Кажется, 35 млн «Зенита» за Энрике уйдут «Лиону», а не «Ботафого». Объясняем

35 млн евро – стоимость самой обсуждаемой сделки этой зимы. Но «Зенит» покупает вингера Луиса Энрике не совсем за 35 миллионов. Соглашение c «Ботафого» намного сложнее.

Во-первых, по информации Спортса’’, изначально «Зенит» договорился о трансфере Луиса Энрике за 33 млн евро + 2 млн бонусами, но из-за единовременного платежа бразильский клуб сделал скидку. Итоговая стоимость Энрике – 30 млн евро и 2 млн в качестве бонусов.

Во-вторых, фактически российский клуб отдает Вендела (он давно хотел вернуться в Бразилию), проблемного Артура и еще пять миллионов евро. В обмен в Санкт-Петербург приедет Луис Энрике. По бумагам в Россию перечислят 20 за Вендела (информация бразильского журналиста Андре Эрнана) и 10 за Артура (информация Фабрицио Романо), а в Бразилию – 30+2 млн.

Только эти деньги не достанутся «Ботафого», а уйдут «Лиону».

При чем здесь «Лион»? 

«Ботафого», «Лион», «Кристал Пэлас» и бельгийский «Молембек» принадлежат одному владельцу – американцу Джону Текстору.

Загружаю...

Он заработал состояние еще в нулевых: продавал сноуборды, руководил бизнесом по управлению театрами и концертными площадками, придумал стартап в сфере интернет-банкинга Virtual Bank и Facebank – «банк человеческих лиц», который защищает лицо как актив.

Еще Текстору принадлежит Fubo TV, крупный американский спортивный стриминговый сервис.

С 2021-го Джон осваивает футбольный бизнес. Сначала купил 40% акций «Кристал Пэлас» с прицелом на контрольный пакет, но другие крупные совладельцы Джош Харрис и Дэвид Блитцер отказались продать доли.

Тогда в 2022-м Текстор выкупил «Ботафого», «Молембек» и «Лион». Французский клуб – главный бренд и флагман системы – завис в долгах после ковида.

В недоигранном сезоне-2019/20 участники Лиги 1 лишились не только доходов от матчдэй, но и телевизионных. А потом Лига провалилась с выбором вещателя

События подкосили многих. Например, «Бордо» обанкротился и попал в четвертую лигу.

Еще при прежнем владельце Жане-Мишеле Оласе «Лион» стремительно уходил в минус. За три сезона к приходу Текстора в 2022-м клуб накопил 200 миллионов евро долгов (-36 млн в сезоне-2019/20, -109 в сезоне-2020/21 и -55 в сезоне-2021/22).

При американце значительных изменений нет, задолженность копится. 

Загружаю...

Сезон-2022/23 – 7-е место в чемпионате, никаких еврокубков, -99 млн евро за год.

Сезон-2023/24 – 6-е место в чемпионате, снова без еврокубков, -25 млн за год.

В общем, «Лион» все еще тратит больше, чем зарабатывает. По итогам сезона-2023/24 французы на 20-м месте мирового рейтинга Deloitte Money Football League. Заработали 264 млн евро – это чуть-чуть меньше «Марселя» (у него 19-е место), но успешнее «Брайтона», «Наполи», «Ромы» и даже «Кристал Пэлас» (219 млн евро за сезон). До сезона-2023/24 «Лион» ни разу не зарабатывал даже 200 миллионов в год, а в мировой топ-20 последний раз входил в 2021-м.

Суммарный долг «Лиона» – огромный. Уже 505 миллионов евро!

Такие долги возмутили DNCG, финансовый надзор французских футбольных клубов, который недавно отправил «Сошо» и «Бордо» в третий и четвертый дивизион из-за денежных проблем.

В ноябре 2024-го DNCG пригрозил и «Лиону». По информации L’Equipe, если клуб не найдет 175 миллионов евро, опустится в Лигу 2.

Текстор успокоил, что «Лиону» ничего не грозит, для спасения осталось найти всего 100 млн евро. Он даже пообещал не продавать лидеров, сказав, что лучше расстанется с акциями «Кристал Пэлас» и покроет долги из доходов других клубов группы.

Загружаю...

И не соврал – акции британцев выставлены на продажу. По информации The Athletic, эксклюзивное право покупки есть у саудовско-американской группы инвесторов: главного тренера «Даллас Маверикс» Джейсона Кидда, бывшего главы спортивного подразделения Morgan Stanley (одного из крупнейших банков мира) Бенжана Эсмаили и бизнесменов Хайдера и Мансура Сайедов из Саудовской Аравии.

Параллельно Текстор привлекает деньги и во всю группу клубов. Текстор предложил инвестиционной группе Sportsbank (это фанаты «Кристал Пэлас» и бизнесмены Захария Джанджуа и Навшир Джаффер) вложить 230 млн фунтов (примерно 270 млн евро) и участвовать в управлении сразу четырех клубов.

Но пока этих денег нет ни на счетах «Лиона», ни Текстора. Бизнесмен все еще ведет переговоры, а сделки кажутся почти взаимоисключающими. Вряд ли бизнесменам-фанатам «Пэлас» нужны акции компании, которой не принадлежит этот клуб.

Несмотря на обещания, «Лион» уже начал распродавать игроков: в январе расстались с запасным опорником и воспитанником Максансом Какре (в «Комо» за 15 миллионов), 22-летним вингером Гифтом Орбаном (в «Хоффенхайм» за 9 миллионов, покупали год назад за 15) и бесплатно отпустили в «Нант» воспитанника и легенду, португальского вратаря Антони Лопеша (в этом сезоне – третий вратарь, но входил в топ-5 команды по зарплате).

