Лиги-близнецы
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
У этих двух лиг больше сходства, чем различия. Каждая из лиг объединяет клубы из двух стран. Одна лига старше другой на 10 лет. Это Major League Soccer, объединяющая на данный момент 19 команд из США и Канады, и A-League, представляющая 10 клубов из Австралии и Новой Зеландии. Еще раз — А-Лига полностью пока повторяет путь МЛС с разницей в 10 лет. Обе лиги имели отличный старт в на первый взгляд «нефутбольных» странах, затем испытали серьезный удар. В 2002 году МЛС смогли справиться со своими проблемами и с тех пор их дела идут в гору, для А-Лиги тоже подходит «День Д». То, как в Австралии справятся со своими проблемами, определит долгосрочную устойчивость лиги. Конечно, нельзя в полной мере утверждать, что история двух лиг схожа. Но похожих черт очень много...
Предшественники.
А-Лига, как и МЛС, является потомком лиги, команды в которой формировались на этнической основе. Перед возникновением МЛС в Северной Америке родились и умерли масса профессиональных и полупрофессиональных первенств с аббревиатурными названиями, в Австралии в свою очередь с 1977 по 2004 год действовала Национальная Соккер Лига, которая за годы своего существования сменила как минимум трех титульных спонсоров (от «Филипса» до «Кока-Колы»).
Аудитория.
В 1996 году МЛС началась с 10 команд, которые зависели от поддержки этнических аудиторий и молодежи из пригородов. На стадионы болельщика привлекали при помощи таких звезд, как Карлос Эрмосильо (Мексика), Карлос Вальдеррама (Колумбия), Марко Этчеверрия (Боливия) и Петр Новак (Польша). По большей части МЛС не хватало настоящих футбольных фанатов, которые бы следовали за командой и страстно болели за нее. Лишь в 1998 году с добавлением «Чикаго Файр» ситуация стала меняться к лучшему. В первые годы существования лиги было проделано много работы (и она продолжается до сих пор) по привлечению зрителей на трибуны, однако, привести простого зрителя на трибуны не удавалось достаточно долго, даже несмотря на эффект, который производило выступление, например, Хорхе Кампоса или Фредди Аду. Появление специальных футбольных стадионов, франчайз-игроков (в первую очередь Дэвида Бэкхема) и экспансия в Канаде и на Тихоокеанском Северо-Западе в течение последних пяти лет стимулировало приход на трибуны большого количества городской молодежи, которые превратили лигу в прибыльный бизнес.
Фанаты «Торонто» на стадионе в Коламбусе.
Как и МЛС, А-Лига борется с другими популярными видами спорта в части привлечения болельщиков. Бесполезность соперничества с регби и фути в период с мая по сентябрь заставила еще НСЛ в 1989 году перейти на систему весна-осень (не забывайте, что Австралия находится в Южном полушарии), и А-Лига также продолжает идти по этому пути. Даже больше, сезон 2011-2012 начался вместо привычного августа в октябре, и главной причиной стало как раз отсутствие соревнований по другим видам спорта в это время. Болельщицкая база в А-Лиге напоминает, кажется, ранний период МЛС: «футбольные» семьи, этнические группы и активные сторонники, представляющие в основном городскую молодежь. Большинство команд также имеет сравнительно небольшие, но очень активные группировки болельщиков, которых можно охарактеризовать как «тиффози». Например, у «Мельбурн Виктори» есть «фирма» North Terrace, базирующаяся на Северной трибуне, ФК «Сидней» поддерживает «фирма» The Cove, а «Ньюкасл Джетс» знамениты объединением фанатов «Squadron».
North Terrace - «фирма» «Мельбурн Виктори».
Но в последнее время наметилась тенденция к образованию других фанатских групп, например, с седьмого сезона «Брисбен Роар» поддерживают две «фирмы» The Den и River City Crew. И в других командах А-Лиги есть подобные группы болельщиков, что показывает отличную потенциальную возможность возникновения больших организованных объединений, как это произошло в Портленде и Сиэтле.
Структура.
Хоть МЛС и А-Лига имеют много общего, в организационной структуре у них есть два серьезных отличия.
- МЛС является относительно независимой лигой от американской федерации, а А-Лига как раз является составной частью Федерации футбола Австралии.
- МЛС — единое целое и все команды принадлежат лиге. Владелец команды получает команду в оперативное управление и может быть акционером лиги. В А-Лиге используется более традиционная система франчайзинга, где владельцы руководят клубами самостоятельно в течение времени, определенного лицензией.
Несмотря на то, что МЛС является фактически независимой от федерации структурой, некоторые вопросы они решают самостоятельно, например, организация судейства и определение количества «легионеров». Известно, что в МЛС практически полный «коммунизм» в вопросе распределения прибылей от билетов. Кроме того, игрок заключает контракт не с клубом, а с лигой, хотя, конечно, команды в значительной степени направляют этот процесс.
