Макгрегор и Ван Гог: терпкость и сладость чем-то схожих «оборванных» творческих путей - и все под «абсент»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

О том, что если чем-то и «болеть», то только так!

Макгрегор и Ван Гог: экзистенциальная цитата.

2013 год. Конор Макгрегор, только-только подписавший контракт с ЮФС, находит отклик у всех. Он тогда - это потенциально третий человек, который может заиметь статус «идола» в широком смысле и в качестве представителя единоборств в новой вехе (после Мухаммеда Али и Майка Тайсона), и первый, кто начинает делать ЮФС и ММА пристанищем для взглядов извне. 

Двумя великими двигали слагаемые подвиги и преодоления, подкреплённые воспевающими цитатами - подобно мифологическим о воинах, но в новой реальности. Макгрегор не стал исключением: дюжинный (скорее голодный - более привычная для ММА терминология) юноша, грезивший перевернуть свою собственную историю: от сантехника до бойца-чемпиона, и все это в ярких сложенных красках песнопения - и в этом он где-то их и превзошел.

Красивый слог и острый ум Макгрегора отразятся не только на его соперниках, но и будут вкованы в мотивационную стилистику его образа с вечно разящим слоганом: мечтать - невредно, а Макгрегор станет центральной фигурой современной арены боев. И одним из символом его модели станет одна из его цитат, связанная с нидерландским художником:

Загружаю...

«Я потерял рассудок в этой игре как Винсент Ван Гог. Он посвятил свою жизнь ремеслу и при этом потерял рассудок. Это происходит и со мной. Но, черт возьми. Когда этот золотой пояс будет вокруг моей талии, когда у моей матери будет большой особняк, когда у моей девушки будет другая машина на каждый день недели, когда у детей моих детей будет все, что они когда-либо хотели, тогда это окупится».

Важно понимать, Макгрегор говорил ее с потным и изнуренным от тренировок лицом.

Спустя 8 лет, уже снискавший и славу, и деньги, и пик ирландец после очередной паузы вернется в бои. Соперник хорошо ему известный Дастин Порье, это был их второй поединок. 

Во время пресс-конференции перед событием один из журналистов полностью процитирует вышесказанное: Макгрегор выслушает это с неловкой улыбкой, «перебегающими» из под очков глазами, которые, как кажется, едва сдерживали слезы, стискивая зубы и размашисто виляя головкой микрофона из стороны в сторону, легким и тонким голосом выдаст: «Это была в каком-то смысле гонка. Да, я сделал это! Я поднялся сюда, как безумец (Конор перефразирует британскую фразу: Draft as a brush - в значении быть глупым, Конор - подразумевал быть успешным безумцем). Я ценю это! Это было дикое путешествие. Это было нелегко, но что за жизнь!»

Все это закрепилось искренним образом - на тот бой Макгрегор вышел из привычного дерзкого: был вежлив и обходителен, тискал на взвешивании детей, это был второй раз, когда перед боем его застали в подобном расположении духа, а сама реакция на вопрос была совершенно неестественной и радушной - такого его не видели никогда - настоящая услада достигнутым. Грозный образ, окутанный дуэлями, перепалками и скандалами, рассыпался - хватило лишь одного вопроса, за которым стояло все, что он отстроил.

Загружаю...

Упоротый гений Ван Гог и сумасбродный ирландец: поиск себя и жизненные преодоления - все ради вечной славы. 

Таинственность внутреннего мира Ван Гога, слонявшегося во внешнем. Как мучился великий автор?

Детские годы художник описывал пустыми и мрачными. Будучи старшим выжившим ребенком в семье он столкнулся со всеми тяжбами свойственного его амплуа: отрешенностью, недостатоком внимания, столь нежеланными переездами и поиском себя - все это перекочевало и в «вечную суматошную его молодость»; перед тем как найти себя в живописи Винсент сменил немало профессий и много путешествовал по Европе: работал продавцом в художественно-торговой фирме по продаже картин у родственников в Гааге, а вскоре в ее парижском филлиале, преподавал английский в лондонском интернате, торговал книгами на западе Нидерландов, проповедовал слово Божье на угольных шахтах в бельгийском городке Боринаж, по-настоящему большим грезил во французском Арле, а умер в Овер-сюр-Уаз (недалеко от Парижа).

