Журналисты, которые звонят Мостовому для новостей. Зачем они это делают?
Чернявский с ними поговорил.
Спортивные медиа переполнены новостями с цитатами Мостового, который комментирует любой инфоповод. Они выходят каждый день, иногда – более пяти раз за сутки.
Зачем корреспонденты разных изданий звонят ему и превращают в самую цитируемую персону года? Как строится их общение? Какой Мостовой в этих созвонах? Считают ли они сами такие новости полезными?
«Журналисты сражаются за индекс цитируемости, а Мостовой его приносит». Егор Кабак
Возраст: 22 года
Место работы: Чемпионат
Стаж общения с Мостовым: 3 года
Мостовой идеален для начинающего корреспондента. Он открыт, расположен, готов отвечать на любые вопросы. Например, первый раз звонить условному Юрию Семину мне было страшно, а с Мостовым даже не волновался. И легко получил классные ответы про «Спартак».
Но он привлекает не только доступностью и открытостью. У Мостового очень интересная карьера: играл в Португалии, Франции, Испании, был легендой «Сельты». Бывало, звонил ему, пять минут что-то спрашивал для комментария, а разговаривали мы в сумме полчаса. Узнавал чисто для себя: «Александр, а расскажите про Зубастика, он был в огромном порядке? А Гвардиола? А Энрике?»
Не под запись, а просто, потому что искренне интересно. Мостовой говорил, что Зубастик вообще самый топовый из тех, с кем он выходил на поле. В итоге мы хорошо наладили контакт: он стал меня узнавать и отличать от остальных корреспондентов. Сейчас он может даже первым написать и предложить комментарий.
Есть такая фишка: журналисты, которые общаются с Мостовым, получают от него кучу картинок – от мемов до футбольных фоток. Меня об этом предупреждал Андрей Панков, который раньше с ним общался. Сказал, что ставил на картинки от Мостового реакции в виде огоньков или отправлял эмодзи со словом «топ». Я эту традицию перенял. Бывает, прилетает что-то прямо крутое и эксклюзивное. Например, фото из личного архива: там Мостовой рубится с Анри в Лиге чемпионов. Недавно прислал стих про себя – это прямо хит.
Еще отмечу, что Мостовой держит слово. Если он обещает, что мне первому даст коммент (как, например, было со стажировкой в «Динамо»), то всем другим отказывает.
Он точно читает комментарии под новостями и даже расстраивается из-за них. Его, например, напрягает образ человека, который только критикует «Спартак». Что имеется в виду: он может сказать то же самое, что и какой-нибудь тренер, но слова тренера назовут аналитикой, а на него не отреагируют всерьез: «А, это же Мостовой, он только критикует и ничего больше».
Помню ситуацию, когда он пожаловался, что ему никто не позвонил после поражения «Спартака» в Кубке от «Динамо» из Махачкалы. У меня была уважительная причина – выходной. Там еще и матч поздний, возможно, коллеги не захотели его под ночь дергать.
Уверен, Мостовой вообще не подыгрывает корреспондентам. Все, что он говорит – реально так думает. И про Абаскаля, и про чеканку, и про тренерскую лицензию, и про что угодно. Он не пытается кем-то казаться и не пытается сказать нужное.
К звонкам Мостовой относится как к части жизни, как к имиджу. Ему нравится давать комментарии, быть на виду, оставаться актуальным и востребованным. При этом в последнее время он сократил количество журналистов. Если раньше ему мог позвонить вообще любой стажер, то сейчас он отвечает далеко не на все звонки.
Мне кажется, мем про Абаскаля зашел слишком далеко и пора с ним заканчивать. Ведь Мостовой на самом деле интересно говорит про футбол, но, к сожалению, всех больше волнует, как он снова ущипнет Абаскаля. Из-за этого его рассуждения про футбол коллеги часто опускают, а оставляют только одно яркое предложение, из которого получится классный заголовок. Я стараюсь так не делать и не вычищаю его мысли. Иногда он жалуется, что его слова не так истолковали и теперь полощут в комментариях.
