Обмен Дончича – шок. Но еще это сигнал о новой реальности НБА
Неприкосновенных нет.
Когда вчера, за неделю до дедлайна в НБА «Юта» обменяла третьего центрового Дрю Юбэнкса и ветерана Пэтти Миллса в «Клипперс» на отказывающегося играть Пи Джея Такера и минималку Мо Бамбы, я сразу сказал:
ну тут все очевидно, это «Юта» готовится выкупить контракт Такера, чтобы завтра принять в трехсторонней сделке Джейлена Худа-Шифино, помогая «Далласу» и «Лейкерс» провести обмен Луки Дончича на Энтони Дэвиса, абсолютно логичное разви...
Конечно, предыдущий абзац – ерунда, никто в это не поверит, переход Дончича невозможно было предсказать (да и Дэвиса по отдельности – тоже вряд ли). Именно поэтому никто не поверил и сообщениям об обмене. Мы даже о переговорах ничего не слышали, никаких слухов и намеков, а тут уже обмен. Первая реакция: соцсети инсайдеров и новостные сайты просто взломали.
А на самом деле взломаны были традиционные порядки НБА.
Обмена никто не ожидал. Да, «Юта» интересовалась возможностью забрать по дешевке Худа-Шифино из «Лейкерс» еще на старте сезона. Да, менеджеры других команд общались с «Далласом», когда тот обзванивал всех в НБА с целью пристроить какие-то лишние зарплаты в многостороннем обмене.
Никто не предполагал, что этот обмен – про Луку. Все, кроме боссов «Далласа» и «Лейкерс» (и, видимо, президента «Юты» Дэнни Эйнджа; какой же мегаобмен в НБА без участия Дэнни?) – в шоке. Сами участники обмена, болельщики, журналисты. Другие игроки НБА. Все остальные команды.
Искать логику в шок-обменах – занятие бесплодное. Они не происходят по адекватным причинам, детали, побудившие к сделке, будут всплывать еще многие годы спустя – в журналистских расследованиях, автобиографиях, инсайдах. Это потом мы измерим влияние перехода на лигу, разберем ход переговоров, узнаем нюансы и подробности. Начнем как-то иначе, отодвигая эмоции в сторону, оценивать исход сделки – может быть, ее центральным элементом вообще окажется пятикратный MVP финальной серии НБА в «Юте» Худ-Шифино, кто знает? В этой лиге уже ничего нельзя предсказать.
И все же уже сейчас в сделке можно что-то разглядеть, разобрать ее на чуть более понятные, классические и чуть менее понятные, совершенно новые элементы. Вроде бы одна громкая (мягко сказано) новость, но ее можно представить как три отдельные.
Лука Дончич переходит в «Лейкерс»
Это то, что не изменилось и не изменится никогда: суперзвезда баскетбола переезжает в Лос-Анджелес.
«Лейкерс» болезненно перенесли предыдущую перестройку между последним сезоном Кобе и приходом Леброна. Это был самый затяжной период неудач в истории клуба. А ведь Лос-Анджелес привык легко переманивать игроков MVP-калибра из других команд – Уилта Чемберлена из «Филадельфии» в 1968-м, Карима Абдул-Джаббара из «Милуоки» в 1975-м, Шакила О’Нила из «Орландо» в 1996-м, Дуайта Ховарда оттуда же в 2012-м, и все того же Леброна (не говоря уж о просто франчайз-игроках и звездах других клубов: Гудрич, Хоукинс, Уилкс, Хэйвуд, Райс, Газоль, Нэш, Дэвис…)
Леброну – 40. Скоро и он закончит, и «Лейкерс» не хотели возлагать все надежды и нагрузку на Энтони Дэвиса, которому в марте будет 32 (а по медкарте – скорее, 35). Со следующего сезона у Дэвиса вступает в силу максимальное продление контракта на 175 млн до 2028-го, он будет четвертым по зарплате во всей НБА.
«Лейкерс» в любом случае начали бы погоню за второй звездой – не сейчас, так летом, или через год, или два. В обмене или на рынке свободных агентов, Яннис или Эмбиид, кто-то из «Бостона» или «Кливленда», или хэй, да там Шэй Гилджес-Александер продлен не так уж и надолго, можно начинать обрабатывать.
Переход Дончича в самую популярную баскетбольную команду в мире легко укладывается в ее философию – и даже ускоряет воплощение этой философии в реальность. Он моложе Дэвиса, он харизматичнее Дэвиса, у него контракт будет значительно меньше, чем у Дэвиса. К нему легче завлечь другую суперзвезду – как с финансовой, так и с имиджевой точки зрения. Причем завлечь одними обещаниями больших свершений вместе. То, что непросто «продать», если ты какой-нибудь «Милуоки», но легко для команды из ЛА.
