Фанаты правят футболом!
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Я могу купить футбольный клуб. Могу участвовать в принятии любых решений и иметь право голоса в совете директоров. Могу делать это, не выходя из дома, а точнее – из интернета. Осуществимо такое благодаря сайту MyFootballClub. Этот портал, при годовой оплате фиксированной суммы, дает возможность любому человеку стать совладельцем определенной футбольной команды и посредством общественного голосования принимать решения, варьирующиеся от «Какую еду мы продаем на стадионе?» до «Кто у нас сегодня играет справа в атаке?». Было много попыток внедрить подобное управление в спорт, используя разные инструменты, подходы, форматы. Если на уровне любителей у достаточно многих что-то да получилось, то в профессиональном футболе первый и единственный прецедент связан как раз с MyFootballClub. Об этой уникальной в мире спорта истории и будет сегодняшний материал.
Начало. От электронных писем друзьям, до популярности на BBC.
Инициатором всего проекта стал спортивный журналист Уилл Брукс. Он всю жизнь болеет за «Фулхэм» и застал тяжелые для команды 1970-е и 1980-е. В этот период работники команды растягивали простыни около трибун, а фанаты бросали в них деньги ради существования клуба. Брукс наблюдал все это и понимал, что при небольшом усилии такое рвение болельщиков можно использовать намного эффективнее. И вот, спустя несколько десятков лет, вдохновившись успехом игры Football Manager (Football Manager – компьютерная игра, в которой игрок управляет всеми процессами виртуального клуба: выбор тактики и состава; селекция игроков; подбор персонала; финансовые вопросы и т.д.), Уилл создает одностраничный веб сайт MyfootballClub.uk. «Я запустил сайт совершенно спекулятивно, почти пятнадцать лет назад, в апреле 2007-го. Это были дни, когда вы посылали своим друзьям ссылки по электронной почте, а не через WhatsApp или Facebook. Я сделал так: отправил портал 10 друзьям, которые теоретически могли отправить его 10 другим своим знакомым. Таким образом (удивительным образом, если честно) MyFootballClub добрался до ВВС (одно из крупнейших британских СМИ). Там его восприняли, как своего рода «курьезную историю» и предали мировой огласке. С этого момента я никогда не оглядывался назад.» – говорит Брукс о раскрутке проекта. Первое время собирались лишь регистрации на потенциальную покупку клуба. Начальной целью стало число в 50 000 желающих. BBC со своим пиаром и навязчивая идея среднестатистического фаната «Я знаю все лучше всех, вот я бы привел клуб к успеху…» помогли за три месяца перебить поставленную планку, собрав 53 000 зарегистрировавшихся. Настала пора сбора средств.
Денежный вопрос. Огромные суммы, сомнения и рекорд PayPal.
Каждому из 53 000 аккаунтов пришло предложение перевести 35 фунтов за 1 год пребывания совладельцем футбольного клуба на специально созданный трастовый фонд (все юридические вопросы были улажены друзьями-юристами). «Я постоянно обновлял PayPal аккаунт и каждые пять секунд на нем появлялись новые три или четыре тысячи долларов. Он просто разрывался! Это был сюрреалистичный момент, но тогда я не оценил его – думал, что все равно не хватит на покупку футбольного клуба. Я постоянно переживал на этот счет.» - так Брукс позже скажет о первых днях сбора денег. Переживать уж точно не стоило, ведь за сутки набралось 250 000 фунтов стерлингов, а через десять дней на счету лежали уже пол миллиона, а по итогу было собрано больше миллиона фунтов стерлингов. Удивительный факт: аккаунт MyFootballClub в PayPal стал самым быстрорастущим за историю сервиса в Европе, а также вошел в десятку по всему миру. Круто, да? Этот рекорд отлично показывает общественное могущество футбола и уровень его влиятельности в социуме.
Выбор клуба. Лидс? Ноттингем Форест? Эббслифт Юнайтед!
Еще во время активного сбора средств с Уиллом начали контактировать различные владельцы клубов, имеющие долги и не имеющие денег для их оплаты. Сам же Брукс и его небольшая команда помощников, наоборот, подыскивали клуб без задолженностей – это был главный критерий оценивания. Также учитывался нынешний уровень (нужна была 4-я или 5-я английская лига) и удобное расположение по стране (команды вне Англии для покупки не рассматривались). Тогда же был создан форум, привязанный к сайту. На нем участники могли обсуждать дела будущего клуба и, собственно, выбирать команду. Забавно, что там провели свое голосование и предложили такие варианты, как «Лидс» или «Ноттингем Форест». Брукс позже скажет, что никогда на аккаунте PayPal не было суммы даже близкой к требуемой для приобретения таких больших брендов английского футбола. По итогу, руководителями проекта во главе с Уиллом было отобрано десять команд, отвечающих критериям. Предпочтение отдали «Эббслифт Юнайтед», самому обычному маленькому клубу с небольшим стадиончиком в тихом уголке графства Кент и обязательной для всего, что связано с футболом в Англии, фанатской базой. Перед оформлением сделки ее согласовали с акционерами через опрос, в котором «За» ответили 95.89%. Таким образом, сняв все вопросы и развеяв сомнения, сделку закрыли 16-го января 2008-го года, спустя 9 месяцев после того, как Уилл Брукс просто разослал ссылку на сайт десяти своим друзьям. Вау.
