Новак Джокович: «Мне нравится, когда мое пространство расширяется»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
О карьерном «Золотом шлеме» и теннисной жизни после него, о том, чему Новак научился как родитель, о восхищении Джимом Керри и о многом другом – в интервью американскому изданию Vogue.
На вершине Великой Китайской стены, под ненастным покровом сумерек, маскирующих горы к северу от Пекина серебристым зыбким туманом, в древесно-коричневом костюме от Lacoste позирует Новак Джокович - самый титулованный теннисист всех времён. (Прим переводчика – Прям начало романа: «В белом плаще с кровавым подбоем…в час небывало жаркого заката...»... Автор интервью Ник Ремсен был явно впечатлен фотосессией Новака).
С момента подписания контракта в 2017 году бренд Lacoste стал одним из главных спонсоров Джоковича, а он - их главным спортсменом. Компания организовала масштабное мероприятие под названием Play Big на участке Великой Китайской стены Ju Yong Guan, которое отчасти стало праздником возвращения для звезды, не бывавшей на китайской земле пять лет. Через несколько дней после Play Big он вернулся к соревнованиям на турнире Shanghai Masters. (Стоит отметить, что значительная часть этих лет отсутствия пришлась на пандемию COVID-19).
Разыгравшаяся непогода оказалась удачным и потрясающим моментом для интервью, когда мы сидели, почти скрючившись, в нашей продуваемой ветром палатке.
Vogue: После того, как этим летом вы завоевали свою первую золотую медаль на Олимпиаде в Париже, кажется, вам больше не за что бороться - мечта, с точки зрения полноты трофейного арсенала, сбылась. О чём вы первым делом подумали, когда эмоции улеглись?
Новак Джокович: В том-то и дело: эмоции не отпускали меня довольно долго! Во время игры я не позволял себе думать о финише, пока не дошёл до матч-пойнта. А потом, когда выиграл, я ощутил такой эмоциональный накал, какой никогда не испытывал на корте раньше.
Я провел один из своих лучших боев на большой сцене против [Карлоса] Алькараса, который пребывал в отличной форме. Совершенно уникальный матч – наверное, одно из самых просматриваемых выступлений на Олимпийских играх из всех видов спорта - огромное удовольствие стать частью этой истории. Завоевать золотую медаль на глазах моей семьи, жены, детей, товарищей по олимпийской сборной - это как замкнуть полный круг всего, что я прошел и что мог предложить теннис.
Теперь, когда Роджер Федерер и Рафаэль Надаль завершили карьеру, согласны ли вы с тем, что пришла «смена караула»? Теннис, конечно, постоянно развивается, но видите ли вы, что одна глава закрывается, а другая начинается?
Не думаю, что всё так категорично, иначе я считал бы себя представителем старой гвардии, неспособным конкурировать с более молодыми парнями. Это определенно переход и естественный процесс, но он требует времени. Люди говорят об этом уже много лет. Да, сейчас подрастает новая молодежь, но есть и поколение, которое не является самым молодым: [Саша] Зверев, [Даниил] Медведев, [Стефанос] Циципас. Все эти ребята входили или входят в топ-10; Медведев был первой ракеткой. Они ещё какое-то время будут топами вместе с более молодыми.
Но я думаю, что вы имеете в виду Алькараса и [Янника] Синнера. За последние двенадцать месяцев между ними возникло невероятное соперничество, а соперничество — это то, чем привлекает спорт. Люди, которые даже не следят за теннисом как таковым, следят за соперничеством, за контрастами.
В итоге у вас получилось трёхстороннее соперничество - четырёхстороннее, если считать Маррея.
В первые несколько лет моей карьеры, когда я пытался пробиться в элиту, соперниками были Федерер и Надаль, и казалось, что я - третий лишний.
Мы соревновались с Энди Марреем, моим ровесником, и взрослели вместе. Но с годами, благодаря достижениям, мы расширили нашу борьбу и превратили ее в эпоху «Большой четверки». Мне хочется верить, что это оставило большой позитивный след в теннисе. И я думаю, именно поэтому, в конце концов, хорошо иметь свежую кровь в туре и новое противостояние, сильное, аутентичное и объедияющее людей.
В 2024 году теннис был в центре внимания поп-культуры, во многом благодаря фильму «Челленджеры». Вы его видели?
Да, я немного поговорил об этом с Зендаей в Париже, перед началом Олимпийских игр. Она сказала, что постоянно спрашивает у теннисистов, оказала ли она услугу спорту или навредила. Я похвалил её - думаю, это удивительно, что такая суперзвезда заинтересовалась фильмом о теннисе.
Как вы думаете, будет ли теннис продолжать развиваться, выходя за рамки поп-культуры?
Теннис - очень глобальный и популярный вид спорта. Наши турниры Большого шлема - это столпы, которые существуют уже почти 150 лет. У нас есть традиции, культура, история, стиль, у нас есть определённый престиж, связанный с тем, откуда пришёл теннис, и с тем, насколько он распространен и доступен сейчас. Я думаю, что у нас есть всё, чтобы стать ещё более популярными.