Но как именно «Лион» получит 35 млн евро от «Зенита»?

L’Equipe приводил совсем наивную схему: якобы правами на Луиса Энрике по-прежнему владеет «Лион», поэтому он и забирает деньги «Зенита». Но владение (и любое влияние) третьими лицами строжайше запрещено регламентом ФИФА под угрозой серьезного наказания.

Вряд ли Текстор настолько прямолинеен. Мы помним, что переход Энрике в «Ботафого» был не арендой, а полноценным трансфером. Значит предполагается, что права на игрока принадлежали бразильцам.

Но то, что у «Лиона» и «Ботафого» теснейшая связь, – не секрет. Переходы между клубами уже не удивляют. В январе в «Лион» в бесплатную аренду перешел Тиаго Альмада – один из главных талантов «Ботафого», аргентинский сборник, которого купили летом за 20 млн. Кстати, в контракте Луиса Энрике с бразильцами тоже была опция переезда во Францию, но футболист отказался – возможно, из-за финансовых проблем «Лиона». 

Загружаю...

Трансферы – не единственный способ взаимопомощи между клубами сети Текстора. 

«Мы можем погасить долги в одних дочерних подразделениях за счет других, – рассказывал он в ноябре. – У нас есть планы по продаже активов и игроков, и мы верим, что наш план сработает. Как глобальная организация мы располагаем множеством инструментов для урегулирования ситуации».

Вот пример. Согласно финансовому отчету за 2023 год, «Ботафого» взял кредитов на 70 млн евро: 63 млн – в бразильской инвестиционной компании XP Investimentos, 4 млн – в финансовом учреждении Money Plus, 3 млн – в банке Daycoval.

Судя по всему, деньги не задержались в клубе. В отчете «Ботафого» сообщил, что часть денег (а вернее – почти все) пошли самому Текстору (56 млн евро), 8 млн – в бельгийский «Моленбек», 5,5 млн – в Eagle Football (компания, владеющая сетью клубов Текстора).

По договору кредиты зафиксировались на балансе «Ботафого», но риски вместе с клубом разделил и сам Текстор, который признает, что некоторые операции внутри бразильского клуба проводятся для помощи другим.

«Мы разработали стратегический план на ближайшие годы, повышая степень интеграции между клубами нашей глобальной сети, – поясняет владелец «Ботафого» в отчете. – Мы установили новые стандарты привлечения и инвестирования в игроков. Мы стремимся максимально увеличить конкурентные преимущества нашей группы, зная, что наша модель сотрудничества и глобальное присутствие талантов создадут значительные преимущества для всех клубов семьи».

Загружаю...

Уровень интеграции впечатляет. Вряд ли деньги от трансфера Луиса Энрике в «Зенит» могли напрямую пойти на поддержку «Лиона», но с учетом паутины финансовых обязательств Текстора это неудивительно. Распутать ее очень сложно из-за недостатка публичной информации. Но если просто: американец выстроил процессы так, что зарабатывать может один, а тратить другой. 

Кстати, в отчете бразильцев есть ремарка аудиторов: операции со связанными сторонами значительные, суммы могли быть иными при сделках на рыночных условиях. 

Что скажет УЕФА и его южноамериканский аналог – вопрос.

Возможно, Текстор как раз и пользуется тем, что «Ботафого» и «Лион» подконтрольны разным надзорным органам. 

По-футбольному «Ботафого» успешен. Впервые в истории выиграли Кубок Либертадорес

Бразильский клуб на подъеме. 

В 2023-м чуть не стали чемпионами, но упустили 13-очковый отрыв.

В 2024 наконец получилось: выиграли и чемпионат Бразилии (впервые за 19 лет), и Кубок Либертадорес (впервые в истории).

В Бразилии Текстора считают максимально успешным владельцем. Он первый иностранец, который выиграл чемпионат Бразилии. А благодаря победе в Кубке Либертадорес заработал аж 22 миллиона евро!

Загружаю...

Продажа Луиса Энрике за 35 миллионов – тоже среди успехов. Вообще-то футболист не хотел возвращаться в Бразилию из Испании, но владелец клуба и агент уговорили: поиграешь немного в «Ботафого» и поедешь в «Лион».

Энрике так и не добрался до «Лиона», но заработал ему 35 миллионов евро.

Телеграм-канал Ярослава Сусова

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, Celso Pupo/Keystone Press Agency, Sven Beyrich/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/Jorge Rodrigues / AGIF / AGIF via AFP, Alejandro PAGNI / AFP 

Популярные комментарии
бесдомный понь
Объясните лучше почему Зенит увеличивает траты, когда в Газпроме сокращение аппарата с 4100 до 2500 человек, а также урезание доходов работников?)
Forever_first
Как же нравятся саркастические комменты подразумевающие мутные схемы и прочие вещи в России, в мире белых западных господ такого же нет.
Ответ на комментарий igls54
Комментарий удален пользователем
Andre Remati
Газпром и так занимается поддержкой футбола: они спонсоры ЮФЛ и строят стадионы по всей стране. Или тебе важнее, чтобы деньги Зениту не достались? Тем более, что это обмен футболистами, как уже сто раз сказали.
Ответ на комментарий Sergey Pozharov
Мне кажется было бы круто ввалить 30 млн, в детские школы и развитие детского футбола в России. Очень жаль.
Еще 46 комментариев
49 комментариев Написать комментарий