Алексей Швед возвращается в Россию. «Зенит» настолько отчаялся?
Все еще лучший российский баскетболист?
Санкт-петербургский «Зенит» объявил о том, что команду во второй половине сезона усилит Алексей Швед. Легенда российского баскетбола возвращается в Лигу ВТБ спустя два года и заменит выбывшего из-за травмы колена Ксавьера Муна.
Реакция на новость должна обнадежить всех, кому еще не безразлична Лига ВТБ – Швед по-прежнему обладает неординарной способностью производить бурю в тихой заводи российского баскетбола. Хотя ничего удивительного в ней нет. Она максимально логична: Шведу некуда было податься после отчисления из «Шаньси», а «Зенит» подходил по всем параметрам – от неожиданной потери Муна до связей агента Шведа Обрада Фимича.
Почему у Шведа не получилось в Китае
Это не совсем проблема Шведа.
Швед провел достойный сезон за «Шаньси» в прошлом году – сделал 10 трипл-даблов по ходу регулярки, помог не самому именитому клубу выбраться в плей-офф, выступал последний месяц с травмой, заслужил у местных прозвище «Европейский Мэджик»…
Его вроде бы хотели сохранить.
По всей видимости, в межсезонье Обрад Фимич пытался выжать из китайцев больше юаней. «Помимо «Шаньси» мы вели переговоры еще с двумя клубами: «Шанхаем» и «Цзилинь». Они были готовы выкупить права на Шведа у клуба из Тайюаня, но в итоге договориться по сумме бай-аута не получилось», – объяснял агент «Спорт-Экспрессу».
В результате этих подзатянувшихся переговоров Швед подписал новый контракт только в октябре. Он не только пропустил всю подготовку к сезону, «Шаньси» уже успел стать главной сенсацией в чемпионате Китая – они успешно заменили Шведа Брэндоном Гудвином и Хамидом Диалло и на момент оформления российского защитника шли с 7 победами в 8 матчах (сейчас – 19-6).
Собственно, возвращение Шведа в «Шаньси» было вынужденным и временным – тогда травму получил один из легионеров, сенегалец Ибраим Фалль Файе.
Швед провел в этом сезоне только 5 матчей и ожидаемо медленно адаптировался. У него за 11,4 минуты в среднем на паркете 6,4 очка, 44% с игры, 38% из-за дуги, 4,4 передачи при 1 потере.
В Китае для легионеров ультраагрессивная соревновательная среда: во-первых, в заявке клуба может быть только 4 иностранных игрока, во-вторых, если контракт разрывается в течение первых двух месяцев, то неустойка не выплачивается.
Не то чтобы Швед однозначно проиграл конкуренцию, но он был поставлен в такие условия, что выиграть ее было невозможно. Костяк «Шаньси» уже сложился – и с восстановлением Фалль Файе россиянина отчислили.
«К сожалению, новый тренер не дал Алексею шансов проявить себя, делал ставку на других иностранных игроков задней линии, – говорил Фимич «Спорт-Экспрессу». – Хотя до начала сезона два других клуба китайской лиги хотели подписать Шведа, но генеральный менеджер «Шаньси» отказался отпускать игрока (на сезон-2024/25 права принадлежали именно «драконам»). А тренеру он в итоге не подошел. Неприятная ситуация, но такое бывает».
Жесткие правила в китайской лиге существенно ограничили маневры агента, некогда выбивавшего для Шведа самый большой контракт в европейском баскетболе. Казалось бы, желающих выкладывать нерыночные соглашения бывшей звезде в современном мире все меньше, но это нисколько не отражается на агрессивном переговорном стиле.
Выиграет ли от этого «Зенит»?
Все ораторы, страстно приветствующие возвращение Алексея Шведа, оперируют одним и тем же клише – «лучший российский баскетболист». После чего описывают его игру примерно из 2019 года.
И, пожалуй, это самый интересный (пусть и бессмысленный) вопрос касательно возвращения Шведа. Действительно ли в Лиге ВТБ так и не подросли ребята, которые могут конкурировать с 36-летним игроком, никогда не отличавшимся атлетизмом, склонным к травмам и не желающим напрягаться в защите? Сложно оценить текущее состояние самого Шведа – у него привычные 33% из-за дуги и 40% с игры, но только теперь на фоне прошлогоднего китайского чемпионата, а также не самое стандартное межсезонье. Сложно оценить текущий уровень Лиги ВТБ, продолжающей постоянно терять уже и менее качественных легионеров. Сложно оценить и потенциальное взаимодействие Шведа с таким тренером, как Хавьер Паскуаль: известный всем Швед – это игрок-система, российский Джеймс Харден, штампующий свои 20+10 с не всегда безупречной эффективностью, тогда как испанец и без того наверняка комплексует из-за обороны «Зенита», худшей из команд большой четверки на данный момент.
В остальном же, заполонившие интернет переживания за «Зенит» вряд ли имеют под собой рациональную основу.
1. «Зенит» – единственная команда в российском чемпионате, которая может себе безболезненно позволить Шведа.
Оценка игры Шведа всегда бывает связана с наличием у него грандиозного контракта. Вот как осторожно комментировал переговоры с Фимичем президент УНИКСа Евгений Богачев для «Матч ТВ»: если казанцы вкладываются в российского игрока, это ограничивает их финансовые возможности, ставка на Шведа – это огромный риск.
