Развитие первого стадиона дортмундской «Боруссии» – «Вайсе Визе» в «Боруссия-Спортплатц»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Вайсе Визе в 1911 году

После своего основания 19 декабря 1909 года BVB использовал грунтовый муниципальный участок у улицы Вамбелерштрассе, названный «Вайсе Визе», в районе Брюгманнс-Хельцхен на окраине Вестфаленхютте Хоеш АГ. Он находился рядом с владениями фермера Вюббеке, Кирхдернерштрассе, 9, посреди полей. Сегодня там находится плавательный бассейн Штокхайде, в пределах видимости от Хоешпарка, как и Бракелерштрассе в некоторой степени.

Название «Белый луг» для всей территории, включая спортивную площадку, происходит либо от многочисленных тополей и платанов, которые окружали территорию и создавали впечатление «белого луга» после цветения весной, либо от токсичных испарений близлежащего цинкового завода, которые оседали в виде белой пленки на территории со спортивным сооружением.

Первый в истории клуба футбольный матч BVB состоялся здесь, на «белом лугу», 15 января 1911 года: VfB Dortmund был разгромлен со счетом 9:3.

Загружаю...
BVB 15 января 1911 года
Фото с того же матча.
Первый отчет о матче BVB против VfB.
BVB на ”Вайсе Визе» в 1913 году впервые в черно-желтой форме

Однако арендованная у города площадка не отвечала требованиям организованного матча и нуждалась в срочном расширении. Это стало ясно сравнительно скоро. Но с 1914 по 1918 год злополучная Первая мировая война потрясла мир и принесла нескончаемые страдания многим странам, прежде всего в Европе. В этих условиях о расширении стадиона, разумеется, не могло быть и речи.

После Первой мировой войны ситуация изменилась и во многом стала переломной – появилась Веймарская республика, женщины получили право голоса, и BVB вернулся к своим прежним планам по расширению «Вайсе Визе».

Но сначала о главном:

Запись в реестре ассоциаций в 1919 году

Когда в 1919 году правление BVB обратилось в окружной суд Дортмунда с просьбой внести клуб в реестр ассоциаций, для этого была веская причина: они хотели получить правоспособность в качестве «e.V.», чтобы иметь возможность приступить к реализации новаторских проектов и иметь для этого правовую основу.

Франц Якоби и его управляющий Генрих Швабен намеревались за счет собственных средств и значительных личных (то есть физических) усилий превратить «Вайсе Визе» в «Боруссия-спортплатц», чтобы удовлетворить требования ассоциации к полям в высших лигах.

В целом ситуация со спортивными площадками в Дортмунде была сложной. Первым объектом, который можно было назвать «спортивной площадкой», стал «Хобертсбург» на Фреденбауме около 1900 года. Затем в 1908 году DFC 95 приобрел собственную спортивную площадку, а в 1913 году город построил Мендешпильплатц, где разместились несколько северных клубов. И это все. После Первой мировой войны мы также узнали о проектах спортивных площадок «Алеманнии 05» и «Спортфройнде 06».

В BVB ситуация складывалась следующим образом: 

Франц Якоби
Генрих Швабен

Когда осенью 1920 года Якоби и Швабен стали более конкретными в своих планах по строительству стадиона и раскрыли свои намерения, в семье BVB произошел неожиданный раскол. Многие члены считали проект слишком рискованным с финансовой точки зрения и поэтому хотели объединиться со «Sportverein 08», который, кстати, тоже играл в желто-черных цветах и базировался на игровом поле Менде, чтобы сформировать «Дортмундер Кикерс».

Загружаю...

Франц Якоби также поначалу был подвержен этому настроению. Но управляющий Генрих Швабен увидел все совсем иначе, убедил Якоби и вернул его на свою сторону. Независимо от этого правление BVB получило указание от своих членов провести переговоры о слиянии с коллегами из «Sportverein 08». Переговоры продвигались быстрее, чем ожидалось. 1 мая 1921 года, воскресенье и в то время еще не «праздник Дня труда», было выбрано в качестве даты «окончательного» решения о слиянии на собраниях членов. В преддверии собрания Якоби и Швабен приложили все усилия, чтобы в последний момент их члены не проголосовали за слияние.

