Денисов – детский тренер: убрал сына из академии и тратит миллион в месяц на ребят в «Торпедо»
Нобель Арустамян полтора часа общался с бывшим директором академии «Чертаново» Николаем Лариным и тренером «Торпедо» Игорем Денисовым, который работает с игроками 2011 года рождения.
Интервью на ютуб-канале Nobel посвящено детскому футболу. Приводим интересные реплики.
Почему Денисов не тренирует в «Зените» – не договорились
Он съездил в академию «Зенита» и просился работать бесплатно: «Мне деньги вообще неинтересны, и в этом мое преимущество. Потому что я вижу, что у меня начало получаться. 4 часа переговоров. Это вообще уникальная история была. Я один из лучших выпускников в истории, я вишу на плакате. Приезжаю к собственному тренеру, говорю: «Дайте мне полгода бесплатно. Идите ко мне вторым специалистом. Увидите мои идеи, мысли, все, что я хочу привнести. Я знаю 2011 год. Дайте мне 2011 год». Говорю: понедельник, вторник, среда, нужны двухразовые тренировки, четверг-пятница – одноразовые, в субботу игра. Если турниры, я сокращаю. 2011 год должен тренироваться только так.
С 12 лет три дня – двухразовые тренировки. Я им говорю: «Я к 17 годам вам выпущу машины, умеющие играть в футбол». Мне говорят: «Игорь, у них Шляттеры (болезнь Осгуда-Шляттера – остеохондропатия бугристости большеберцовой кости – Спортс), у них двухразовые тренировки, они не готовы, тому подобное». Какие Шляттеры, какие колени? Я говорю: «Слушайте, вы кого воспитываете здесь?» Я себе четко понимаю, почему в моей любимой академии, которую я заканчивал, нет воспитанников. Их и не будет. Шансов там появиться ноль. Что такое хороший воспитанник? Это топ-5 команд Премьер-лиги и на ведущих ролях. Не таскать мячи за бразильцами, а чтобы не представлять без этого человека основной состав. Для меня это хороший воспитанник.
Проблема в самой академии. Они взяли какую-то голландскую систему. Я говорю: «Что такое голландская система?» Я задаю конкретный вопрос. Что такое голландская система? Расскажите мне просто, тупому, что это. Вот вы мне можете сказать? Никто мне не может сказать, что такое голландская система. Единственная система, которая приносила нам плоды – это СССР. Плюс сейчас тактическое образование и менталка. Все!»
И здесь же реплика о том, почему «Зенит» не раскрывает футболистов: «Я знаю Семака. Для него за счастье, чтобы при нем кто-то раскрылся. Но Семаку звонят сверху и говорят: «Ты обязан стать чемпионом страны. Все, точка. Ты обязан стать чемпионом страны».
Денисов не против драк в команде, но не публично
В разговоре о нормативах Ларин сказал, что в «Чертаново» брали игроков, прежде всего, глядя на их скорость. Что вспомнил Денисов:
«Я в 13 лет «тридцатку» – сейчас все охнут – бежал за 5,01. С моим нормативом меня ни одна академия бы не взяла. Если бы я так сдал – меня бы отчислили. Когда выпустился из академии, меня полностью переучивали играть в футбол. Просто с нуля. Я вышел неготовый из академии.
Только из-за своего характера и работоспособности я смог подстроиться. Я не знал, как играть вот в зоне, я вообще ничего не знал. Физически я был очень хорош готов только потому что мне повезло – в дубле были [Вячеслав] Мельников и [Анатолий] Давыдов. Это тренерский штаб СССР – нереальные физические нагрузки».
Денисов объяснил подход: «Я сейчас с 12-летними общаюсь не как с детьми. Я в 13 лет водку пил. Я считаю, что это уже взрослые, адекватно понимающие люди. Я им говорю: «Ты встаешь с утра – принимай решение, как тебе жить. И отвечай за это решение». Я считаю, что в 12-13 лет говорить ребенку, что результат не важен… Результат важен, но какими способами?