Что касается ценности комментариев Мостового для медиа, это вопрос дискуссионный. Конечно, журналисты сражаются за индекс цитируемости, а Мостовой этот индекс приносит.
Но для меня Мостовой значит больше – я ему звоню иногда просто так. Например, когда он лежал в больнице с камнями в почках, я интересовался, как дела и как здоровье. Могу и без повода – просто о футболе поболтать и узнать новые детали, как он ездил в Ливерпуль подписывать контракт.
Я недавно переехал в Москву из Рязани, увиделся с ним впервые на матче легенд. Теперь у меня цель: сделать с Мостовым большое интервью на камеру и поговорить про 2004 год. У него тогда случилось много и в футбольной, и в личной жизни, но об этом он не очень охотно рассказывает. Мне бы хотелось раскрыть и узнать, что он тогда чувствовал.
Еще немного расстраивает, что в текстовом виде некоторые его комментарии могут выглядеть токсично, но на самом деле он все произносит без злобы и добродушно. Мост ведь гораздо глубже, чем кажется. Например, если отдалиться от футбольных тем, он говорит много мудрых вещей.
С футболом чуть сложнее – недавно с ним как раз спорили минут пятнадцать, что тренеров не надо по чеканке судить, но его здесь не переубедить.
«В спорте не каждый день много инфоповодов, поэтому Мостовой выручает». Владислав Шапиро
Возраст: 22 года
Место работы: Sport24
Стаж общения с Мостовым: 3 года
Я впервые поговорил с Мостовым осенью 2021-го, когда «Спартак» плохо играл в РПЛ и классно – в Лиге Европы. Он дал нам яркое интервью, где сказал, что успехи в ЛЕ ничего не значат.
С тех пор на связи – иногда созваниваемся даже просто так. Бывает, он даст кому-то интервью с крутым заголовком, а потом всем рассылает новость – показывает, как классно сказал.
Мостовой обожает обсуждать свою карьеру: если ты звонишь не только спросить однотипное про Абаскаля, но и вспомнить яркие моменты прошлого, он сразу тобой интересуется и запоминает. Если кто-то с ним делает интервью про футбольное прошлое, то он может позвонить и рассказать: «Вот ваши ребята брали интервью, очень интересно получилось».
Я однажды попал на злого Мостового: видимо, его задолбали вопросами про Абаскаля. Мы говорили 20 минут, он вылил весь негатив, многое из этого просто нельзя публиковать. Суть была такая: «Мне уже восемь раз позвонили с этим Абаскалем, что вы к нему так прицепились!» Причем претензия здесь в том, что его спрашивают про тренера без футбольной карьеры. Он не понимает, почему к нему такое внимание.
Я пытался спорить. Говорил, что времена изменились, что теперь все иначе работает, что успешных тренеров без карьеры становится все больше и больше.
Что мне нравится в Мостовом как в спикере – он настоящий. Если он радуется, то радуется, если ошибается, то ошибается, если злится, то злится. Он не хочет казаться лучше, умнее, адекватнее. Помню момент, когда мемные футбольные паблики на 1 апреля придумали шутку, что Моуринью станет тренером «Спартака».
Мостовой мне звонит: «Слушай, а это реально? Мне присылают футбольные люди. Это же классный специалист!» Я отвечаю: «Александр, нет, конечно. Сегодня же 1 апреля». Он посмеялся и сказал: «Эх, а я сразу и не понял». В общем, в этом весь Мостовой, он не пытается съезжать, хитрить и выгораживать себя. Не стесняется показывать искренние чувства типа зависти, обид, злости, которые многие прячут. Это очень необычно и даже ценно.
Есть, конечно, темы, которые Мостовой фильтрует. Например, он очень осторожно публично говорит про Карпина. Был даже момент, когда попросил скинуть слова про Карпина на заверку. Так что не надо думать, что он совсем не отдает отчет тому, что говорит. Просто Мостовой знает, где можно говорить все, а где все-таки нужна цензура.
