«Больше, чем просто дерби». Дерби Старой Фирмы как политическая составляющая статуса Шотландии
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В ушедшем 2023-ем г. Шотландия предприняла попытку провести 2-ой референдум о своем статусе по поводу обретения возможной независимости. Никакие уговоры британского правительства во главе с Риши Сунаком не достигли желаемого эффекта; глава Шотландии Никола Стерджен настояла на своем: 2-му плебисциту о независимости быть! Но вместо этого Лондон не только отказал в праве на повторный референдум, но и начал откровенную гражданскую войну в отношении ШНП (Шотландская Национальная Партия). У Стерджен арестовали мужа, в Голируде националисты не добрали одного голоса, чтобы получить абсолютное большинство мест в парламенте автономии. Словом, на войне, как известно все средства хороши, а если их оправдывает конкретная цель, то никакие жертвы большими не покажутся.
Такие события в мире политики и геополитики подогревают вражду и в спорте. Футбол здесь далеко не исключение. Достаточно будет лишь напомнить о том, что так называемое Дерби Старой Фирмы между «Селтиком» и «Рейнджерсом» напоминает чем-то Ольстерскую Смуту. А все потому, что политические взгляды фанатов этих команд вносят раскол и в судьбу самой Великобритании.
Убей конкурента и отвоевывай свободу!
Счетчик противостояний этих команд уже давно разменял 5-ую сотню, а число трофеев на двоих как локальных, так и международных, перевалило за 3-хзначную отметку. За свою историю клубы неоднократно становились чемпионами ШПЛ, но долгое время рекорд удерживал именно «Рейнджерс». Но после сезона 2010/11, когда клуб в 54-ой раз стал чемпионом, для «синих» наступили темные времена. «Джерс» обанкротились, а «Селтику» только этого и было нужно. Смерть заклятого врага – что можно было еще пожелать для того, чтобы воцариться на троне?
Дело в том, что в конце XIX в. в протестантскую Шотландию хлынул большой поток ирландцев. Связано это было с тем, что в Ирландии тогда царил голод и нет ничего удивительного в том, чья рука это была. «Темза, сэр!» - такой анекдотической фразой можно было легко вычислить виноватых во всех бедах потомков кельтов.
Естественно, «айриш флуд» вызвал далеко не самую дружелюбную реакцию протестантов-шотландцев, однако в результате ассимиляции сработал и эффект бумеранга: многие шотландские протестанты хлынули в Ольстер. Из-за этого и образовался раскол самой Ирландии, которая наконец-то движется прямым курсом к своему объединению. Вот почему Северная Ирландия, представленная 6-ю графствами Ольстера до сих пор остается частью Великобритании. Все это в дальнейшем приведет к Смуте в XX в., которая продлится почти 3 декады.
Политическая конфронтация перекинулась и на футбол. «Селтик», в рядах которых было немало ирландцев помимо шотландцев, всеми фибрами поддерживали независимость Ольстера и самой Шотландии, в то время как «Джерс» заняли пробританскую (лоялистскую) позицию. Ни одно очное противостояние этого дерби не обходится без инцидентов.
Об очном противостоянии 2-х заклятых врагов в ШПЛ лучше всего в своей автобиографии выразился Паоло Ди Канио, выступавший как раз за «Селтик»:
«…Я знал, насколько важно было остановить «Рейнджерс». Они выиграли восемь чемпионатов подряд. Еще раз — и они сравнялись бы по титулам с легендарными командами «Селтика» конца 60-х — начала 70-х, девять раз кряду триумфовавших в первенстве Шотландии.
Мы не должны были этого допустить.
Кроме того, я постепенно стал проникаться принципиальностью этого многолетнего противостояния.
Люди говорят, что нужно быть шотландцем или лучше родиться и вырасти в Глазго, чтобы понять суть этого соперничества. Может, и так, я могу говорить только о том, что пережил сам, о том, что это значило для меня лично.
Слово «ненависть» не очень красиво звучит, но в спорте оно имеет свое место.
И не только ненависть, а еще некоторая доля агрессии, хитрости и злости необходима, чтобы заставить себя бороться, стремиться показывать свои лучшие качества. Конечно, это временная ненависть, исчезающая сразу после окончания поединка, но в течение матча и до матча, во время подготовки, без нее никак не обойтись.
Злость нужна и в повседневной жизни. Я часто злюсь, и это позволило мне добиться успеха. В спорте, в паре с ненавистью, злость может помочь достичь многого. Очень часто это именно то, что отличает великого футболиста от просто хорошего, и позволяет посредственным игрокам постоянно держаться на самом высоком уровне.
В том дерби воздух был пропитан ненавистью. Я вдохнул его полной грудью и воспользовался этой ненавистью в своих интересах. Я прекрасно знал, что дело в религии, и хотя я не понимал суть разногласий и не хотел влезать в этот спор, решил, все же, воспользоваться ситуацией.
Я католик, а они были протестантами. Это мне было понятно. <…>
Тем не менее, я знал, что я представлял собой для фанов «Селтика», и что важнее, знал, насколько принципиально было выиграть у «Рейнджерс». Это был шанс одержать победу, пусть и небольшую, над врагом, десятилетиями не дававшим им спокойно жить как на стадионе, так и вне его пределов.
Их ненависть не ограничивалась футболом, но мне передалась именно футбольная ненависть, и именно эту ненависть я мог сделать своей и воспользоваться ей, чтобы стать сильнее.