У меня был случай в моей команде. Раздался звонок: ребята подрались в школе. Пацанам 13 лет, а они уже выясняют, кто из них альфа-самец. Это капец, рукоприкладство. А ребята привозные. Я их привез, они у меня живут в интернате в идеальных условиях. Я их отправил в школу, и в этой школе они подрались.
Я сижу и думаю: «Что мне делать?» Вот что мне делать? Я молодой специалист в этой профессии. Я долго думал и решил. Я их вызвал и сказал: «Ребята, вы позорите мою фамилию, потому что директор меня знает». Я говорю: «Я за драки, я приветствую драки. Но только выясняйте отношения за то, что кто-то не добежал. Вы можете драться в раздевалке».
Я развернусь, дверь закрою – и выясняйте. Но в раздевалке, за футбол, а не в общественном месте, где все на тебя смотрят. Я против этого. Выходите на улицу. В квартире закрывайтесь и деритесь один на один.
Я сделал им 50 по 100 пробеганий, 100 метров за 16 секунд. Сказал: «Еще раз ударите – сделаете сто. Не выбежите за 16 секунд – прямо с билетом домой». И это были два ведущих игрока. Они в команде сейчас? Да».
Ларин не согласился с Денисовым, уточнив, что привык решать вопросы в таких моментах разговорами. Позже – вернулись к этой теме, когда заговорили об Александре Коваленко, не заигравшем в «Зените».
– С зенитовским давлением он не справился, – считает Ларин.
– Возможно, если бы вы давали 100х100, у него была бы психология другая, – реплика Денисова.
– Нет, дело в том, что таким футболистам, как Коваленко, не нужно 100х100. Как и Пиняеву.
– А Пиняеву я бы дал 200х200.
Денисов сам выкупил одного игрока, три месяца содержал другого. Оба просто ушли
Очень непростая история в кратком пересказе от Денисова:
«Есть игрок, который сейчас в «Чертаново», он играл в «Спартаке», там все на контракте. Звонили Родионову – дай пацана, его на лавку посадили, он выходил на три-пять-семь минут. Говорит: «Нет, вам не дадим». Знаю, что у него стоит выкуп на контракте – 800 тысяч рублей.
Сказал отцу, что выкуплю его контракт, и сын будет свободным. Он начал тренироваться у меня. Я сделал огромную ошибку. Говорил «Спартаку», зачем наказываете ребенка. Сейчас говорю, что Родионов и «Спартак» делали все правильно. Все элементарно просто – он хотел попасть в «Чертаново».
Но у меня договоренность – я ни одного ребенка держать не буду, вы мне ничего не должны. Слава богу, я ему помог, сбылась его мечта».
«То есть ты сделал подарок «Чертаново», – подытожил Ларин.
«А его отец мне говорит: «Ты обязан был найти ключи для моего сына», – позже добавил Денисов.
И продолжил:
«У этого игрока еще есть друг из «Динамо» – он живет у меня три месяца дома. Та же самая история. Взял к себе на полное обеспечение. У меня жена кормила, поила, я его на сборы водил, он ел за столом с моими детьми. И мы заходим на турнир Симоняна. Первая игра – он стоит. А я знаю, что идет приглашение от «Чертаново». Не знаю, специально или нет – встал. Выясняю, что после моей тренировки едет за «Родину» играть.
К пацану вопросов нет. Но есть отдельная родительская каста. Отец мутит эту историю. До меня дошло сообщение, что он говорит тренеру «Родины»: «Я этому Денисову обещал сыграть на Симоняна. После Симоняна мы все ваши».
Это я все затеял. Это я ошибся – из-за того, что доверился. Со мной поступили, как поступили. Значит, я заслужил это где-то».
В «Торпедо» Денисов получает 80 тысяч и сам тратит миллион на содержание его же игроков
Как оказался там и что происходит сейчас:
«Были тяжелые два месяца. Я очень жесткий, но я очень люблю детей. В команде было 23-26 человек, осталось с того времени четверо.Приезжала мама: «Хочу оставить своего сына». Отказывать – больно.