Серьезные потуги в искусстве сопровождались неуспехами, бездольем на личном фронте и «порушенным творческим бромансом с Полем Гогеном», который увенчался конфликтом, итог: Винсент остался без мочки левого уха и с новым автопортретом. Скрашивал все это абсент. 

В этом свете не заимевший ни лавр, ни настоящей любви, а лишь утешенье в спиртном, Ван Гог столкнется с тяжелыми психическими расстройствами и проведет целый год в больнице для душевнобольных. Через год другой великий художник умрет от пули, выпущенной из револьера со словами: «Печаль будет длиться вечно!»

История Макгрегора - до боли типична: это тоже про поиск себя и обыденность, с которой не хочется мириться. Столь желанные шелковые простыни. 

Конор Макгрегор: «Общество странно устроено. Вместо того чтобы дать молодому человеку помощь и время найти то, что он полюбит и будет делать со страстью и убеждением, оно нагибает его и заставляет делать то, что ему не нравится. По моим наблюдениям, 95% людей занимаются в жизни тем, от чего не получают удовольствие. Это странно устроено».

Загружаю...

Сантехнику Конору приходилось вставать в пять утра и отправляться на работу, дорога до которой занимала два часа. Само собой, молодой человек не особо тяготел к подобному 12-часовому времяпрепровождению и в какой-то момент рухнул перед соблазном и обернулся с головой в единоборства.

Но если у Ван Гога не было второй половинки, то Макгрегору в этом нещадно повезло.

Конор Макгрегор: «Мы вместе уже 8 лет. Мы жили в Ирландии, в тридцати километрах от Дублина в съемной квартире на пособие по безработице в 188 евро. У меня не было работы, потому что все свое время я проводил в залах. Я верил, что обязательно стану чемпионом. И она всегда верила в это. И верила в меня. Несмотря на нехватку средств, она старалась, чтобы я правильно питался, всегда соблюдал режим дня, для этого она отдавала всю себя. Я приходил уставший после изматывающих тренировок домой, а она всегда говорила мне: «Конор, я знаю, ты все сможешь!». Сейчас я зарабатываю миллионы долларов. Мои бои собирают по 50 - 70 тысяч зрителей. Я могу позволить себе любой автомобиль, любую одежду, любое жилье. И она достойна всего этого, и даже больше. Она так же всегда рядом, и говорит, что я все смогу».

Общая и, пожалуй, главная черта Ван Гога и Макгрегора - одержимое трудолюбие. Преграды - лишь стимул становиться лучше.

Винсент считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться. Продуктивность Ван Гога была невероятной - за день он мог написать несколько картин: пейзажи, натюрморты, портреты. Из записей его лечащего врача: «В интервалах между приступами больной совершенно спокоен и страстно предается живописи». В это время были написаны «Звездная ночь» (1889), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889) и другие знаменитые пейзажи, в которых чувствуется смена стиля, подразумевающая вырисовку неимоверного нервного напряжение.

Загружаю...

За свою недолгую жизнь Ван Гог смог продать всего лишь несколько картин (поговаривают, что и вовсе одну - «Красный Виноградник» (1888), однако он неустанно развивал свой стиль, при этом цена такой излишней самоотдачи была слишком высока: был период в жизни художника, когда все деньги, которые отправлял его брат Тео, он тратил на свое влечение: я ел только шесть горячих блюд с мая прошлого года, делился писатель в письме с братом.

Винсент Ван Гог: «На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни».

Макгрегор в этом отношении тоже несгибаемый трудоголик. 

Конор Макгрегор: «Когда все получается - мыслить позитивно легко. Гораздо сложнее настроить себя, когда всё плохо. Я тренировался несмотря на проблемы дома, отсутствие работы и каких-либо перспектив. Я был как ребёнок, который включил своё воображение».

Артем Лобов (бывший друг Макгрегора): «Мы с Конором иногда вдвоем по воскресеньям закрывались в зале - у него был ключ - и делали 10 раундов по 5 минут. Без тренеров, одни. Просто рубились. Выходил оттуда хромой, голова гудит, иногда даже не помнил, как меня зовут. Тем не менее мне нравилось. Я думал, что именно так и нужно тренироваться. Сейчас мы уже пересмотрели этот подход, но приятно вспомнить те времена. Наша дружба закалялась именно в спортзале во время таких рубок.