Почему журналисты звонят Мостовому? Потому что он непредсказуем и из пустоты делает яркую новость или придает новую жизнь уже надоевшей ситуации.
Звонки Мостовому состоят из трех составляющих: для медиа – это индекс цитируемости, просмотры и байт на комменты, для Мостового – хайп его личности, чтобы помнили и не забывали, для российского футбола – что-то скорее положительное, яркое и светлое. Эмоция, с которой не скучно, которая веселит и не оставляет равнодушным. Особенно сейчас, когда наш спорт в вакууме.
В спорте не каждый день много инфоповодов, поэтому Мостовой выручает: оживляет нашу жизнь, пусть и немного специфичным методом. А вообще нужно больше видео с Мостовым. Через текст не очень считываются его сарказм и ирония. Часто это еще и вырезают, оставляя только самую жесткую фразу.
Думаю, он вполне себе счастливый человек, но, к сожалению, немножко застрял в прошлом. Это мешает ему, например, начать тренировать. Он искренне не понимает, почему топовый футболист, которого до сих пор называют топ-2 в истории «Сельты» после Аспаса, не может просто взять и стать главным тренером клуба РПЛ.
Я бы сравнил его с автомобилем из девяностых и нулевых – BMW E39. Ее все знают и тогда восхищались. Все прекрасно понимают, что это офигенная тачка, но она для своего времени.
А чтобы быть актуальным в новом времени, все же надо меняться и отпускать прошлое.
«Говоря об Абаскале, Мостовой нам уже немного подыгрывает». Александр Рожков
Возраст: 21 год
Место работы: Metaratings
Стаж общения с Мостовым: 2 месяца
В первый раз я общался с Мостовым не по телефону, а лично: в ноябре мы встретились на матче легенд «Спартака» и «Динамо». Подошел и попросил об интервью, а он легко согласился. А после разговора мы сфотографировались. Так и началось.
Конечно, сразу пошли картинки. Я слегка оторопел, потому что не ждал такого, но уже привык. В основном он присылает контент из футбольного прошлого. Например, где он с Лебефом. Или фотка журнала, где его сравнили с Кройффом.
Я звоню Александру не только с вопросами про «Спартак» и Абаскаля, а вообще про все. Например: «Как вам игра «Краснодара» или «Акрона»?» Как-то он возмутился: «А почему вы о «Спартаке» не спрашиваете? У «Спартака» же прекрасная игра сейчас!»
Еще был забавный момент, когда я ему сказал: «Все ваши прогнозы сбываются, «Спартак» в тройке!» На что Мостовой ответил: «Еще бы они не сбывались. У меня голов больше, чем у вас снега в городе».
На Мостовом однозначно держится пласт спортивной журналистики. Он палочка-выручалочка, способен говорить на любые темы и часто спасает, если срочно нужен коммент. Понятно, что он хорошо работает на индекс цитируемости, но мне в целом приятно с ним общаться. Как и со многими другими спикерами – например, с Дмитрием Анатольевичем Аленичевым.
Кажется, говоря об Абаскале, Мостовой уже немного нам подыгрывает. Потому что слабо верится, что он действительно настолько на нем зациклен. При этом Абаскаль для него особая тема: обычно Мостовой обо всем говорит добродушно, но здесь чувствуется раздражение. Да, все равно чуть шутя, но будто бы серьезнее, чем про всех остальных.
Александр точно реализовал себя как медиаперсона. Что бы кто ни говорил, но он потратил много сил и времени, чтобы о нем до сих пор говорили, чтобы ему до сих пор звонили, чтобы он был востребован и актуален.
Если он вдруг исчезнет медиа, согласитесь, будет чего-то не хватать.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Григорий Сысоев; Maksim Konstantinov/Global Look Press; unsplash.com