Мы выиграли Зимнее первенство по Первой лиге, но это было подготовкой к Летнему – «Торпедо» хочет зайти в Клубную лигу (первенство Москвы среди команд спортивных школ – прим.). Под нее нужна правильная селекция.
Я содержу всю команду «Торпедо» 2011 года за свои деньги. «Торпедо» мне платит зарплату 80 тысяч рублей. Форма есть, экипировку покупаю на данный момент я сам. На сборы и турниры вожу сам. Последний раз за билеты платили родители, за проживание платил я».
«Игорь идет моим путем, когда я был тренером «Чертаново» с 2004-го по 2007-й», – отметил Ларин.
«За последние полгода я трачу на команду в среднем до миллиона в месяц, – добавил Денисов. – Я делаю это от чистого сердца. На данный момент мне это нравится, я получаю от этого удовольствие, от детей требую только самоотдачи. У меня команда состоит из всех, кто не подошел академии. У меня нет ни одного игрока с академии. Я никого не переманиваю. Этой грязью заниматься не хочу и не буду.
Как у меня собирается команда? Кто-то позвонил: «Посмотри игрока». Кого-то, кто не подошел. И я как трансформер их складываю. У меня до сих пор нет вратаря – приходится играть с либеро».
Судейство на детском турнире в Казани заставило вспомнить «Рубин»
Здесь были проблемы:
«Позвали на турнир в Казани. Это был катастрофически плохой турнир. Когда я в 12 лет ездил в Финляндию, мы спали на полу в финской школе – в этом ничего страшного. Но приходишь – поле, организация, футбол. Пофиг, где спать, хоть на крыше дома. Здесь я потратил огромные деньги – нас заселили, номер не убирали, полотенца не меняли, туалетную бумагу я покупал сам.
Спрашиваю – что за жилье. Мне ответ: «Что тебе не нравится? Денисов один как всегда недоволен». Но это все ерунда. Дальше я провел предыгровую тренировку, заплатил за поле – идеальное, в Казани – идеальные условия для спорта. Мы приехали на начало турнира, поле – лежит трава, крошка, дети играют на крошке, угловых флажков нет, мячей нет. Говорят, должны играть твоими мячами – ты сегодня хозяин. В смысле?
Судьи непонятно в чем. Но судейство в детском футболе – это вообще отдельная тема. Безобразное судейство. Я такое судейство видел, когда Бердыев приезжал в большом футболе (смеется). Я к Бекиичу очень хорошо отношусь, просто говорю о судействе – против «Рубина» ненавидел играть, потому что было невозможно тяжело».
А еще Денисов отчислил своего сына из «Торпедо». Не из-за дисциплины
Это правда, одного сына оставил в команде, другого – убрал. История такая:
«Ванечка, мой сын, я его люблю. Дома – я отец. А на поле я тренер. Он технически оснащен, играет в атаке. Но ноги медленные. Говорю ему: «Можно все что угодно сделать – поднять технику на хороший уровень, но тебя схавает любой средний защитник, шансов играть – нет.
Я медленный был, но не до такой степени. Но я с шести лет в футболе, а он – с десяти. Я немножко другой. А он – только в атаке может играть, но с такими ногами там делать нечего. Я не могу убирать за те же качества других, а оставлять тебя. Ты мне не сын на поле. Ты у меня игрок.
Как отреагировал? Да плохо. И жена плохо отреагировала. Но такие нюансы были».
Зачем это Денисову – новый вызов и проверка себя
Амбиции: «Я хочу идти дальше. Заканчиваю учебу на категорию А УЕФА. Пойду на PRO. Мне Слуцкий говорил – надо сразу идти брать команду. Но у меня другое в голове. Я люблю себя проверять в критических ситуациях.