Как с точки зрения стиля, так и с точки зрения участия людей?
Я бы хотел, чтобы было больше общественных теннисных кортов, чтобы теннис развивался в местных сообществах. А теперь, с появлением пиклбола, падел-тенниса и других видов спорта с ракетками…
Падел чудовищно популярен.
Да, все только об этом и говорят. Но видели ли вы, как на Открытом чемпионате США по теннису рекламировали, что теннис — «самый здоровый вид спорта»?
Да, у них на корте это было размещено по бокам сетки.
Тот, кто играет в теннис, живет дольше всех!
Аминь.
Так же и с поп-культурой: переплетение крупных модных брендов и тенниса привлекает внимание и позволяет теннису заинтересовывать новые аудитории. Компания Lacoste отлично справляется с этим, но, опять же, она росла рука об руку с теннисом.
Это разумное замечание. Элемент стиля важен, и он проявляется во всем: от влиятельных лиц в сфере теннисного стиля до дизайнеров, ориентированных на теннис, таких как Том Браун или Ральф Лорен, или до подписания Gucci контракта с Янником Синнером.
Сто процентов! Вот почему я говорю, что потенциал намного превосходит то, что вы видите на корте. Теннис — это своего рода бренд образа жизни, который включает в себя всё: путешествия, гостеприимство, здоровый образ жизни, психическое здоровье, питание, моду; есть и духовный аспект. Игра вбирает в себя множество этих элементов.
В ваших взаимоотношениях с публикой много запоминающихся моментов - хотя иногда они бывают немного напряжёнными.
Конечно, у меня были матчи, где публика была против меня и болела за соперника. Но я привык к этому - я знаю, как в большинстве случаев действовать в свою пользу, сохранять спокойствие и ничего не принимать близко к сердцу. Но иногда я увлекаюсь - и тогда, если кто-то с трибун переступает черту, мне хочется ответить. Но у меня также были и замечательные матчи, где я испытал потрясающую атмосферу.
Был один матч, который я проиграл: финал US Open 2021 года против Медведева, где я пытался собрать календарный Большой шлем - выиграть все четыре турнира «Большого шлема» за сезон. Я никогда не забуду уровень признательности и поддержки публики: двадцать с лишним тысяч человек устроили мне овацию стоя - они застали меня врасплох!
Как вы по-настоящему расслабляетесь - или вы никогда не отключаетесь от тенниса?
В основном я провожу время с детьми и женой - моя семья для меня всё. Я стараюсь участвовать в повседневных делах детей, отвожу их в школу. Время от времени мы всей семьёй отправляемся в путешествие, где по-настоящему сближаемся.
Кстати, у вас сейчас красивый загар - вы только что вернулись с отдыха?
Спасибо! Мы были в Черногории - это одно из моих любимых мест в мире, и мы проводим там лето. А еще люблю играть в гольф, обожаю играть в баскетбол и смотреть, быть больше на природе - люблю кататься на каяке и плавать, ходить в походы, ездить на велике, бегать; я человек природы.
Я люблю, чтобы моё пространство расширялось - я чувствую, что современный образ жизни, особенно в больших городах и странах, запирает нас в домах, напичканных технологиями, поэтому я жажду активного отдыха. Физически я люблю всегда быть в движении, даже в перерыве между турнирами. Естественная среда расслабляет мозг - моя нервная система счастлива, что наконец-то нет сильного стресса. Хотя должен сказать, что хотел бы заниматься этим чаще. О, я забыл, я люблю кататься на лыжах.
В самом деле?
Я вырос в горах, мой отец был профессиональным лыжником, мои дядя и тётя катались на лыжах. Так что в детстве я проводил много времени на склоне. Для меня и по сей день лучшее чувство - это горнолыжный спуск, ты ощущаешь такую свободу и расслабление, и в то же время волнение и адреналин - непередаваемо.
Есть ли у вас опасения по поводу... травм?
Мои спонсоры, агенты и моя команда опасаются больше меня!
Держу пари, что так оно и есть.
Я доверяю своим инстинктам. Конечно, никогда не знаешь наверняка, но я думаю, что в жизни нужно немного рискнуть, чтобы почувствовать себя живым.
Мне нравится это чувство. Вы упомянули свою семью - поклонники тенниса, по сути, видели, как росли ваши дети на протяжении многих лет, поскольку камеры показывают вашу ложу на трибуне. Однако по мере их взросления что самое увлекательное, а что, возможно, самое сложное в отцовстве?
Самое увлекательное, что они все еще дети - им всегда хочется играть, поэтому они очень изобретательны. И потом они, конечно, все время бросают тебе вызов, ставят предел и смотрят, как далеко они могут зайти, чтобы получить то, что хотят. Такое происходит каждый день по самым незначительным поводам.