Сергея Пикульский (тренер по борьбе в зале SBG) о том, мог ли он представить, чего достигнет Макгрегор: «Практически сразу. Надо было видеть, как он боролся и как боролись остальные. Может, через полгода, через год мне было уже приятно с ним бороться, потому что он делал то, что я ему показывал. Мы боролись, а после тренировок сидели и разговаривали. Я смотрел на него и думал, если этот парень не остановится, он действительно пойдет очень далеко. Он сильно отличался от других, ни разу не пропускал мои тренировки. Он уже тогда понимал, что если хочется быть первым, идти наверх, надо тренировать не только сильный удар, но и борьбу. Он постоянно просил меня побороться, отработать броски. До ночи боролись, а в воскресенье он снова писал мне и звал в зал. Где-то года три назад, перед UFC, в воскресенье приехал в зал, потому что он мне позвонил, открываю дверь, слышу, едет машина, музыка громко играет. Поворачиваюсь, смотрю маленькая «Пежо» 206, он в очках, ноги на панели, его девушка за рулем, еще две девочки сзади. Машина подъезжает, он выходит, и мы идем тренироваться».

Загружаю...

Удача - смелым. Величие - несгибаемым преобразователям. Умение нивелировать недостатки - единственно торный путь к вершине.

История художника - это история тоски, сопряженная с безлюбием пространственной души, вскоре помешанной на искусстве. Сойти с ума - это даже «логичный» исход. 

Винсент Ван Гог: «Не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова».

В 1886 году Ван Гог поступил в Антверпенскую академию, но проучился там всего три месяца, причина - конфликт с тогдашним преподавателем Эженом Сибердтом. Тогда перед Винсентом стояла задача нарисовать Венеру Милонскую (древнегреческая мраморная скульптура, созданная в эллинистический период), художник свою работу выполнил в собственном стиле: обрисовав обнаженный торс без конечностей. Сибердт не оценил этот прием и внес исправления в рисунок Ван Гога карандашом, да так, что порвал бумагу. Ван Гог терпеть такой наглости не стал и распек Сибердта: «Ты явно не знаешь, что такое молодая женщина, черт возьми! У женщины должны быть бедра, ягодицы, таз, в котором она может носить ребенка!» 

Загружаю...

В этом и был весь Ван Гог - «своевольный самоучка», с особым мировоззрением, и это очень четко выражалось на его технике написания картин - импасто - это толстый слой краски на холсте, в котором мазки становятся более заметными, что добавляет картине особую фактуру.

«В моих мазках нет никакой системы, - писал Ван Гог своему младшему брату Тео. «Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Кое-где получается пастозность, кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах».

Подобная неестественность и особое отношение к бытию сформулировали в художнике образ «искусного революционера».

Пью Хаббард (поэтесса, писательница и искусствовед из Великобритании): «В начале двадцатого века Ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. И вряд ли случайно, что в это же время Зигмунд Фрейд открывал глубины тоже модернового по сути понятия - подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка ставит Ван Гога на место, которое принадлежит ему по праву, - место первопроходца искусства модерна».

Путь Конора Макгрегора - это про то, что не нужно бояться идти ва-банк и делать то, что не делали до тебя другие. Ты будешь первопроходцем.

Загружаю...

Конор Макгрегор: «Здесь нет таланта, это тяжелая работа. Это одержимость. Таланта не существует, мы все равны как люди. Ты можешь стать кем угодно, если потратишь время. Вы достигнете вершины, и все. Я не талантлив, я одержим».

Макгрегор, как кажется, делал обыденные вещи: говорил много и вызывающе, менял прически, набивал тату и был непреклонен в выборе одежды - это всегда были костюмы. Но отнюдь все делалось с каким-то невероятным энтузиазмом: если это костюм, то это сшитый наказ и с иголочки, если татуировка - то обязательно дикий зверь. Все это резонировало и потому, что ирландец подходил к этому щепетильно и невероятно страстно - он мыслил по-особому и вываливал все в едином порыве по-бунтарски изящно.

Конор Макгрегор: «Мой костюм - ручной работы, и он недешевый. У меня золотые карманные часы, три человека погибли, делая их. Мне нужно вырубать людей. Мне нужны большие бои, либо я очень быстро попаду в долги»

Дана Уайт: «С Конором Макгрегором может быть и сложно иногда иметь дело, но он того стоит. Если забыть о всех конфликтах и спорах, то Конор всегда выйдет на бой с кем угодно и когда угодно. Я никогда не оказывался в ситуации, когда кто-либо за неделю до поединка снимался с боя с ним. Ему буквально все равно, с кем он будет проводить бой».

Все это невероятно сильно соприкасалось с большими рисками, но Макгрегор так свято верил в себя, что предсказывал исходы поединков, за что и получил еще одно прозвище - «Мистик Мак».

Конор Макгрегор: «Мне все равно на мнения бойцов из моей весовой категории. Я знаю свои возможности. Я знаю, что я делаю в зале каждый день».

Местами уверенность переходила грани, так Макгрегор вышел на бой травмированным против Чада Мендеса. Риск сойти с рельс был невероятно огромен.

Джон Кавана (тренер Макгрегора): «Скажу честно, что выходя на бой, меня не покидала мысль, что за все время подготовки мы не провели ни одно раунда борьбы [из-за травмы]. Первый такой раунд состоялся уже на поединке. Конор не очень вовремя реагировал на проходы в ноги. По ходу боя становилось лучше. Считаю ли я, что в матче-реванше все было бы иначе? Да, для обоих все было бы иначе. В поединке прошел первый тест колена и он был пройден. Ему удавалось справляться с некоторыми положениями. Было несколько эпизодов плотной борьбы, но никаких проблем не было замечено. Когда я говорил с Конором перед боем, я увидел в нем непоколебимую уверенность в себе и я понимал, что решение [не сниматься с боя сразу после Альдо] было правильным. Я считаю, что приняв поединок, Конор показал свой чемпионский характер».

Загружаю...

Макгрегор тоже художник и революционер! Его портреты - кровавые лица, кисточка - коронная левая. Легендарные татуировки - искусство.

Мы сопоставили!

«Художник на пути в Тараскон» (1888).

Путь в Cage Warriors и карьера в UFC. 

Цимес сравнения: олицетворение пути.

Ван Гог: «Если я чего-то стою позже, я чего-то стою сейчас. Потому что пшеница - это пшеница, даже если люди в начале думают, что это трава».

«Звездная ночь» (1889).

Поединок против Жозе Альдо.

Цимес сравнения: бой, изменивший ММА навсегда и утвердивший Макгрегора в статусе мировой суперзвезды.

Ван Гог: «Я ничего не знаю с уверенностью, но видя звезды, я мечтаю».

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» (1889).

Поединки с Нейтом Диазом.

Цимес сравнения: первое падение и тяжелый реванш.

Комментатор Матч ТВ Ян Баранчук после первого поражения ирландца: «Нет больше Конора Макгрегора». Он уничтожен Нейтом Диазом!»

Ван Гог: «Рыбаки знают, что море опасно, а шторм ужасен, но они никогда не находили этих опасностей достаточной причиной для того, чтобы оставаться на берегу».

«Подсолнухи» (1888).

Поединок против Эдди Альвареса и двойное чемпионство.

Цимес сравнения: подсолнухи расцвели, а Макгрегор сотворил уникальную историю - он первый двойной чемпион UFC.

Загружаю...

Ван Гог: «Мне снится моя картина, и я рисую свою мечту».

«Ирисы» (1889).

Поединок с Флойдом Мейвейзером и рекордный гонорар.

Цимес сравнения: ирисы - вторая отдушина Ван Гога после подсолнухов , деньги - после боев для Конора Макгрегора.

Ван Гог: «Я ищу, я стремлюсь, я в этом всем сердцем».

«Прогулка заключённых» (1889).

Нападение на автобус.

Цимес сравнения: арест.

Ван Гог: «Во мне горит большой огонь, но никто не останавливается, чтобы согреться, и прохожие видят только дым».

«Скорбный старик» (1890).

Проигрыш Хабибу Нурмагомедову.

Цимес сравнения: самая большая битва проиграна - печаль.

Ван Гог: «Какой была бы жизнь, если бы у нас не было смелости что-либо предпринять?»

«Четыре увядающих подсолнуха» (1887).

Трилогия с Дастином Порье.

Цимес сравнения: Макгрегор - лишь тень себя прошлого.

Ван Гог: «Сердце человека - это море, у него есть свои бури, у него есть свои приливы, и в глубине у него тоже есть свои жемчужины».

«Автопортрет» (1887).

Стиль Макгрегора.

Цимес сравнения: идеалогия.

Ван Гог: «Если вы слышите голос внутри вас, который говорит, что вы не можете рисовать, то непременно рисуйте, и этот голос будет заглушен».

«Сеятель» (1888). 

Наследие.

Цимес сравнения: все, что сделал Конор для ММА.

Ван Гог: «Я хочу тронуть людей своим искусством. Я хочу, чтобы они говорили: «он чувствует глубоко, он чувствует нежно».

Исход - один! Макгрегор сошел с ума в процессе. Деньги и алкоголь.

Конор Макгрегор: «Бои в моей голове 24 часа, 7 дней в неделю. Нет больше ничего о чем я могу думать. Я просто одержим этим и я не могу не думать об этом. Я не могу думать ни о чем, пока не отработаю прием идеально».

Если Ван Гог не познал успех, то Макгрегор утонул в нем, а убил в нем творца не абсент, а ирландский виски. И для болельщиков ММА есть два Конора Макгрегора: голодный и уже сполна насытившийся.

Оскар Де Ла Хойя: «Тяжело вставать рано утром, когда ты спишь на шелковых простынях и у тебя миллионы долларов на банковском счету. Тебе нужно идти в зал, где сердитые ребята хотят ударить тебя по лицу. Испытание для бойца - это не столько подъем на вершину, сколько умение удержаться на ней».

Загружаю...

Конор Макгрегор: «Я тот, кто вывел этот спорт на новый уровень. Я уйду и позже взгляну на состояние дел. Я отойду от дел. Оставлю после себя всё полыхающим и уйду».

История сама их рассудит!

Фото: Cage Warriors/Dolly Clew, AP, Getty Images, Ryan Christopher Jones, Reuters/Brendan McDermid.

Наш телеграм-канал: t.me/mmanotuptoscratch

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
MMA | Not up to scratch
Популярные комментарии
Гуддин
Спасибо большое! Конор, конечно, огромный молодец. Удивительный путь прошел. Я думаю скандалы - это часть его характера, тяжело быть постоянно милым и приветливым, когда ты приходишь в зал и каждый день кого-то дубасишь. А мужичок, кстати, выдержал удар от Конора - честь ему и хвала.
Ответ на комментарий Bayern2004
Хорошо написано! Единственное,что вместо "абсент" можно поставить "Proper 12". A Конор достоин уважения. Простой парень из Крумлина(район Дублина) упорством и трудом достиг своего нынешнего благополучия. При всех остальных неоднозначных(как случай в пабе "Marble Arch" и мужике отказавшимся пить его виски) моментах его биографии.
Bayern2004
Ваш отрывок имеет место для жизни вплоть до момента пока дело не идёт о "нескольких гульденах в неделю". "Что толку быть немного более состоятельным, чем наши ближние, если мы все равно не можем удержать свою молодость?"(с) Уважаемый,Zeitgeist Zeppelin вы прекрасно понимаете что состояние Конора выходит за определение "немного более состоятельного". С ума Конор не сойдет, слишком грубый и глуповат.(с) А с чего бы то либо?
Ответ на комментарий Zeitgeist Zeppelin
Есть книга Ван Гога "Письма брату Тео". Вот отрывок, например: "Приучить себя к бедности и, видя, как солдат или грузчик живут и остаются здоровыми, несмотря на ветер и непогоду, довольствоваться жильем и пищей простых людей – так же практично, как зарабатывать несколько лишних гульденов в неделю. В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим. Что толку быть немного более состоятельным, чем наши ближние, если мы все равно не можем удержать свою молодость?" В общем - люди эти во всем различны, кроме рыжего цвета волос. Один бедный и ранимый, живущий в своем внутреннем мире. Другой - пустой, как пробка, все напоказ, дешевый актер, заурядный спортсмен. Но очень богатый. С ума Конор не сойдет, слишком грубый и глуповат.
Bayern2004
Хорошо написано! Единственное,что вместо "абсент" можно поставить "Proper 12". A Конор достоин уважения. Простой парень из Крумлина(район Дублина) упорством и трудом достиг своего нынешнего благополучия. При всех остальных неоднозначных(как случай в пабе "Marble Arch" и мужике отказавшимся пить его виски) моментах его биографии.
Еще 4 комментария
7 комментариев Написать комментарий