб продуктивно использовал максимально широкую ротацию, в которой, к слову, запутался Абаскаль. На этом этапе все кадровые решения были понятны и объяснимы. Скажем, Зиньковский неплохо проявлял себя в атаке, получал свои шансы, но его мягкотелость и аморфность при игре в обороне предопределили будущее Антона как глубокого запасного, которого в итоге без сожалений отпустили в аренду в «Крылья Советов».

При этом Станкович не придумывал ничего сверхсложного. Игроки были расставлены по своим родным позициям, разве что была найдена новая, более подходящая роль для Наиля Умярова. Зорин в интервью пресс-службе клуба отмечал, что новая система прессинга проста для понимания и исполнения.

В одном из интервью Олег Романцев цитировал английскую пословицу: «Покажите мне вашу полузащиту, и я скажу, что у вас за команда». Кажется, что Станкович действует в той же парадигме. И именно поиск оптимальных сочетаний в средней линии был основной причиной широкой ротации в начале сезона.

Загружаю...

Линия полузащиты – главная и системообразующая в команде сербского специалиста. На работе полузащитников строится не только нападение команды, но и оборона. Не зря «Спартак», играющий с высокой линией обороны, стал одной из самых надёжных команд на прошедшем отрезке чемпионата. При этом не покидает ощущение, что подобным образом в российском чемпионате не играли и система игры спартаковских полузащитников в оборонительной фазе игры и в прессинге ещё ждёт подробного изучения и описания.

Кризис.

А затем наступил кризис. Кризис, во время которого так не вовремя Станкович пустился в пресловутые эксперименты, о которых пишут все. Проблема, мне кажется, заключается в том, что никто не ищет причин этих экспериментов. Попробую изложить свою версию событий.

Первая причина, по которой Деян начал свои злополучные эксперименты, это ощущение, что его первоначальные находки перестают работать, соперники находят ключи и противодействие игре «Спартака». В общем, это был поиск пресловутого «плана Б», об отсутствии которого до сих пор говорят часто.

Как я понимаю, Станкович видел в качестве запасного плана переход на игру в три центральных защитника. Был даже вариант, где применялась гибридная схема, где Зобнин в фазе атаки опускался на место крайнего центрального защитника, отпуская Рябчука в свободное атакующее плавание. Такой план имел право на жизнь, так как несмотря на то, что игра в три центральных защитника у нас обычно считается оборонительной, на самом деле эта расстановка позволяет отправить в атаку даже больше людей, чем при игре с двумя центральными защитниками. Но, как это часто бывает, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Во-первых, игроки не смогли быстро переключиться на новую схему и при всех попытках играть с новой расстановкой, выглядели откровенно потерянными, особенно, когда играть предстояло с сильным соперником.

Загружаю...

Во-вторых, как раз-таки сыграл тот фактор, что Станкович почему-то начинал свои поиски чаще всего в играх с сильными соперниками, которые были на ходу. Впрочем, были там и другие странные решения сербского специалиста. Скажем, выбор Мьенти Абены на матч с «Локомотивом» был изначально авантюрным: фактурный защитник на игру, где, очевидно, предстояло играть высокой линией обороны против соперника с контратакующим стилем игры – явно не лучшее решение тренера. И хотя тот матч вся команда сыграла не лучшим образом, выход на поле Абены – промах именно главного тренера.

И вторая причина, по которой Станкович решился на эксперименты, это функциональная яма, заметная невооруженным взглядом. И переход на схему с более насыщенной полузащитой, мне кажется, был попыткой замаскировать спад в объём работы, который выполняли игроки, особенно игроки центра поля. То есть, плотностью и компактностью расположения игроков пытались замаскировать тот факт, что игроки на том отрезке чемпионата не могли выполнить привычный объём работы на необходимом уровне. Тут, как я уже написал, случилась неразбериха, игроки явно не разобрались, кто и за что отвечает, и в итоге эксперименты были оперативно свёрнуты.

Кроме функционального спада и не самых лучших кадровых решений во время кризиса, в работе Станковича на прошедшем отрезке времени напрягает ещё один момент. Некоторые игроки, которые ещё недавно были или в основе, или были в постоянной обойме, прямо-таки развалились. К тренерскому штабу копятся вопросы, когда Хлусевич совершенно разваливается и не может ни мяч обработать, ни в борьбу вступить, а Миша Игнатов и вовсе перестает быть похожим на футболиста. Да и игра Литвинова оставляет желать лучшего. В последнем случае игрок, хоть и не опускается ниже определённого уровня, но и прогресса никакого не видно, хотя возраст для профессионального роста самый подходящий.

Загружаю...