Это добавляло мне злости, потому что я очень хотел вписать свое имя в историю «Селтика». Их враги стали моими, и до самого финального свистка я ненавидел их так же сильно, как они.
Что касается причин ненависти фанов по отношению друг к другу, мне она кажется просто нелепой. Я изучил историю противостояния, узнал, что корни проблемы следует искать в Северной Ирландии и в дискриминации, которой ирландские иммигранты подверглись в Шотландии.
Умом я понимаю, что продолжать ненавидеть друг друга не имеет смысла…
Как я уже сказал, в ненависти нет ничего предосудительного. Можно ненавидеть «Рейнджерс» всеми фибрами своей души. Но ненавидеть кого–то, только потому что он протестант, из–за событий, произошедших далеко и давно, по–моему, глупо.
У каждого есть право выражать свой протест, право защищаться, иногда это становится даже обязанностью. Но когда люди погибают из–за конфликта, произошедшего много столетий назад, войны, которую ни они сами, ни их отцы, ни деды не начинали, совершенно неправильно продолжать уничтожать друг друга.
Когда террористы из ИРА или боевики–монархисты убивают женщин и детей, их нельзя ничем оправдать. Или когда четырнадцатилетний подросток в Белфасте заявляет: «Это моя земля, я здесь родился и я здесь умру», этому тоже нельзя найти оправдания.
Больше всего меня беспокоит, что детей воспитывают в духе ненависти, не объясняя им настоящих причин вражды между противоборствующими лагерями. У этих детей нет выбора. Их лишили собственной воли».
На трибунах «Селтика» практически не встретишь шотландского флага, но симпатии к объединению Ирландии автоматически подогревают интерес и к независимости самой Шотландии. А с того момента, как «Рейнджерс» надолго исчезли с шотландского трона, «кельты» принялись яростно штамповать одну победу в ШПЛ за другой. К моменту чемпионства «синих» в сезоне 2010/11 разрыв по числу побед был 2-значным: 54 чемпионства «Рейнджерс» против 42-х у «Селтика». За 9 сезонов подряд «бело-зеленые» сократили отставание от конкурента до 3-х побед. Лишь в сезоне 2020/21 «Рейнджерс» под руководством легенды «Ливерпуля» Стивена Джеррарда добыли юбилейное, 55-ое чемпионство в ШПЛ. Но сейчас это отставание составляет всего 2 победы. Можно сказать, что каждая победа «Селтика» в национальном первенстве приближает мгновение шотландской независимости. А в Кубке Шотландской лиги «Джерс» лидируют с приличным отрывом: 28 побед против 21 у «кельтов». Но есть трофей, которым «бело-зеленые» могут гордиться по праву, чего не скажешь о «синих».
«Лиссабонские львы-67». «Селтику» есть, чем постебать «рейнджеров».
Победа в Кубке Чемпионов-67 – наивысший успех в истории «Селтика». Именно «кельтам» удалось сломать систему «катеначчо» Эленио Эрреры, возглавлявшему «Интер». С ним «нерадзурри» 2-жды побеждали в главном клубном евротурнире, прежде чем не наткнулись на «Селтик». Та победа стала особенной еще и потому, что «кельты» стали единственным шотландским клубом, бравшим Большие Уши и остаются им поныне. А кроме того, они стали 1-ой британской командой, взявшей этот трофей. Год спустя их успех повторит уже МЮ.
«Джерс» ответит лишь 5 лет спустя, когда в скандальном финале 1972 г. возьмет Кубок Кубков. Тот матч с московским «Динамо» доиграть не удастся, т.к. болельщики в итоге выбегут на поле за несколько минут до конца. А судьба в итоге после того инцидента проклянет «рейнджеров» в последующих еврокубковых финалах: в том же 1972 г. они проиграют Суперкубок Европы «Аяксу», а в XXI в. уступят в финалах Кубка УЕФА (2008) и Лиги Европы (2022). «Селтик» также дойдет до финала Кубка УЕФА в 2003-ем, но уступит «Порту» Моуриньо. Который, год спустя, выиграет и Лигу Чемпионов.
Чемпионство как аргумент в пользу/против независимости.
Противостояние «Селтика» и «Рейнджерс» не закончится никогда, поскольку про Дерби Старой Фирмы можно сказать, что эта игра больше чем просто дерби, как таковое. Когда «Джерс» постигли не самые лучшие финансовые времена, многие «кельты» думали, что теперь этому противостоянию конец. Но оно все же вновь стало актуальным спустя годы возрождения из пепла протестантского клуба. Не исключено, что «Селтик» сможет не только сравняться по числу побед в ШПЛ с «рейнджерами», но и обойти их до 2030 г. Пока что «кельты» обошли «Джерс» по победам в Кубке Шотландии. Как только чаша весов склонится в их пользу по триумфам в Лиге, тогда можно будет снова разыгрывать и национальную карту в качестве козыря о статусе Шотландии в самой Великобритании. Если же официальный Лондон и в этом случае откажет Шотландии в праве на независимость, то не избежать и новых ОФ-столкновений между заклятыми врагами. Поэтому если вы поддерживаете распад Великобритании, то «Селтик» - определенно ваш выбор в данном дерби.
А для тех, кто интересуется судьбой Северной Ирландии, об этом написано в одном из предыдущих моих постов: https://www.sports.ru/football/blogs/3228990.html