Депрессия в миланском «Интере». Несостоявшаяся карьера шведского вундеркинда нулевых — Мартина Бенгтссона
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Для некоторых счастье не в деньгах и популярности
У него было все: деньги, машина, он находился в одном из лучших клубов мира, а по уровню своего таланта он был на уровне Златана Ибрагимовича. Но иногда этого недостаточно, чтобы быть счастливым.
Мартин Бенгтссон выступал на позиции центрального полузащитника. Швед был настолько талантлив, что в 17 лет его забрал к себе «Интер». Он должен был стать одним из лучших скандинавских футболистов в 21 веке, но столкнулся с депрессией, которая лишила его не только футбола, а могла лишить и его жизни.
Что послужило угасанию шведского таланта? Ранний переезд, неумение клуба работать с молодыми игроками или Мартин просто не справился с огромным давлением?
Мечта Мартина стала реальностью
В девять лет Мартин твердо решил стать профессиональным футболистом. Он стал придерживаться жесткого графика тренировок, по плану, который разработал сам, и уделял этому по три часа в день.
Посмотрев документальный фильм об академии «Аякса», Мартин стал по пять раз в день бегать по улице босиком и после каждого ужина опорожнять желудок, потому что ощущал себя полноватым и медлительным.
В шестнадцать лет он сыграл за «Эребру» в высшей шведской лиге. Позже он дебютировал в юниорской сборной Швеции, стал ее капитаном, а за ним стали пристально следить «Аякс», «Челси» и «Интер».
«Когда мне было шесть или семь лет, у меня была очень четкая цель — играть за «Милан», но в итоге я выбрал «Интер»», — рассказал Бенгтссон в интервью.
Мартин перебрался в Италию в семнадцатилетнем возрасте. Его поселили в интернат вместе с молодежной командой.
На первой тренировке он обвел Марко Матерацци и услышал от тренера «Интера» Альберто Дзаккерони: «Я верю, у тебя все получится».
На зарплату в «Интере» Бенгтссон купил себе машину, хотя у него не было прав и ему некуда было ездить.
Будучи травмированным, Мартин общался с Эмре Белозоглу в тренажерном зале и очень боялся заговорить с Кристианом Виери. Ближе всего швед общался с Обафеми Мартинсом, с которым они смотрели футбольные телепередачи.
Мартину также нравился Адриано. Он даже шутил, что если бы создал свою музыкальную группу из игроков «Интера», то в ней обязательно был бы Виери на барабанах, Адриано на басу и он сам на вокале. Идеально.
Первые проблемы и депрессия
«В моем контракте был пункт, согласно которому я должен был ходить в школу и учить итальянский, но этого не произошло. Язык — это важнейшая составляющая, и без него я чувствовал себя еще более потерянным и одиноким. Были моменты, когда я чувствовал себя полностью исключенным».
«Проблемы начались с травмы колена в конце моего первого сезона в «Интере». В тот период я не мог играть в футбол, я просто лежал на диване. После того как вы сыграли во все игры и турниры Pro Evolution Soccer и FIFA, вы понимаете, что больше нечего делать», — рассказывал Бенгтссон.
Несколько игроков академии «Интера» курили марихуану на балконе, их застукали и наказали всех, даже тех, кто не имел к этому отношения. Молодых футболистов лишили свободы, поставили решетки на окна, запретили выходить в магазин и запирали на ночь двери. Почти как тюрьма.
От отчаяния депрессия усилилась, а Мартин начал играть на гитаре и писать стихи. Но когда полузащитник вернулся из юниорской сборной Швеции, обнаружил, что уборщица выбросила его дневник, стихи и фотографии. Это очень сильно ударило по шведу.
Следующим утром Бенгтссон включил в плеере Дэвида Боуи, зашел в ванную и перерезал себе вены.
Бенгтссон проснулся в неотложном отделении миланской больницы и вскоре услышал местного психолога: «У тебя есть машина, деньги, ты можешь переспать с любой женщиной в мире. Ты игрок «Интера»!».
«Я понял, что именно так люди смотрят на футболистов. Это их представление об идеальной жизни, и мне стало ясно, что это не для меня».
Через несколько дней «Интер» сообщил, что у Бенгтссона случился эпилептический припадок, он получил травму и поехал восстанавливаться в Швецию, а его фото удалили с сайта клуба. Однако Мартин знал, что уже не вернется. Его карьера в Италии завершилась всего через каких-то девять месяцев.
Полузащитник не видел в возвращении на родину решения проблемы, он не хотел выглядеть, будто «поджав хвост» уходит, потому что ничего не получилось. «Наверное, я был слишком горд, чтобы просто сказать: «Я не создан для этого». Мне было слишком стыдно, и этот стыд привел к попытке самоубийства».
После возвращения на родину Мартин подписал контракт с «Эребру СК Унгдом», выступающим в третьем по силе дивизионе Швеции, но больше чем на сезон Бенгтссона не хватило.
Жизнь после футбола
Мартин Бенгтссон закончил с футболом в 19 лет.
Футболом жизнь не ограничилась. Мартин справился с депрессией и стал жить дальше. В 2007 году он написал автобиографию «В тени Сан Сиро», где рассказал о своем тяжелом футбольном пути. В 2020 году по книге шведский режиссер Ронни Сандаль снял фильм «Тигры».
После окончания с футболом швед перебрался в Германию, где занялся творчеством — стал фотографом и художником. Там он прожил четыре года, после чего перебрался в Мальме, чтобы окончить театральную академию. В Швеции у него появилась своя музыкальная группа, с которой он выступал в барах.
Свой след в футболе Мартин все же оставил. Вместе с Федерацией футбола Швеции он устроил тур: он общался с молодыми футболистами по всей стране, рассказывая о важности психологических проблем.
Стоит отметить, что до 2003 года не было исследований про депрессию профессиональных футболистов, поэтому и клубы не особо обращали внимание на душевное здоровье своих игроков.
Сейчас у Бенгтссона семья и ребенок. Он живет творческой жизнью и, как говорит, избавился от «своих демонов». Депрессии больше нет.
«Сейчас я уже не так сильно злюсь из-за того, что люди не понимали, что со мной происходит, но есть ситуации, которые произошли в «Интере» и на которые я до сих пор злюсь. Я начал писать, чтобы справиться с депрессией, оставаться в здравом уме, иметь возможность высказаться. Но они выбросили мои записи и сказали, что футболистам не следует писать. Это было неправильно».
«Футбольный мир был слишком ограничен. Это были игры, тренировки. Ты можешь стать лучшим игроком и, возможно, мультимиллионером, но для меня это было недостаточно интересно. Этого было недостаточно».
***
Спасибо, что читаете этот блог. Буду благодарен, если подпишитесь на мой телеграм-канал о скандинавском футболе.