Однако «боруссийцы» проголосовали за слияние подавляющим большинством голосов, что означает, что они хотят оставить название «Боруссия Дортмунд» и тем самым вычеркнуть его из истории спорта. Члены «Sportverein 08», напротив, неожиданно проголосовали против. Таким образом, «Sportverein 08» спас существование BVB как независимого клуба. 

Как рассказал Франц Якоби в интервью незадолго до своего 90-летия, он и Швабен «за кулисами» лоббировали членов «Sportverein 08» против слияния и таким образом повлияли на их поведение при голосовании в пользу отказа. Якоби и Швабен использовали свои дипломатические способности, чтобы сгладить раскол, возникший между членами знаменитой «семьи BVB», и даже смогли сплотить членов клуба вокруг своих прогрессивных идей о стадионе, чтобы в 1923 году началось расширение «Вайсе Визе» в «Боруссия-спортплатц».

Тем временем Швабен и два спринтера Карл Винке и Роберт Унгер укрепили идею о том, что в BVB также будут играть в гандбол.  Чтобы добиться престижа и признания в клубе, будущие гандболисты приложили немало усилий для реализации проекта стадиона. Реклама от их имени произвела впечатление – и это именно то, что должно было произойти!

Загружаю...

Стартовый капитал для расширения стадиона составлял не более 1 000 рейхсмарок. Пожертвования и доходы от продажи «строительных блоков» членам, друзьям и меценатам улучшили ситуацию. Это было необходимо, так как по первоначальным расчетам стоимость строительства уже составляла 25 000 рейхсмарок.

Карл Винке, хорошо разбирающийся в технике, подготовил проект плана. Август Буссе взял на себя работу по ковке входных ворот. Этте Питровиц отдельно построил туалет на стадионе. Большой вклад в строительство «Боруссия-спортплатц» внесли строительные подрядчики Игнац Петерс, Вильгельм Рер, Генрих Вормфельде и множество неутомимых помощников.

Строитель Игнац Петерс (3-й справа), отец ставшего впоследствии правым нападающим и чемпионом страны Вольфганга «Салли» Петерса

10 августа 1924 года, в ночь на среду разразился ураганный ливень, превративший все поле в озеро. Один конец недавно возведенной стены не выдержал массы воды и опрокинулся. На следующее утро комитет по строительству и правление были ошеломлены, обнаружив, что стоят перед разрушенной стеной шириной около 60 метров. К счастью, фундамент остался нетронутым, так что повреждения можно было устранить всеми доступными средствами.

В честь открытия поля тогдашняя газета «General-Anzeiger» подарила бронзовую скульптуру победителю премьерного турнира. По этому случаю впервые появилась целая спортивная страница.

«Боруссия-спортплатц» в 1934 году по случаю 25-летнего юбилея BVB

Строительство обошлось в 50 000 рейхсмарок, что вдвое превысило первоначальную смету. К этому добавилось от 5 000 до 10 000 часов работы волонтеров. Объект с беговой дорожкой и прыжковой ямой для футболистов, легкоатлетов и гандбольной команды, которая только создавалась, мог вместить более 15 000 посетителей.

Загружаю...

Франц Якоби:

10 августа 1924 года навсегда останется для BVB днем радостных воспоминаний. Многие любители спорта пришли посмотреть на торжественное открытие поля. В качестве представителя города выступил городской советник доктор Рубен, который открыл «Боруссия-Спортплатц» вместе с председателем района Цвихоффом и президентом нашего клуба Хайнцем Швабеном. Хоровое общество Hoesch и оркестр украсили успешное празднование.

С 10 августа 1924 года «Вайсе Визе» гордо носит название «Боруссия-Спортплатц».

В 1936 году BVB переходит в Гаулигу Вестфалии, высший дивизион Германии, в последнем матче против Роттхаузена.