Играю только в три защитника. Только в атаку. Вообще не вижу смысла учить перестраиваться в обороне до 15-16 лет. Дети должны атаковать, играть агрессивно – это футбол для меня».
Если «Торпедо» не выйдет в Клубную лигу, Денисов покинет клуб, но даже если выйдет, а интерната у клуба не будет, считает, что тогда в Клубной лиге делать команде нечего.
Восхищение «Краснодаром» и Галицким
Денисов признался, что увиденное в Краснодаре его поразило: «Я хотел жить. Хотел творить».
И вот почему:
«Что я увидел в Краснодаре – это супер. Тренировочный процесс очень крутой. Говорю им: «Сделайте вбегание в гору». Через месяц присылают видео – у них горка. Я приезжаю в «Зенит», в свой дом, мне говорят: «Ты дурак, иди на хрен». Я приезжаю в «Краснодар» к чужому человеку, он меня принимает.
Человек-миллиардер, человек-космос, который ходит по другой планете, он со мной общается наравне. Советуется, разговаривает со мной про футбол. Живет футболом. Заходим на тренировочное поле, есть там нюансы тактические – он слушает.
Уверен, он продолжит в этом направлении, и через пять-шесть лет они далеко уйдут».
Еще из интересного: советовал Миранчуку идти в тренажерку, запрещал детям смотреть РПЛ, победа в Суперкубке – главная в карьере
Как помирился с Максимом Митрофановым: «Я Максиму Львовичу сам позвонил, позвал его домой на чашечку чая, пожал руку и сказал, что прошло много времени, и я был неправ. Люди ошибаются. Неправ был в определенном только ракурсе. Если бы такая же история была у меня опять, сказано и сделано было бы так же, один в один».
Главным достижением Денисов назвал победу в Суперкубке Европы: «Потому что обыграли тот «МЮ» при Фергюсоне и потому что практически ни у кого этого кубка нет. ЦСКА выиграл Лигу Европы. Для меня важнее, что ни у кого нет».
А сейчас российский футбол недосчитался зрителей:
«Детям запрещаю смотреть чемпионат России. Говорю им – смотрите Лигу чемпионов, финал чемпионата мира. Там все сказано – плотность, никто не дает голову поднимать, играют между линиями.
Есть история, когда играл против «Атлетико». Я просматривал матчи, любил сам анализировать. Подхожу к Пашинину и говорю: «Олег, можешь мне объяснить, за счет чего можно у них выиграть? Я не понимаю». Можно обыграть – если пять человек провалятся – сыграть чисто на фарте один матч.
Но такая плотность, между зонами вообще нет пространства, они быстро проходят из обороны в атаку, причем все. Торрес и Коста делали объем работы как опорный полузащитник. Гризманн – большой футболист, он просто везде.
И я смотрю чемпионат России – какой-то возомнивший из себя футболист пешком ходит по полю, имеет право недоработать, не закрыть зону. Меня это раздражает, я начинаю заводиться».
И о Миранчуке: «Я уверен, они там из зала не вылезают, потому что это Италия. Говорил ему: «Слышь, лентяй, в зал иди». А он мне: «Если я начну ноги качать, у меня скорость пропадет». Я говорю: «Ты че, вон легкоатлеты – олимпийские чемпионы, такие ноги, такая скорость. Кто тебе это сказал?»
Для них в Италии тренажерный зал – это не тренировка. Это как почистить зубы. Это образ жизни. Это не нагрузка. Я начал выходить на топ-уровень, на хороший уровень, когда зашел в зал. Я оттуда не вылезал. А в зал меня затащил Тимощук. Ему благодарность».
Есть что-то позитивное в российском детском футболе?
«Глаза детские. А позитивное я буду видеть тогда, когда будет организована масса турниров. Некоммерческих».
Фото: youtube.com/Nobel; vk.com/academytorpedo; РИА Новости/Александр Вильф, Михаил Киреев, Максим Блинов, Виталий Тимкив, Илья Питалев; Gettyimages/Alex Grimm; rfs.ru