Опять же, в таких ситуациях всегда есть вопросы и к самим игрокам. Почему тот же Дуартэ, продравшись сквозь недоверие Деяна (опять же вопрос к тренеру: с чего бы?), вышел на поле и с листа начал показывать совершенно новый для себя уровень игры. Это, отдельный разговор, почему именно россияне оказались по большей части не готовы прогрессировать через тренировочный процесс, но, как я уже написал, тенденция эта тревожная и вопросы к тренерскому штабу есть.

Выход из кризиса.

Насколько неожиданно «Спартак» поймал кризис, настолько же внезапно команда из него вынырнула буквально пересобравшись на ходу. Этот факт сам по себе примечательный и тренерский штаб заслуживает похвалы за то, что смог вывести команду из довольно крутого пике. Это вообще важно понимать: одно дело тренировать, когда всё хорошо, и совсем другое, когда начинаются проблемы. Если тренерский штаб сумел справиться с кризисом у команды, то можно признать, что у этого союза есть будущее. Тем более, что «красно-белые» славятся свой «хрустальной челюстью». Уже не раз бывало, что, столкнувшись с трудностями, команда разваливалась и проваливала сезон. Последний такой пример был, можно сказать, позавчера: Абаскаль начал свой путь к увольнению, когда не смог удержать команду на ногах, когда та пропустила несколько увесистых и обидных ударов. К слову сказать, уже упомянутый Массимо Каррера во втором своём сезоне у руля «красно-белых» также смог преодолеть кризис по ходу сезона.

Для выхода из кризиса Деян Станкович оперативно свернул поиски «плана Б» и вернулся к стартовым находкам, продолжив развивать уже их. Как нельзя кстати пришёлся и прогресс некоторых игроков, что позволило опробовать новые находки. Так, адаптация Маркиньоса к новой обстановке и выход на проектную мощность хотя бы в плане объёма работы (голы обязательно придут), позволила передвинуть ближе к атаке Барко. Это в свою очередь сделало аргентинца опасным в атаке и принесло долгожданные голы с игры от аргентинского мастера. И эта небольшая настройка внутри схемы – одна из точек роста для «Спартака» во второй половине сезона, не считая новичков команды.

Загружаю...

Также помогло и то, что Станкович ко времени выхода из кризиса полностью разобрался, кто есть, кто в доступной обойме игроков. Это позволило перейти к довольно ограниченной ротации, которой Станкович управлял не менее умело, чем делал это с широкой ротацией. Скажем, было интересное разделение ролей между Мартинсом и Пруцевым: люксембуржец появлялся на поле, когда нужен был акцент на атаку и второй темп, Даниил выходил на поле, когда была необходимость в более строгом контроле мяча и в темпе его движения.     

Ещё стоит отметить, что после функциональной ямы, команда синхронно набрала такую физическую форму, которая позволила бы обыгрывать всех вообще в любой расстановке. Такой объём командного движения в российском чемпионате мало, кто способен сдержать.

Итог.

Можно ли сказать, что клуб получил от сербского специалиста то, что ожидал, приглашая его? Кажется, да. Амарал отказался от осторожного Слишковича, в том числе надеясь на опыт работы Станковича в командах, которые доминируют в своём чемпионате. Именно этот опыт позволил Деяну сразу начать строить смелую игру команды первым номером. Этого тогдашний спортивный директор и ждал от нового тренерского штаба.

Сбылись ожидания и в других аспектах: Станкович нашел общий язык с командой, удержал её и не дал расклеиться в трудную минуту, быстро нашёл рабочую схему и понял, с кем ему по пути, грамотно ротировал состав, вывел команду на высоченный пик формы после спада.

Загружаю...

Есть, конечно, и проблемы: не может не беспокоить форма некоторых игроков, спад физических кондиций после резвого старта был заметен и неприятен, поиски запасного плана и эксперименты проходили будто не вовремя и без должной подготовки.

При этом я не разделяю тревогу тех, кто беспокоится, будто отсутствие опыта длинных сборов может помешать Деяну качественно подготовить команду к весенней и решающей части чмпионата. Начнём с того, что Каррера вообще без опыта самостоятельной тренерской работы справился с этой задачей, а тот же Валерий Карпин, даже обладая этим уникальным опытом, заваливал зимнюю подготовку.  К тому же, не стоит преувеличивать уникальность этих знаний, полагаю, всё уже давно изучено и для квалифицированных тренеров длинные сборы вряд ли должны стать проблемой.

Пока же, констатируем, что на данный момент Деян Станкович заслуживает положительной оценки за свою работу, а что будет дальше покажут игры.

Как знать, может быть по итогам работы Деяна Станковича, появится повод воскликнуть «Grazie, б****!»

***

Телеграм-каналы автора: о спорте и обо всём на свете

Фото: spartak.com

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Rakas.sport
Популярные комментарии
Круглый С
Одним из основных критериев приглашения и главное его согласия, стала Сербское происхождение Станковича. Вряд ли специалист и бывший футболист такого уровня, но не Серб поехал бы в Россию
1 комментарий Написать комментарий