Матчи чемпионата BVB по футболу с самого начала проводились на «Боруссия-Спортплатц». Именно здесь черно-желтые впервые сыграли дома против «Шальке», и именно здесь весной 1936 года состоялись матчи на повышение в высшую немецкую Гаулигу Вестфалии. Решающий матч против «Роттхаузена», в котором повышение было оформлено.

Гандболистки BVB играют в 1927 году против команды DSC 95

Именно здесь Август Ленц несколько раз пробегал стометровку за 11 секунд, великий Фриц Веллер прыгал на семь метров, женская гандбольная команда BVB провела свой первый матч против великого DSC 95, гандбольная команда попала в Безиркслигу, высшую немецкую лигу, в 1932 году, борец с нацизмом, заклятый коммунист Генрих Черкус, был всеобщим любимцем с 1924 года, и т.д. Разумеется, здесь могли играть и такие спортивные соседи, как DJK Unitas, основанный в 1920 году, и даже спортивный клуб завода Hoesch.

Поэтому неудивительно, что Франц Якоби, отец «Боруссии», в интервью говорил о любимой «гостиной» BVB – «Боруссия-Спортплатц». Для дортмундской «Боруссии» это сооружение имело необычайное реальное и психологическое значение.

Хетти Траутманн с сокомандницей в „гостиной“ BVB

Хетти Траутманн, игравшая в 1-й женской гандбольной команде BVB с 1936 года, вспоминает:

К «Боруссия-Спортплатц» вела большая грунтовая дорога от улицы Вамбелер-штрассе к ферме Вюббеке, а затем к полю. Мы часто ездили на игры на ручной тележке. В ней были сосиски и что-нибудь выпить. Это был настоящий пикник. На спортивной площадке «Боруссии», я ее хорошо помню, был турник для разминки, беговая дорожка, площадка для прыжков в длину, поле и раздевалка с туалетом. Все было крайне спартанским. Но никто не жаловался. Но мы считали, что это здорово. Это была просто «наша» спортивная площадка. На поле не было трибун, а был курган, практически холм, на котором стояли люди.

Загружаю...

Конец «Боруссии-Спортплатц» наступил в 1937 году, когда городские власти Дортмунда, то есть нацисты, планировали построить Хоешпарк с его многочисленными привлекательными спортивными и развлекательными сооружениями «как стену против красного террора» (левого рабочего движения). В восточной части парка должен был быть построен плавательный бассейн «Штокхайдебад». Однако это было реализовано только «после великой окончательной победы» нацистского режима. В южной части спортивного комплекса также планировалась улица Бракелер-штрассе.

Генрих Черкус, многолетний смотритель стадиона BVB и боец сопротивления нацистам.

К сожалению, в 1937 году BVB пришлось покинуть свой любимый стадион и переехать на «Роте Эрде». В первую очередь это касалось первой футбольной команды. Все остальные команды (юноши, любители, гандболисты) были распределены по соседним спортивным площадкам, что привело к значительным перегрузкам на объектах. Так или иначе, женская гандбольная команда BVB в 1938 году была отстранена от игр со всеми командами из-за ситуации с полем. Объективно говоря, в 1937 году эта мера «государственных властей» даже не была необходима. Плавательный бассейн был построен только в 1952 году. Таким образом, место бывшей спортивной площадки BVB буквально гнило с 1937 года, оставаясь неиспользуемой серой землей около 15 лет.

Петер Пауль Элиско, бывший многолетний представитель совета СДПГ, рассматривал захват поля нацистами как акт мести «Боруссии» за то, что служба предупреждения семьи BVB не смогла арестовать и передать в руки гестапо коммуниста Генриха Черкуса, хозяина поля «Боруссия-спортплатц». BVB чувствовал себя клубом без дома и глубоко оплакивал потерю своей «гостиной».

Загружаю...

Фото/история: BVB

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Südtribüne | Боруссия Дортмунд
Популярные комментарии
AntonIQ
Юрий, вы же не говорите по-немецки, верно?
Юрий Тотышев
верно
Ответ на комментарий AntonIQ
Юрий, вы же не говорите по-немецки, верно?
2 комментария Написать комментарий