В Австралии Федерация контролирует и регулирует все аспекты жизни А-Лиги, включая продажу лицензий командам, причем ФФА может отозвать лицензию в случае нарушения соглашений, как это случилось с «Голд Кост Юнайтед» в этом сезоне. Сейчас лига продает лицензии на 10 лет, и стоимость их непостоянна, что вызвало недовольство у владельца «Ньюкасл Джетс» Натана Тинклера, когда он узнал, что заплатил в 5 раз больше остальных. Тинклер настолько был рассержен, что в итоге отказался от лицензии, однако, после переговоров с ФФА вернулся к управлению командой.
Цена команды в МЛС была также достаточно противоречива, но общая тенденция сложилась такая, что с каждым годом стоимость увеличивалась. Первоначальные 12 команд стоили 5 миллионов долларов каждая, а вот цена франшизы в Монреале приблизилась уже к 40 миллионам.
В 1996 году МЛС стартовала чемпионатом из 10 команд и за 17 лет потеряла две франшизы (Майами и Тампа-Бэй), но добавила еще 11, расширившись в итоге до девятнадцати клубов. В первом чемпионате А-Лиги приняли участие 8 команд, за 7 лет лига потеряла три клуба и приобрела четыре. Кроме того, в следующем сезоне на арену выходит клуб из Западного Сиднея, а в дальнейших планах расширение лиги в Канберре и на Тасмании.
Однако, не стоит думать, что между двумя лигами в вопросе структуры нет сходства. Есть, и большие. В обеих лигах есть потолок зарплат, который утверждается после переговоров с профсоюзом игроков, оба чемпионата разыгрываются по системе «регулярное первенство — плей-офф». Кроме того, с введением в сезоне 2012-13 Кубка Австралии, в котором наравне с клубами А-Лиги будут играть команды из чемпионатов штатов, на Зеленом континенте появится свой аналог Открытого кубка США.
Руководство.
МЛС и А-Лига — результат работы двух руководителей. Схожесть еще и в том, что в обеих лигах фундамент был заложен одним человеком, который впоследствии впал в немилость у своего начальства и был заменен. Разница, конечно, есть и она обусловлена структурными различиями: первый генеральный директор А-Лиги Джон О'Нил ушел из-за ссоры с президентом ФФА Фрэнком Лоуи, тогда как комиссар МЛС Дуг Логан разошелся во взглядах с фактическими владельцами команд.
В 1999 году в МЛС появился новый комиссар — Дон Гарбер, который пришел из европейского отделения НФЛ (лиги по американскому футболу). С первых дней своей работы центральный офис МЛС под руководством Гарбера начал оказывать большую помощь, включая привлечение игроков и тренеров, маркетинг и продажи билетов.
Комиссар МЛС Дон Гарбер.
Гарбер сразу остановился на модели управления клубом, которую использовали в «ДиСи Юнайтед», и впоследствии все клубы перешли на эту систему, что позволило лиге сосредоточиться на увеличении коммерческой привлекательности соревнования.
Джон О'Нил пришел в футбол из регби в 2003 году. Три года, пока О'Нил находился во главе австралийского футбола, были очень успешными. Сборная под руководством Гуса Хиддинка вышла в плей-офф чемпионата мира в Германии, была создана новая лига, посещаемость которой в три раза превзошла предыдущие показатели, а Австралия успешно перешла в более сильную Азиатскую конфедерацию. У преемника О'Нила Бена Бакли успехов пока меньше. Наоборот, многие болельщики видят в нем главную проблему. Бакли пришел в соккер из фути, и под его руководством Австралия безуспешно боролась за право принять ЧМ-2022, потратив практически впустую 45 миллионов долларов. Посещаемость в А-Лиге упала в полтора раза, но самое большое беспокойство вызывает тот факт, что за 7 лет лига потеряла уже три команды, присоединив всего пять (с учетом нового клуба в Западном Сиднее). Возможно, чтобы как-то улучшить ситуацию, в 2010 году из «Сентрал Кост Маринерс» был привлечен Лайалл Горман, который получил должность «главы лиги». Но Горману достается пока что обработка оперативных вопросов, а все судьбоносные решения принимает дуумвират Лоуи-Бакли.
Генеральный менеджер ФФА Бен Бакли.
Антикризисное управление.
Важным отражением успеха лиги является способность реагировать на возникающие сложности. В 1998 году в МЛС вошли команды из Чикаго и Майами, и успех в Городе Ветров вроде бы подтвердил правильность решения тогдашнего руководства. Но прошел сезон-другой, лига начала терять болельщиков. Плохие стадионы, отсутствие интереса со стороны СМИ, плохой маркетинг — все это привело к уменьшению зрительского ажиотажа. Несмотря на 6 лет с посещаемостью в районе 14 тысяч зрителей, будущее МЛС находилось под очень большим вопросом. Не добавлял оптимизма и тот факт, что 90% команд оказались в руках трех владельцев, и желающих взвалить на себя футбольный клуб невозможно было сыскать днем с огнем.