Не конкретно сам Лука Дончич, но какой-нибудь «дончич» точно появился бы в «Лейкерс» в ближайшие годы. ЛАЛ в очередной раз оказались в нужное время (когда в руководстве «Далласа» начался приступ психоза) в нужном месте (рядом со звонящим телефоном) с нужным инструментом (Энтони Дэвис).
Луку Дончича меняют на Энтони Дэвиса
Как всегда, но немного иначе: сотрясающий землю, океаны и небеса обмен суперзвезд НБА.
История НБА знает грандиозные переходы, менявшие ландшафт лиги. Можно сказать, что сама НБА родилась в результате такого перехода. В конце 1940-х «Лейкерс» (кому же еще), тогда команде из лиги НБЛ, случайно достался лучший игрок планеты – Джордж Майкан из «Чикаго» из лиги ПБЛА. Игравшие тогда в Миннеаполисе «озерники» с Майканом стали настолько сильны, что за них как за клуб боролись разные лиги – что в итоге привело к слиянию двух сильнейших турниров, НБЛ и БАА, в единую и крепкую Национальную Баскетбольную Ассоциацию.
Потом были громкие обмены Уилта Чемберлена (две штуки), Оскара Робертсона и Карима Абдул-Джаббара, побег Рика Бэрри в АБА и обратно. Подписание «Филадельфией» Мозеса Мэлоуна, спровоцировавшее установление потолка зарплат. Переходы Баркли и Шака в 90-е (и не с канала TNT на ESPN). Снова Шак в 00-е. «Решение» Леброна-2010 и «Решеньице» Дюрэнта-2016. Возвращение Леброна. Перемещение Леброна. Постоянное тасование клубов Уэстбруком, Харденом и все тем же Дюрэнтом.
И даже участие пары звезд в размене друг на друга мы уже видели: Уэстбрука меняли на Криса Пола, Уэббер-Ричмонд, Дэнтли-Агуайр, Деннис Джонсон-Пол Уэстфал…
Ведь чтобы набрать компенсацию за топ-игрока в обмене, не обойтись ролевиками с истекающими контрактами. Не всегда и мешок выборов на драфте нужен принимающей стороне. Если команда по какой-то внезапной причине продает звезду и при этом не перестраивается – как «Даллас» и «Лейкерс» сейчас – это не стандарт, но все же в таком сценарии нет ничего уникального. Так «Сперс» меняли Кавая Ленарда не на молодежь и перспективу, а на оллстара Демара Дерозана. Поэтому сразу две звезды в обмене – это мощно, это громко, но это не ново.
И все же сегодняшняя сенсация отличается. Не только тем, что совокупный статус Дончича и Дэвиса все равно выше, чем у любой предыдущей пары обменянных звезд. Почти во всех случаях инициатива шла от недовольного игрока – часто это вообще был переход свободного агента. К этим сделкам готовились не только менеджеры, но и общественность. Например, о переходе Дэвиса в «Лейкерс» говорили больше года, прежде чем он все-таки произошел. Леброн и Дюрэнт шокировали публику выбором нового клуба, но не тем, что они уходят из старого. Обмен между прямыми конкурентами «Бостоном» и «Кливлендом» – Кайри/Айзейя – шокировал в моменте, но сразу имел обоснование: Ирвинг уже озвучил причины, по которым хотел уйти из «Кэвз».
В сегодняшнем обмене никто ниоткуда уходить не собирался. Разве что перешедший вместе с Лукой из «Далласа» в ЛАЛ Макси Клебер.
«Даллас» меняет Луку Дончича
И вот эта часть – новая и пока не поддающаяся логическому осмыслению.
Постепенно мы начнем узнавать, что Лука Дончич весит 175 кг и в «Далласе» просто нет для него маек подходящего размера; приносит кальян на видеоразборы, а из-за дыма никто не видит экран; демонстративно разговаривает с Кайри только на словенском; его левая нога прикреплена к колену скотчем и резинками; скучает по Мадриду и пообещал Флорентино Пересу, что вернется в «Реал» в 2026-м; выпил все пиво из холодильника новой владелицы «Далласа» Мириам Адельсон; и вообще пожилая женщина просто перепутала его с Лукой Модричем, а Энтони Дэвиса – с Виолой Дэвис.
Пока что разговор сводится к одному: руководство «Мэвз» (напомню, в прошлом сезоне клуб играл в финале НБА, летом приобрел Клэя Томпсона) было недовольно физической формой Луки. До такой степени недовольно, что вместо персонального тренера по физподготовке выдало Дончичу билет до Лос-Анджелеса. Уже трижды в этом сезоне он выбывал из строя из-за травм и выходил на паркет только в 22 из 49 матчей команды. А предстоящим летом словенец мог подписать – и должен был бы подписать – самый большой контракт в истории лиги, супермаксимальное продление на 345 млн до 2031 года.
«Даллас» избавился от этой необходимости. Получил вместо этого более пожилого игрока – с таким же большим контрактом, но на целых три года короче. И еще какие-то мелкие сопутствующие активы. И, наверное, как-то пересобрал состав, в котором было слишком много атакующих защитников… но в данный момент это неважно.
Действия менеджеров «Далласа» говорят вовсе не о том, что после поражения от «Бостона» в финале они осознали, что сейчас титулы чаще выигрывают более «ровные», сбалансированные команды, и что прямо сейчас прекрасный Дэвис приблизит их к победе больше, чем неготовый играть Лука. И не о том, что Лука внезапно из претендента на MVP и лидера одной из лучших команд лиги за полгода превратился в скуфа-инвалида. И даже не о том, что они не умеют торговаться (одному мне кажется, что за истекающий в тот момент контракт оплеванного всеми Кайри Ирвинга они сами «Бруклину» насыпали чуть ли не столько же, чем сейчас получили от ЛАЛ за самого Луку Дончича?).
Вся эта история показывает, что клубы пока с трудом адаптируются к новым финансовым правилам НБА. Мы это уже видели в миниатюре не так давно – во второй половине 2010-х. С 2017-го начинало действовать новое Коллективное соглашение. Клубы-середняки не хотели давать супермаксы звездам, в которых не были уверены на 100%, и расставались с ними заранее: «Чикаго» отдал Джимми Батлера, «Сакраменто» – Демаркуса Казинса, чуть иначе Пол Джордж ушел из «Индианы», но в той истории тоже был вопрос денег и комплектации состава.
Сколько сам Лука потеряет на переходе – ведь в ЛАЛ он не имеет права на супермакс, как в «Далласе» – мы разберем в следующий раз. Пока просто такой ракурс: клубам не всегда выгодно развивать «своих» суперзвезд, ведь при продлении они будут стоить дороже тех, которых ты можешь выменять. Это чем-то напоминает футбол с его текущими правилами финансового фэйр-плэй и амортизации расходов при трансферах – там воспитанников выгодно продавать, потому что весь доход пойдет в зачет этого сезона, в то время как расходы на приобретение футболиста расписываются на несколько лет вперед. В НБА «воспитанника», получается, тоже выгоднее «продать» до того, как придет время предлагать ему супермаксималку.
«Бостон» не побоялся выписать супермакс Брауну, уже держа в голове супермакс Тейтуму на следующий год, и стал чемпионом. «Финикс» выдал такой контракт Букеру, добавил две огромных зарплаты Дюрэнта и Била – и оказался в тупике. «Миннесота» продлила, а затем скинула Таунса, сделав ставку на Эдвардса и его будущие мегаконтракты – и, кажется, Таунс себя сейчас чувствует намного лучше, чем «Миннесота». Те самые примеры из прошлого с «Чикаго» и «Сакраменто» оказались провалами для клубов. Зато «Денвер» как-то решил в кои-то веки всем заплатить по максимуму и выиграл первый в истории клуба титул. Здесь нет единого верного выбора – платить или продавать.
«Даллас» решил, что пришло время продавать. Послужит ли обмен Дончича сигналом для звезд НБА, что если уж словенцу предпочли альтернативные варианты, то и их никто не будет боготворить и выписывать супермаксы только за статус «своего»? Что это – как и решение «Сакраменто» торговать Фоксом, как и резкая позиция «Хит» по Батлеру – качнет маятник авторитета на сторону клубов и ослабит влияние звезд?
Вряд ли. Все и так знали: несмотря на ярлык «лиги игроков», в НБА могут обменять каждого…
…и тут подмывает сказать, «кроме Йокича». Но еще вчера я бы сказал «кроме Йокича и Дончича». Так что нет. В сегодняшней НБА могут обменять абсолютно каждого. Дончича, Йокича, Леброна, все чемпионские кубки «Бостона», Адама Сильвера, Патрика Махоумса, мешок старых баскетбольных мячей на новый клуб.
Традиционный онлайн дедлайна на обмены – 6 февраля.
Фото: Gettyimages.ru/Sam Hodde, David Berding, Katelyn Mulcahy, Tyler Schank/Clarkson Creative