Женщины в истории «Формуле-1»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В истории «королевы автоспорта» приняли участие всего пять женщин, но даже столь небольшое количество представительниц женского пола помогло девочкам в наши дни не переставать мечтать о дебюте в «Формуле-1».
Мария Тереза де Филиппис — первая женщина, дебютировавшая в Ф1. Мария родилась в Неаполе, она с детства занималась конным спортом, но с возрастом перешла на другие «лошадиные силы». Де Филиппис росла в обеспеченной аристократической семье, и возможность попробовать себя за рулем у нее появилась уже в 22 года. В 28 лет Мария Тереза заняла 2 место в чемпионате Италии по кольцевым гонкам, после чего стала заводским пилотом Maserati. В 1958 году она дебютировала в внезачетном гран-при Сиракуз, где заняла 5 место. В том же году итальянка впервые стала участником чемпионата мира, появившись на гонке в Монако.
В первой попытке Мария не прошла квалификацию, но в следующей гонке, в Бельгии, она финишировала 10-й. Еще в двух этапах, в Португалии и Италии, де Филиппис не добралась до финиша из-за механических проблем. Пятым, последним, этапом для нее стал гран-при Монако 1959 года, где Мария не прошла квалификацию за рулем машины Porsche. В 1960 году де Филиппис вышла замуж и завершила карьеру, как пилот, но стала членом Международного клуба бывших пилотов гран-при.
Лелла Ломбарди, соотечественница Марии, стала второй женщиной в истории Формулы-1. Она является рекордсменом по числу проведенных гонок в чемпионате и по числу заработанных очков. Мария Грация, иначе Лелла, Ломбарди родилась 26 марта 1941 года в Фругароло. В детстве играла в гандбол, а в юности начала участвовать в ралли в качестве штурмана. Позже Лелла начала принимать участие в местных кузовных и формульных чемпионатах, постепенно добралась до Формулы-3000, и в 1974 году получила приглашение от Brabham. Дебют состоялся на гран-при Великобритании. Правда, итальянка не прошла квалификацию. В 1975 году Ломбарди стала пилотом заводской команды March. В 1975, в Южной Африке она не добралась до финиша, зато на следующем этапе в Испании финишировала 6-й. В последующие два года своей карьеры Лелла приняла участие еще в 12 гран-при, но выше 7 места не поднялась. Последней гонкой в Формуле-1 для Ломбарди стал гран-при Австрии 1976 года в составе команды RAM Racing. После завершения карьеры в Формуле, итальянка принимала участие в различных соревнованиях: Ле-Ман, NASCAR, DTM.
Дивина Галика была гонщиком Формулы-1 параллельно с Ломбарди. Она дебютировала в 1976 году в Великобритании. Дивина представляла команду Shellsport/Whiting, в распоряжении которой были машины Surtees. В своей первой гонке Галика не прошла квалификацию. Еще две попытки в 1978 году уже за рулем Hesketh, закончились тоже неудачно. После окончания карьеры пилота она работала в различных компаниях, занимающихся подготовкой молодых пилотов.
Следующей представительницей женского пола в паддоке стала Дезире Уилсон. Она родилась 26 ноября 1953 года в Браклене, ЮАР. В середине 1970-х Дезире выступала в различных южноафриканских чемпионатах, дважды становилась чемпионом местной Формулы Ford. Затем участвовала в Формуле Ford и британском чемпионате Формулы-1 «Аврора», где Дезире выиграла этап в Брэндс-Хэтче. В начале 80-х Уилсон попыталась выйти на старт гран-при Великобритании за рулем Williams. Но увы безуспешно. После Формулы-1 Дезире приняла участие в нескольких этапах IndyCar и пару раз участвовала в 24 часах Ле-Мана.
Джованни Амати стала последней женщиной в Формуле-1, которая, пыталась соревноваться с мужчинами. С 15 лет итальянка гоняла на мотоциклах и спортивных машинах. А в 19 лет Джованни похитили и два с половиной месяца продержали в заложниках, пока родители не заплатили выкуп в 1 миллион долларов. В конце 70-х Амати пошла в гоночную школу. В 1981 году она начала профессиональную карьеру с Формулы Abarth, там за четыре года выиграла несколько гонок. Затем приняла участие в итальянской Формуле-3, а в 1988-1991 года с переменным успехом выступала в различных национальных чемпионатах Формулы-3000. В 1992 году девушку подписали уже известные нам Brabham. К сожалению, положительными результатами Джованни команду не порадовала, зато подогрела интерес прессы. Карьера пилота у Амати закончилась после участия в Porsche SuperCup и Ferrari Challenge.
Наверняка, если бы не истории этих смелых и упорных дам, то современного прототипа женских гонок не было. В 2023 году мы увидели первый сезон Академии «Формулы-1» — гоночной серии для женщин, направленной на развитие и подготовку молодых гонщиц к выходу на более высокий уровень соревнований. В наши дни женский спорт активно развивается, наша же задача этому радоваться и помогать!