Межсезонье 2001-2002 стало решающим. Дон Гарбер сумел убедить владельцев команд в необходимости перестройки, это стало отправной точкой для потрясающего успеха МЛС в последующее десятилетие. Важнейшее значение имело решение собственников в моменте, когда Майами и Тампа попытались создать объединение в противовес центральному офису лиги. Суд признал правоту Дона Гарбера, а лига была вынуждена закрыть две убыточные команды из Флориды. Это было сложным, но в то же время необходимым решением, которое доказало владельцам необходимость строительства футбольных стадионов и проведения более агрессивной компании по привлечению зрителей на трибуны и к телевизорам. Вряд ли бы мы увидели сегодня МЛС такой успешной, если бы не дальновидные и мужественные решения комиссара Дона Гарбера и владельцев Фила Аншутца, Ламара Ханта и Боба Крофта.
В А-Лиге кризисов пока было гораздо больше, чем хотелось бы. Причем многие стали плодом собственных рук. Главный случился в прошлом году, когда был закрыт клуб «Норт Квинсленд Фьюри». Дон Мэттисон смог содержать команду всего лишь год, быстро вернув лицензию обратно в ФФА. Вместо того, чтобы сразу попытаться найти покупателя на лицензию в других городах, ФФА профинансировала клуб еще один сезон, фактически доведя команду «до ручки». В 2011 году ФФА все-таки была вынуждена отказаться от финансирования «Норт Квинсленд», в итоге потеряв и время и деньги.
В нынешнем сезоне разразился еще один крупный скандал. Один из самых богатейших людей Австралии Клайв Палмер развязал публичную войну с руководством лиги, чем дал повод к закрытию клуба на Золотом побережье. Понятно, что Палмер высказал лишь то, о чем думают остальные владельцы клубов (пусть в несколько провокационной манере), и в итоге лига была вынуждена пойти с ними на компромисс. Был создан специальный исполнительный комитет, в который вошли три владельца клубов (Тони Сэйдж, Питер Сидвелл и Грег Гриффин) и три представителя самой лиги. На первом же заседании стороны пришли по многим вопросам к единому мнению, а удовлетворенный Тони Сэйдж заметил, что таких плодотворных переговоров у него давно не было. Еще одним положительным моментом стало урегулирование споров с владельцем «Джетс» Натаном Тинклером, который было попытался вернуть лицензию, но после личной встречи с Лоуи пошел на попятную. Похоже, в А-Лиге потихоньку учатся антикризисным мерам.
Будущее.
В долгосрочной перспективе будущее МЛС видится очень хорошим. В прошлом году они смогли пробраться на четвертое место среди спортивных лиг Америки, опередив по многим показателям НХЛ. В США есть вся необходимая инфраструктура, болельщики, все, чтобы считаться футбольной нацией. В отличие от своих предшественников МЛС были очень осторожны, прежде, чем принимать какие-то решения. Рост должен быть медленным, но постепенным, это наверняка знает Дон Гарбер, так что за будущее МЛС можно быть спокойным.
Чемпион МЛС 2011 года - «ЛА Гэлакси».
Если же говорить об А-Лиге, то тут будущее предугадать труднее, скорее проще предложить некий план по настройке и исправлению недочетов.
- Создать команду в Западном Сиднее. Этот вопрос уже решен, так что новый клуб должен стать тем поворотным моментом, который либо поведет А-Лигу вперед, либо потянет вниз камнем на дно.
- Новое соглашение с телевидением. Сейчас каждый клуб получает жалкие 1,2 млн долларов от телевидения в год, новое соглашение позволит увеличить эту сумму примерно в три-четыре раза, тем более всерьез рассматривается показ матчей А-Лиги на бесплатных каналах, что имеет решающее значение для расширения воздействия игры.
- Более авторитарный руководитель лиги. Считается, что нынешний «глава лиги» Лайалл Горман будет назначен генеральным менеджером клуба в Западном Сиднее. Так это или не так, но в любом случае нужен более жесткий и уважаемый руководитель, который будет рассматриваться в одном ряду с Бакли и Лоуи.
- Улучшение соглашений со стадионами. Некоторым клубам приходится платить большую аренду за стадионы, и лига могла бы помочь им в улучшении сделок, используя в качестве разменной монеты игры сборных.
- Большая автономия для клубов. Первый шаг в этом направлении сделан, и новый исполнительный комитет воспринимается всеми владельцами с позитивной точки зрения.
План, разумеется, неплохой, но проще сказать, чем сделать. Будем надеяться, что А-Лига извлечет уроки из не самых радужных событий, случившихся в последние два года, и не повторит подобных ошибок. Лига должна смотреть вперед, а не назад. Футболисты и тренеры за последние два года подняли уровень футбола на серьезную высоту, пора бы и руководству лиги начать соответствовать.
Чемпион А-Лиги 2012 года - «Брисбен Роар».
P.S. При подготовке текста использовалась информация с сайта http://sportbizinsider.com.au
И не забывайте подписываться!