«Песняры» на льду «Юбилейного» и фееричный прокат Марка Кондратюка: чем запомнились контрольные прокаты этого года
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
У поклонников фигурного катания середина сентября традиционно ассоциируется с отправной точкой взрослого сезона – контрольными прокатами. Под петербургским солнцем, которое светило все выходные, вокруг «Юбилейного» собралась большая толпа, и весь день внутри спортивного комплекса творился настоящий праздник как для болельщиков, так и для самих фигуристов и тренеров. Рассмотрим подробнее, чем в этот раз порадовала и удивила первая глава сезона-2024/25.
Долгожданные возвращения у девушек и спад оригинальности программ
Увы, женское одиночное катание поразило зрителя в этот раз меньше всего, и дело не только в резком снижении количества четверных, но и в обилии похожих между собой лиричных программ -- такое в фигурном катании чаще всё-таки отмечается со знаком «минус». Из разнообразия хочется выделить размах тренировочных штабов и даже регионов в этом году -- на разминках звучали не только Москва и Петербург, но и Тверская, Свердловская и Московская области.
Одним из самых ожидаемых событий прокатов стало возвращение (хоть и пока единоразовое) Александры Игнатовой, получившей главные регалии карьеры под девичьей фамилией -- Трусова. Короткую программу спортсменка исполнила под испаноязычную композицию «Bésame mucho», а для произвольной выбор пал на «Нас бьют, мы летаем», где в начале прозвучало стихотворение в прочтении Саши. В межсезонье фигуристка заявила, что планирует исполнить коронный четверной лутц во второй день прокатов и даже публиковала видео прыжка с тренировочного катка - но чуда, вопреки ожиданиям, не случилось. Тем не менее, зал встречал Сашу ярко и тепло - децибелы от оваций и кричалок, казалось, были слышны на улице.
Конечно, наивно было бы ожидать от Александры такую же форму, как на пике её карьеры, а именно два с половиной года назад - скорость вращений и чёткость прыжков уже далеко не те. Но на ситуацию можно взглянуть и с другой стороны -- такое появление «Русской ракеты» на льду стало прекрасной возможностью хоть разок увидеть Сашу вживую для тех, кто ни на какие соревнования до пекинской Олимпиады не ходил или вовсе фигурным катанием не интересовался.
Возвращение Александры стало не единственным «камбэком» в этой истории. Зритель целый год ждал новой встречи с Чемпионкой России-2023 Софьей Акатьевой, пропустившей сезон из-за травмы. Одну из программ спортсменка оставила прежней -- это короткая под «Маскарад» Хачатуряна, под которую у многих на трибуне всплывали воспоминания о сочинском 2014 (Максим Траньков, который был одним из ведущих в эти выходные, также отметил, что музыка мысленно возвращает его к победному прокату). Новая же произвольная программа Софьи поставлена на композицию из фильма «Адмиралъ», и, несмотря на отсутствие ультра-си в тот день, спортсменка находится в прекрасной форме для первого старта года, и уже не терпится увидеть, как её прогресс будет развиваться в течение сезона -- конкуренция у женщин всё-таки ещё жива. С четверными в этот день было туговато даже у тех, кто паузу в карьере не брал - Аделия Петросян ушла со льда с двумя бабочками, Дарья Садкова с тулупа упала.
Ещё одна Софья -- Муравьёва -- в грядущем сезоне предстанет в уже знакомом для многих образе лебедя, однако в этот раз обе программы стали «орлом и решкой»: в короткой программе Соня покажет чёрного лебедя -- Одиллию, в произвольной -- Одетту. Прокатом произвольной спортсменка была недовольна и выразила надежду восстановиться к этапам Гран-При в Магнитогорске и Красноярске, где планирует принять участие, а также назвала свои образы сложными и требующими много работы и сил.
Но всё-таки даже среди такого количества лирики можно отметить что-то запомнившееся: например, фламенко Вероники Яметовой, танго Аделии Петросян или «бондиану» Алины Горбачёвой в короткой.
Цепочка совпадений в мужском одиночном катании и триумф Кондратюка
Мужское одиночное в этом году не претерпело каких-либо возвращений, но отличилось программами-двойниками, где связующим звеном стал Пётр Гуменник: его «Дюна» совпала по тематике с «Дюной» Евгения Семененко, а «Евгений Онегин», которого Пётр изобразил в произвольной, повторился у Дмитрия Алиева. «Дюна» стала настоящим феноменом только начинающегося сезона -- под саундтрек к фильму в ближайшие 9 месяцев будут кататься не только в России, но и за рубежом, и эта частота породила в интернет-пространстве уже немалое количество юмора. Например, Илья Малинин опубликовал шуточное видео с наложенным на произвольную программу «Болеро» (мелодия, конечно, входит в золотой фонд музыки фигурного катания, но встречается в постановках настолько обильно, что это стало своеобразным поводов для каламбуров), и это заставило болельщиков серьёзно заволноваться. А среди спортивных телеграмм-каналов распространился мем с отсылкой на ещё одну известную «Дюну» -- отечественную музыкальную группу.