«Агенты Алексея к нам обращались. Но они ставят непомерные для нашего клуба условия – очень большую цену. А ведь и возраст уже большой у игрока. К тому же, как я помню, в последние годы Швед нередко получал травмы.
Но главное – это все же цена. Его агенты просят нереальные условия по контракту. Так что на данный момент в Алексее не заинтересованы. Если только они пойдут на существенные уступки по контракту, то все может быть по‑другому».
У «Зенита», команды с самым большим бюджетом в России, нет таких ограничений. У них в любом случае остаются две открытых позиции для легионеров после травмы Ксавьера Муна и увольнения Омари Спеллмена, пытавшегося разобраться со спортивным директором Маносом Пападопулосом прямо во время матча.
Здесь нет вот этого опасения от игры ва-банк, что присутствует и у УНИКСа, и у ЦСКА.
2. Приход Шведа идеален по таймингу.
О серьезности травмы Ксавьера Муна стало известно в пятницу, а в субботу «Зенит» уже объявил о подписании игрока, теоретически готового взять на себя не самые доступные функции выпавшего легионера – креатив в атаке и задействование «больших».
Швед приходит в «Зенит» не в качестве Шведа, человека, обеспечившего России бронзу Олимпиады, лучшего бомбардира Евролиги и солнца гелиоцентрической системы подмосковных «Химок».
О его приходе сейчас вообще неуместно говорить в контексте медалей.
Швед приходит в «Зенит» в качестве игрока без команды, имеющего российский паспорт и идеально подходящего по функционалу. Его задача – дать Санкт-Петербургу стабильность на следующие несколько месяцев, пока клуб ищет адекватную замену для Муна и Спеллмена и формирует команду к плей-офф.
В современных условиях договариваться об усилении по ходу чемпионата вдвойне сложнее. Это потребует времени, а потому логично заткнуть пробоину Шведом, все равно он сидит на хоккее и скучает.
3. У Шведа в «Зените» будет совершенно другая роль.
Должно быть, приятно написать что-нибудь нелепое про кирпичный завод, но только о Шведе, как о российском Джеймсе Хардене, можно забыть. А это означает, что точно не он будет проигрывать «Зениту» золотые медали Лиги ВТБ.
«Зенит» неудачно провел первую половину сезона и несколько разочаровался в себе, но у клуба есть четкое «большое трио» – Хантер-Бэйкон-Фрэйзер. А еще у клуба остаются финансовые возможности найти точечное усиление с помощью нескольких легионеров, разобраться со скамейкой и Щербеневым и прийти к той модели, которую визуализирует Хавьер Паскуаль. Времени еще достаточно.
Чего у «Зенита» точно нет, так это плана отдать мяч Шведу, расставиться на дуге и наблюдать, как тот выбрасывает по 23 попытки за матч. Поездка в Китай, где Швед завершил сезон вторым среди лучших ассистентов во всей лиге, показала, что единственные амбиции, которые остаются у защитника – это амбиции финансовые. Невозможно сказать, что там осталось от его спортивной формы, но такой опытный организатор в качестве вспомогательного разыгрывающего или разыгрывающего со скамейки в умелых руках Паскуаля – это, конечно, плюс.
Швед в «Зените» – это даже не Швед в ЦСКА, где от него все еще зависело очень многое. Паскуаль ни разу не испугается снять Шведа, если в того будут бить на своей половине и он не найдет способ вывести его из-под удара.
Короче. Невозможно предугадать, выиграет ли «Зенит» от этого перехода, но совершенно точно – что не проиграет.
Точно выиграет российский баскетбол
Уже ясно, что Швед так и останется в истории самым недооцененным игроком в истории российского баскетбола. Он делал то, что не делал больше никто и никогда – был лучшим бомбардиром Евролиги и штамповал фантастические цифры в стиле суперзвезд НБА. Без его креативности сборная России ни за что не добилась бы высшей награды в своей истории – бронзы Олимпийских игр. Он доказал, что русский баскетболист может быть центром вселенной да и вообще может быть техничным, ловким, стремительным, а не просто огромным, рукастым и жестким – бросать трехочковые с ведения, маневрировать на пик-н-роллах, сажать соперников кроссоверами.
На эту всю уникальную красоту большая часть российских болельщиков реагирует примерно так же, как на длинные волосы: «Ты чо, пыдор, шо ли?!»
Не очень верится, что у Шведа получится какой-то путный эпилог. Но его возвращение – это единственный сюжет Лиги ВТБ, который абсолютно точно достоин внимания. Самый зрелищный игрок в истории российского баскетбола свои последние шедевры представит все же перед своими трибунами. Для него самого не самая восторженная реакция, возможно, будет странна – после тотального обожания со стороны китайцев. Но как будто его самого оценка зрителя никогда не интересовала – он просто наслаждался ролью первого парня, дорвавшегося до возможности показать на поляне все, что умеет.
В каком-то смысле Швед – это действительно 40-летний Леброн для Лиги ВТБ. Наследников у него так и не появилось (как и «нового лица» в НБА), поэтому он и возвращается со статусом «лучшего российского баскетболиста». Его последние шаги необязательно получатся удачными, но это все равно шаги легенды, придающие осмысленности всему остальному.
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив