Неизвестный Роберто Мартинес: прозвище Иуда, любовь к коричневым туфлям и никакого алкоголя
На первую зарплату купил поддельные ролексы.
Тренер Роберто Мартинес нам давно знаком: он шесть лет работал с золотым поколением Бельгии, брал Кубок Англии со скромным «Уиганом», вытягивал «Эвертон» в топ-5 АПЛ и ставил «Суонси» симпатичный футбол. А сейчас ведет к успеху сборную Португалии.
Но есть и менее известная сторона испанца. Например, детство, в котором заложили безграничную любовь к футболу. Настолько безграничную, что будущий тренер без сожалений больше десяти проведет в подвальных лигах Англии.
Тогда же сформировались ценности, взгляды и жизненная философия Мартинеса.
Безумная любовь к футболу – от папы. Спорили из-за тактики, даже когда Роберто стал тренером
Папа Мартинеса (тоже Роберто) играл в футбол до 43 лет. Почти каждые выходные семья проводила на стадионе, наблюдая за отцом с трибун. Если его команда побеждала, все возвращались домой в хорошем настроении, а если нет – Роберто-старшего лучше было не трогать. Таким вырос и сын. Один из его принципов: если после поражения ты веселый и расслабленный, то долго на профессиональном уровне не протянешь.
«Я родился в семье, которая жила и дышала футболом. Папа всегда хотел побеждать. Такое отношение я видел все детство. Когда мы играли друг против друга, никто не хотел проигрывать. Карты, лудо или любая настольная игра – неважно, во что мы играли, атмосфера была невероятно напряженной, поскольку мы оба стремились к победе!» – писал Мартинес в автобиографии.
Все свободное время папа и сын занимали футболом: либо играли, либо обсуждали, либо смотрели (а иногда все вместе).
«Вместо того, чтобы спрашивать мое мнение, он просил объяснять, что происходит в матче. Когда мы сидели вместе на диване и смотрели футбол по телевизору, мы настолько увлекались игрой, что дом мог бы сгореть или рухнуть, а мы бы и не заметили. Все, что имело значение, это наши дебаты вокруг матча», – вспоминал Мартинес.
Завершив не самую яркую, но долгую игровую карьеру, Роберто-старший стал тренером каталонского клуба «Балагер». Семейные дискуссии вышли на новый уровень. Папа пытался доступно объяснять сыну тактические нюансы. Тогда мальчику пришло понимание, что футбол чем-то напоминает вождение авто: «Определенные действия приводят к определенным последствиям. Если бросишь мяч между двадцатью двумя ребятами и скажешь играть, вскоре выработается некая закономерность».
Кстати, в феврале 2021-го в интервью сайту ФИФА Мартинес говорил, что они с отцом до сих пор спорят о тактике. Роберто-старший даже ставил под сомнения некоторые решения сына.
На первую зарплату купил родителям поддельные часы «Ролекс» и кольцо с фэйковым бриллиантом
В пять лет Мартинес начал играть в мини-футбол. В девять он поступил в академию «Балагеры», где папа тренировал основной состав. По субботам мальчик играл за школу в формате пять на пять, на следующий день – игра за «Балагеру». Между играми втискивали индивидуальные занятия с отцом: отработка ударов, передач, беседы о футболе и разбор ошибок.
В 16 лет Мартинеса присмотрели скауты «Сарагосы» и предложили профессиональный контракт. Правда, пришлось жить в академии (между городами два часа езды). Получив первую зарплату, тинейджер так хотел отблагодарить родителей, что купил маме кольцо с фэйковым бриллиантом, а папе поддельные часы «Ролекс». Уже в «Уигане» он купил настоящие кольцо и ролексы.
Изучал физиотерапию и управление бизнесом в университете
Мартинес признает, что у футболистов много свободного времени (а еще риск потерять все – из-за травмы или жесткой конкуренции). И лучшая инвестиция – учеба и образование. В Сарагосе он отучился в университете на физиотерапевта. С поступлением проблем не было, потому что в школе были хорошие отметки.
«Физиотерапия дала мне хорошее представление о различных типах травм, которые могут получить футболисты. Футбол – не естественное занятие. Мы не рождены для того, чтобы каждый день отбивать мячи. Мы рождены ходить и бегать. В современном футболе тебе нужно доводить тело до пределов. Каждый день ты получаешь по ногам или идешь в подкат по пятьсот раз. Поэтому крайне важно научиться укреплять мышцы и суставы.
Очень редко футболист завершает карьеру через десять-пятнадцать лет без каких-либо физических последствий. Полагаю, это цена, которую вы готовы заплатить, но изучение физиотерапии помогло подготовиться к атакам на мое тело. Это также научило меня предотвращать травмы и лечить их. Как игрок я лучше понял свое тело и нашел способ поддерживать его в отличной форме. Теперь я тренер, и это помогает мне понять, какие травмы переносят игроки», – размышлял Мартинес в автобиографии.
У учебы был и психологический эффект. Когда на поле дела не шли, Роберто с головой нырял в учебники. А если что-то не ладилось в унвере, Мартинес усерднее впахивал на тренировках. Впрочем, университет всячески шел футболисту навстречу: сдвигали время экзаменов, иногда сдача была один на один с преподавателем.
Выступая в Англии, Мартинес получил диплом в области управления бизнесом в Манчестерском университете.
В одном интервью Роберто сравнивал футбольную команду с коллективом в бизнесе. И там, и там нужно заставить людей думать одинаково для достижения одной цели.
«Сначала нужно понять, почему каждый человек здесь. Мотивы могут быть самыми разными, но все они ценны. Я не верю в высказывания типа «В команде нет «я». Сначала вам нужно удовлетворить личность, а затем создать команду, основанную на реализованных людях. Во-вторых, каждый в команде должен четко понимать свою роль. Иногда как лидеры мы принимаем решение, но не спрашиваем, довольны ли люди этой ролью и ответственностью. И последнее – постоянное совершенствование. Вы никогда не попадете в высокопроизводительную команду, если не улучшите то, что сделали вчера», – говорил Мартинес.
Не употребляет алкоголь, не курит, всегда за качественный сон и здоровое питание
Когда пришло время уезжать в Сарагосу, отец внезапно выступил против, аргументировав тем, что в новом городе сын начнет курить, пить и забросит учебу. «Я сказал ему: «Я никогда не буду пить, никогда не буду курить и получу степень по физиотерапии». Такова была наша сделка, если хотите, – вспоминал Мартинес в автобиографии. – Вот почему я никогда не пробовал алкоголь. Когда я приехал в «Уиган» в 1995 году и гулял с ребятами, они пытались заставить нас пить. Я сказал нет. Моим пунктом отказа было обещание, что я не буду пить до свадьбы».
В 2009-м Роберто женился и уже не отвертелся. Пришлось выпить бокал шампанского. «Это было ужасно. Мне не нужно пить, чтобы отпраздновать. Я могу быть счастлив с кофе или апельсиновым соком», – признавался испанец.
С детства отец убеждал Мартинеса (и показывал на личном примере), что за телом нужно ухаживать и поддерживать в «первозданном состоянии». Поэтому Роберто не употребляет алкоголь, не курит, старается спать не менее 7 часов и питается здоровой пищей. У тренера есть также методы подавлять стресс так, чтобы погружаться в глубокую фазу сна. Мартинес говорит, что лучше всего стресс снимает музыка.
Лучший друг Мартинеса – Йорди Кройфф
Они часто пересекались на юношеском уровне. Роберто играл за «Сарагосу», а Йорди, сын великого Йохана Кройффа, – за академию «Барсы».
Сдружились они в Англии (Кройфф был в «МЮ», а Мартинес – в «Уигане»), где регулярно собирались в кофейнях или ресторанах Манчестера. Чаще всего, помимо бытовых дел, мужчины обсуждали футбольную тактику.
«Мартинес также помог мне освоиться в местной культуре и разобраться в английской кухне. У меня две сестры, и с тех пор, как у нас завязалась крепкая дружба в Манчестере, я чувствую, что Роберто – брат, которого у меня никогда не было. У нас лежат ключи от домов друг друга. Он был шафером на моей свадьбе и крестным отцом моего сына. Мы семьями ездим в отпуск», – делился Йорди. По мнению Кройффа, Роберто преуспел, потому что он «вдумчивый и умный тренер». Таким же он был и игроком. «Каждое его движение было продумано и имело цель. Он привнес такое же отношение в тренерское дело. Он привил игрокам такой же перфекционистский и профессиональный взгляд на вещи. Он никогда не употреблял алкоголь, не курил и ожидает от футболистов здорового образа жизни. Роберто призывает их правильно питаться», – считает Кройфф.
Мартинес адаптировался в Англии благодаря ресторану
За «Сарагосу» Мартинес провел всего один матч в Ла Лиге. В 1994-м он вернулся в бесперспективный «Балагер». Спустя сезон на него вышел «Уиган» из третьего дивизиона Англии. Роберто с интересом согласился на новый вызов. Правда, на деле все оказалось тяжелее.
Мартинесу повезло, что в «Уигане» играли два других испанца – Хесус Седра и Исидра Диас. Их банду прозвали «три амиго». Парни планировали жизнь как в Испании: после дневной тренировки по домам, там сиеста, а ближе к вечеру неторопливая прогулка, поход за продуктами или ужин в ресторане.
Как же они поразились, когда в 17:00 в Уигане уже темнело, а магазины и рестораны не работали. Мартинеса бесило, что негде сыграть в картишки вечерком, зарядиться эспрессо и перекусить чем-то испанским. А еще Роберто думал, что знает английский, но с трудом понимал уиганский северо-западный акцент.
Выход нашелся благодаря итальянскому ресторану Milano (сейчас заведение закрыто), которым управлял испанец Рамон. Мужчина подстраивался под график амиго и их сиесту. Кормил вкусными обедами и ужинами. Часто даже в нерабочее время.
А вообще чуть ли не единственным плюсом переезда в Англию стала возможность пораньше слушать любимую испанскую радиопрограмму о футболе – из-за разницы во времени. В Испании передача начиналась в полночь и продолжалось два часа. В Уигане с помощью спутника амиго начинали слушать в 23:00, в час ночи отбой – и целых 8 часов сна перед тренировкой.
Кстати, играя за «Суонси», Мартинес тоже тосковал по испанской кухне, поэтому нашел ресторанчик Paco’s. Спустя время там перекусывала чуть ли не вся команда.
Получил прозвище Иуда от болельщиков «Суонси»
В «Уигане» Мартинес отыграл шесть сезонов. Дальше был короткий, но продуктивный в личном плане вояж в шотландский «Мазеруэлл» (там он познакомился с женой). В 2003-м испанец оказался в «Суонси», где быстро стал капитаном, а команда смогла подняться из четвертого дивизиона в третий. Там он провел три года. Еще сезон отыграл в «Честер Сити», пока не принял предложение «Суонси» стать тренером.
Мартинес сомневался, стоит ли начинать тренерскую карьеру. Особенно в «Суонси» – управлять игроками, с которыми совсем недавно делили раздевалку. Испанец все же возглавил команду в 2007-м и сказал, что уйдет из «Суонси», «только если выгонят». Мартинес также критиковал таких игроков, как Ли Трандл (любимец болельщиков) и Энди Робинсон, которые покинули клуб ради больших денег или более крупных клубов. Тренер ставил под сомнение их преданность.
В первом сезоне Мартинес вывел «Суонси» в Чемпионшип, выиграв Первую лигу, за что его признали лучшим тренером. В следующем сезоне валлийский клуб стал 8-м в Чемпионшипе, недобрав нескольких очков до зоны плей-офф за выход в АПЛ. И вот тут Мартинесу прилетело предложение из выступавшего в Премьер-лиге «Уигана». Которое он принял.
Некоторые болельщики сочли такой поступок предательством и прозвали Мартинеса «Эль Иуда» или просто «Иуда». Сам тренер говорил, что не мог отклонить предложение из АПЛ. По мнению Мартинеса, из ресурсов «Суонси» он выжал максимум.
Без ума от коричневых туфель (но на этом Евро в черных)
В «Уигане» испанец привлек внимание строгим нарядом. Обычно это были костюм и коричневые туфли.
«На игры я всегда ношу коричневую обувь. Это не суеверие. Я родился в пятницу 13-го, поэтому всегда чувствовал, что суеверие и я несовместимы. Но если речь идет о футболе, то это коричневые туфли. Я бы сказал, что это моя униформа. В другие дни все по-другому, в зависимости от того, что я делаю или ношу. В будние дни я могу носить коричневое, но не игровую обувь. У меня есть две пары [коричневых туфель] на сезон. Полсезона для каждой. Потом я их выбрасываю, хотя последние две отдал на благотворительный аукцион», – делился Мартинес.
К слову, традиция с коричневыми туфлями дошла и до наших дней. Например, Мартинес носил их во время чемпионата мира в Катаре. Однако на Евро-2024 по какой-то причине тренер выбирает только черную обувь.
Все время в футболе. Придумал способ, чтобы отношения с женой не страдали (нужно два телевизора)
Для Мартинеса футбол – это жизнь и просто любимое дело, поэтому для него не существует понятия «свободное время». Роберто всегда смотрит футбол, что-то анализирует или строит планы.
«Жена думает, что я сумасшедший. Когда я заканчиваю работу, я смотрю футбол, чтобы расслабиться. Мне нравится видеть проблемы других команд на поле. Это фантастика – отключиться просмотром лиг Восточной Европы. Южноамериканский футбол тоже. Они играют совершенно иначе, чем мы, с настоящей свободой и удовольствием от владения мячом. Я просто расслабляюсь, наблюдая за этим. Не так много людей следят за этими лигами, но они мне интересны», – рассказывал испанец.
В 2014-м Мартинес признавался, что его семейную жизнь улучшили два телевизора, наушники и угловой диван. Раньше он приходил домой, запирался в кабине и часами смотрел записи матчей на 60-дюймовом сенсорном экране. А теперь он смотрит их в гостиной, сидя на диване с женой. Один телевизор для нее, один – для него. Звук – через динамики, сам Роберто сидит в наушниках. «Главное, что мы проводим время вместе, – иронизировал испанец в интервью Daily Mail. – Это спасло наш брак».
Отец-убийца и один гол за Португалию. Эдер – самый странный герой Евро
«Нам пора возвращать лицо». Он вылечил Испанию от ватоката
Фото: Gettyimages.ru/Richard Heathcote, Clive Brunskill, Laurence Griffiths, Pete Norton, Paul Gilham, Alex Livesey