Мнения болельщиков насчёт обеих пар программ сильно разошлись. И если в случае с «Дюной» круг действительно разбирающихся в сюжете и тонкостях фильма и книги гораздо уже, то «Онегин» знаком более широкой и разновозрастной аудитории благодаря включению в школьную программу и ушедшими в народ цитатами.
«Онегин» Алиева и Гуменника изначально различался по задумке. В исполненной Дмитрием постановке показан конкретный эпизод романа в стихах -- письмо Евгения. Пётр же предстал перед зрителем в образе, более широко передающим сюжет произведения -- там и дуэль, и вальс, и письмо Татьяны... Ещё одним различием в двух программах стал закадровый голос в прокате Алиева -- это, на мой взгляд, нисколько не помешало восприятию -- наоборот, трогательно и глубоко раскрыло то, что Дмитрий хотел показать на льду (а с артистизмом у него всё в порядке).
Чтобы по-настоящему оценить «Дюну», нужно быть знакомым с книгой и фильмом -- я, к своему стыду, ещё не добралась ни до одного из материалов. Однако чисто визуальное зрительское восприятие подсказывает, что Пётр влился в музыку и саму задумку программы ( «...про пустынную планету Аракис», как сам сказал в интервью после проката) чуть органичнее и понял её более точно, добавив в постановку интересные хореографические элементы. Ну и, конечно, внешний типаж его всё-таки поближе к Шаламе. И костюм очень-очень классный!
Не обошлось в других прокатах мужского одиночного, которое впечатлило гораздо больше женского, и без других интересных и милых деталей. Например, зал быстро узнал в короткой программе Дмитрия Алиева «Синюю вечность» Муслима Магомаева в исполнении Алессандро Сафина, которую некоторые начали тихонько подпевать -- песня началась на итальянском, а продолжилась на русском языках. Но не только этим ограничилась русскоязычная дискография -- Роман Савосин порадовал выбором романса «Ямщик, не гони лошадей» и вновь оправдал ожидания точно откладывающейся в памяти программой. Кстати, заводя речь про узнаваемость музыки, стоит отметить следующее: если Малинин про золотой фонд пошутил, то у Глеба Лутфуллина всё оказалось серьёзно -- произвольную программу фигурист в этом сезоне катает под небезызвестный (особенно у фигуристов) саундтрек к фильму-мюзиклу «Милен Руж», который «Юбилейный», конечно, сразу узнал.
Марк Кондратюк смог круто зажечь зал в оба дня: сначала мы увидели, пожалуй, самый неожиданный из обеих разминок дабстеп и костюм с яркими пятнами, а на следующий день -- шикарная пятиквадка с бесценной реакцией самого спортсмена и громкие аплодисменты от восторженного зала. Похоже, у Кондратюка снова есть все шансы если не выиграть национальный чемпионат, то точно оказаться на его пьедестале -- тем и интереснее ждать конца декабря.
Ностальгия в спортивных парах и яркие премьеры лидеров сборной
В парном катании единственными дебютировали только что вышедшие из юниоров Алиса Блинникова и Алексей Карпов. Несмотря на не самые удачные прокаты в оба дня, которые местами заставили зал сильно переживать за здоровье партнёров, задумки их программ выглядят интересно -- до этапов Гран-При ещё есть время, поэтому хочется пожелать ребятам набрать более уверенную форму, чтобы посмотреть на их борьбу с уже опытными парами.
Слезу ностальгии многие смогли пустить во время короткой программы Косторной/Куницы, ведь на Алёне было то самое платье «Ангела», в котором фигуристка стала чемпионкой Европы и била рекорды на мировом уровне. Но произвольная у ребят оказалась не менее яркой -- под известные саундтреки Игоря Корнелюка к «Мастеру и Маргарите» зал хлопал в такт музыке, пока Алёна и Георгий представляли, вопреки первоначальному восприятию, не самих главных героев, а Воланда и его идеи, о чём рассказали сами ребята.
Главные лидеры сборной -- Бойкова/Козловский и Мишина/Галлямов -- планку удачных программ держат. Бойкова/Козловский, ассоциирующиеся у зрителя с более дерзким стилем катания, показали в первый день шикарную постановку «Убить Билла», в которой хочется особенно отметить ярко-жёлтый костюм Саши с имитацией кровоподтёка. Прекрасны костюмы у пары и в произвольной программе с необычным сюжетом на библейскую тему (Ева и Змей-Искуситель).