Терпимость и терпение - это то, что я действительно тренирую в себе и учусь у детей быть настоящим и великодушным, как они. Во взрослой жизни мы очень редко бываем настоящими - мы всегда думаем о том, что сделано, и о том, что надо сделать. И мы часто забываем быть непосредственными. Взрослая жизнь слишком серьезна.
Взрослая жизнь трудна, с детьми или без.
Из-за этого я люблю окунаться в общение с детьми. Мне нравится эта детская, невинная, чистая энергия. Поэтому главная миссия нашего фонда - в поддержке развития детей в раннем возрасте. Каково это быть родителем? Вы должны понять, что очень часто дело в вас самих, а не в них. Если вы хотите быть лучшим отцом, вам нужно гармонизировать ум, тело и душу, чтобы отдавать, чтобы получать, чтобы временами быть терпимым и терпеливым, а когда надо - строгим.
Похоже, что это мышление и эти ценности можно применить и к теннису. Сложность в том, чтобы привести все в соответствие - разум, тело, душу - чтобы справляться с обстоятельствами.
Когда дома на тебя давят и надо быстро реагировать, да, есть определённое сходство с игрой на корте. Теннис — очень динамичная игра, принятие решений — ключевой момент, и вы должны уметь терпеть, даже если теряете хладнокровие. Вы должны вернуться в игру в следующем розыгрыше, сохранить спокойствие и продолжить матч.
Поговорим о сугубо личном: что у вас в списке дел?
У меня куча дел - мне так много всего в жизни интересно. Я всё ещё хочу научиться играть на саксофоне - реально очень хочу. Несколько лет назад я какое-то время играл хорошо, но потом деградировал, потому что запустил. Вы напомнили мне, что я должен больше практиковаться.
Вам следует создать джаз-бэнд.
Я бы с удовольствием научился петь, играть на музыкальных инструментах. Саксофон — мой номер один, но я хочу научиться играть и на других. И я бы с удовольствием научился играть в театре — я люблю театр.
Правда?
Да. Это может быть и кино, но в первую очередь театр. Мне просто нравится живое общение.
У вас есть любимая пьеса?
Да, но в нашей стране мне трудно выбрать. Я люблю комедии. Я немного подсматриваю за своими друзьями-комиками. Хотел бы научиться рисовать, заниматься декоративно-прикладным искусством.
С вашим комедийным актерским мастерством и чувством юмора - вы обязательно получите какую-нибудь роль.
Было бы весело.
Я бы посмотрел.
С Джимом Керри. Это мечта. Он потрясающий — его мимика, его пародии. Мне это всегда нравилось, потому что в начале карьеры я тоже пародировал, что в некотором роде стало вирусным.
Обширный творческий поиск.
Я также увлечен вопросами качества жизни, здоровьем, восстановлением, спортивной наукой, биотехнологиями, финтехом и медициной. Я захвачен этими вещами. Это очень широкая сфера интересов, но большая часть моих инвестиций направлена в эти области, и я пытаюсь здесь наладить различные партнерские отношения с крупными лейблами. Мы с командой пробуем соединить все точки, чтобы создать наследие действительно сильных брендов. В конечном счете, я хотел бы расширить свой бренд за пределы тенниса и филантропии, занявшись бизнесом, созданием оздоровительных центров и многим другим.
Ух ты.
Да. [Смеётся.] Очень много всего происходит. Думаю, мой агент и советник по бизнесу перегружен всеми делами, которые у него на повестке дня, но наступают захватывающие времена, потому что в некоторой степени это также переходный период.
Расскажите об этом подробнее.
Я рассматриваю теннис скорее как платформу - продолжение моей руки, с помощью которой я могу развивать всё это.
Когда вы собираетесь попрощаться?
Я вступаю в последний этап своей карьеры и не знаю, как долго он продлится, я не ставлю ему границ.
Последний вопрос касается аббревиатуры GOAT. Мы видели, как некоторые спортсмены активно её используют. Вам нравится этот термин или считаете его глупым? Он вообще вам приходит на ум?
Я думаю, что его начали активно применять всего пять-семь лет назад или что-то в этом роде. Если дискуссия о GOAT - это то, что заставляет людей по-настоящему интересоваться теннисом, я это поддерживаю. Мне это нравится. Но я не собираюсь говорить, что я думаю по этому поводу и кто GOAT. Я оставлю это на обсуждение другим. Я с уважением отношусь к предыдущим поколениям, а теннис настолько развился благодаря технологиям - даже благодаря самой ракетке - что сложно сказать что-то определенно. Люди любят спорить о том, как бы Бьорн Борг, или Род Лейвер, или Джон Макинрой сыграли в мою эпоху, или я в их времена. Мы никогда не узнаем. Для меня просто большая честь быть частью этой группы. Хотя я часто встречался с ними, у меня до сих пор всякий раз мурашки по коже, когда я вижу этих легенд.
https://www.vogue.com/article/i-like-my-space-to-expand-novak-djokovic-on-finally-getting-his-golden-slam-what-comes-next-and-his-dream-acting-gig
Фото: Lacoste, Nick Remsen.
Перевод Инны Дробот.