Анастасия Мишина и Александр Галлямов одну программу всё же оставили в более нежном и близком для себя лиричном стиле под «Чакону» Баха. Внимательный болельщик или просто поклонник пары уже мог видеть эту постановку на кадрах с летнего тура шоу Ильи Авербуха «Вместе навсегда», где Мишина и Галлямов принимали участие в июле и августе. Произвольная программа, намёк на которую Александр давал в своём телеграмм-канале, поставлена на бодрое и зажигающее зал попурри Майкла Джексона -- как и два года назад, когда в постолимпийский сезон фигуристы катали Элвиса Пресли, стало видно, что Анастасии и Александру удачно удаётся выходить за рамки «нежного» образа и перевоплощаться в нечто драйвовое и заставляющее пуститься в танец или просто подпевать во время проката.
На контрольных прокатах по медицинским показаниям отсутствовали две самобытные пермские пары, тренирующиеся в штабе Павла Слюсаренко -- Чикмарёва/Янченков и Артемьева/Брюханов, которых публика также с нетерпением ждёт в сезоне -- наравне с земляками Осокиной/Грицаенко в предыдущем сезоне они показали высокую способность к конкуренции, ведь почти на каждом турнире одна из трёх пар уезжала домой с медалями.
Обилие лирики в танцах и советская классика среди зарубежки
В танцах дебютантов, как и участников в целом, оказалось больше всего -- но речь идёт не только о вышедших в мастера юниорах (Щербакова/Гончаров, Коломенская/Фролов, Рыбакова/Махноносов), но и о сложившихся меньше года назад парах (Кагановская/Некрасов, Пасечник/Чиризано), которые ещё не успели принять участие в соревнованиях. С прокатов в последний момент снялся ещё один молодой дуэт -- Кузьмина/Студеникин, которых заменили Тютюнина/Грачёв.
Ритм-танец сам по себе хорош тем, что узнаваемая и в большинстве случаев зажигательная музыка способна хоть как-то раскачать зал, особенно, если танцы на льду становятся заключительным видом в день прокатов, когда зритель если не уходит с трибун, то значительно утомляется от конвейера не всегда разнообразных постановок. Исходя из тематики и временного промежутка ритм-танца этого года, мы трижды услышали Пресли, единожды - Битлз и... «Песняров» в исполнении Анны Щербаковой и Егора Гончарова! Хочется выразить ребятам отдельную благодарность за неожиданный и очень приятный сердцу выбор, который уж точно выделился на фоне остальных композиций и был тепло встречен публикой (да и наверняка в мыслях многих всплыла сцена, где Волк из «Ну, погоди!» едет на тракторе по полю). Когда бы мы ещё услышали белорусский язык на льду, если не сейчас? Кстати, на одном из интервью танцоры признавались, что очень хотели бы оказаться на одном льду и даже в одной разминке с Чемпионами России Александрой Степановой и Иваном Букиным -- и на этих прокатах их мечта осуществилась!
С произвольным танцем ситуация складывалась несколько печальнее: от количества монотонных программ прокаты сливались в одно целое. Благодаря интервью Леонтьевой/Горелкина и Хаврониной/Нарижного мы узнали, что танец Софьи и Даниила -- это композиция из «50 оттенков серого» (те, кто не смотрел фильм, вряд ли поняли это по тексту закадрового чтения в начале), а постановка Иры и Девида и вовсе основана на реальных событиях, связанных с трагедией в семье тренера, Дениса Самохина: партнёры изображают стремление человека к жизни в сложной и самой безвыходной ситуации.
Единственные танцоры-петербуржцы, Екатерина Миронова и Евгений Устенко, вновь представили специально снятый к прокатам и очень качественный тизер «Гамлета», и это также помогло заранее ознакомиться с тематикой программы и понимать, на что обратить внимание. Такая тактика играет только положительную роль и для судей, и для зрителя: если уж композиция и поставлена на что-то очень классическое и размеренное «про любовь и нежность», то даже самое маленькое либретто к ней точно не станет лишним -- может, это не просто лирика, а полноценная история? Но всё-таки и без драйва не обошлось: настоящими зажигалочками второго танцевального дня можно назвать тех же Щербакову/Гончарова (постановки Сергея Плишкина им уж очень идут) и Пасечник/Чиризано -- чего стоит одна улыбка Дарио!
И всё-таки контрольные прокаты со всеми их плюсами и минусами - это своего рода линейка 1 сентября для нас: кругом нарядные люди в новых костюмах, приятные встречи на арене с друзьями, фото с любимыми спортсменами, уже родной скрип льда под коньками, яркие плакаты на всех секторах и даже цветочные букеты. Впереди целый сезон и самые интересные старты, и, кажется, первая страница этих девяти месяцев получилась красочной и многообещающей.