Процесс управления. Трансфер в Чемпионшип. Благословение тренера.
Фанаты «Эббслифт Юнайтед» относились к новым владельцам и к тому, что они из себя представляют с некоторым скептицизмом, но, в общем и целом, вполне положительно. Со стороны нейтрального наблюдателя проект как тогда, так и сейчас выглядит привлекательно, свежо и интригующе, но вот с позиции работника клуба, а особенно главного тренера это была, конечно, катастрофа. Представьте, что к вам, профессионалу в своем деле, приходят даже не скрывающиеся диванные эксперты и говорят, что вы должны делать. Не очень, правда? А вот тренеру «Эббслифт Юнайтед» Лиаму Дейшу было в такой ситуации вполне «очень», говорил он об этом так: «Мои первые впечатления были положительные. Они (новые владельцы) - хорошие ребята и, очевидно, они хотели, чтобы я поверил в их проект. Это определенно было ново – никто раньше не делал ничего подобного. У них были большие планы, они были очень профессиональны: показали мне свой сайт и количество присоединившихся. Это была совершенно новая концепция, с которой я никогда раньше не сталкивался, но я не стал ее отвергать. Я присоединился к ним и старался во благо клуба, проекта, футбола».
Такая позиция и настрой удивляет, ведь, по сути, чем лучше работает задумка Уилла Брукса, тем меньше кислорода остается у главного тренера. Сам же специалист, как мы видим, был открыт к экспериментам. Правда, одним из главных «пиар-тезисов» MyFootballClub была возможность владельцев выбирать состав на игру, используя многочисленные отчеты (тренера обязывали их предоставлять) о тренировках, нынешней форме, готовности, классе, дисциплине игроков. Правда, по факту, одна «возможность» у акционеров и была: за неделю до каждой игры на сайте проводилось голосование «Кто выбирает состав на матч: тренер или владельцы?» и, во славу осмысленности, традиционализма, здравого смысла, практически никогда подобным образом не ужимались полномочия Лиама Дейша. Словно в награду за проявленную открытость и лояльность к новому. Другие же решения, не касающиеся выхода на газон, действительно иногда принимались десятками тысяч людей по всему миру. Например, одним из таких был вопрос о согласии/отказе клубу Чемпионшипа (!) «Бристоль Сити», который желал заплатить 140 000 фунтов стерлингов за нападающего Джона Акинде. У игрока заканчивался контракт и посредством опроса было принято решение о продаже, которая и состоялась 1-го сентября 2008-го года.
Результаты. Ввысь, в подвал, в середину.
Следует рассказать и о главном для любого клуба (но не для нашей истории) – о результатах. А там был…Первый трофей в истории клуба! Через четыре месяца после покупки взяли Кубок Футбольной Ассоциации (разыгрывается между клубами пятой лиги и ниже), обыграв Торки Юнайтед 1:0 на Уэмбли, перед толпой из 40000 болельщиков. Да, кубок не самый престижный, но все же. Дальше было не так радужно: первый сезон при MyFootballClub закончили на 11 месте, а уже через год последовал вылет в шестую английскую лигу, из которой команда сразу же вернулась. Следующие два футбольных года клуб стабильно оказывался в середине таблицы. Можно увидеть, что в общем-то, нетипичное управление никак не сказывалось на результатах команды, но… Было ли оно вообще выделяющимся?
Жестокая реальность, несдержанные обещания, да и кому вообще нужна пятая лига?
По рассказам бывших совладельцев «Эббслифт Юнайтед» голосования на сайте, со временем, стали проводиться все реже и реже, пока не прекратились полностью. Вроде бы, с этим отказом от своих обещаний и можно связать последующий спад аудитории, но штука-то в том, что люди начали покидать проект почти сразу после приобретения команды. Как ни странно, но перед покупкой клуба, казалось бы, начальной точкой проекта, был его пик (~35000 участников) дальше – только жесткое падение вниз: ноябрь 2009-го – 9000 активных участников февраль 2010 – 4000 участников; май 2013 - ~1000 участников. Позже, в одном из интервью, Брукс рассуждал о потере интереса: «По итогу, один из главных моих выводов заключается в том, что идея проекта была намного более воодушевляющей, чем реальность. Я думаю и люди, и СМИ полюбили именно идею. Когда ты анонсируешь покупку клуба пятой лиги с игроками о которых никто никогда и не слышал всем начинает потихоньку становиться плевать, в отличие от ярких заголовков СМИ, по типу: «Теперь в футболе правят фанаты!» – говорил журналист. Понятно, что с такой скромной аудиторией MyFootballClub не может полноценно владеть командой банально по финансовым причинам и в мае 2013 года оставшаяся тысяча людей решила продать свою долю кувейтскому холдингу за «небольшую» (настоящая не разглашается) сумму. Годы спустя Уилл говорил о закате истории так: «Это просто было неустойчиво. В конце мой бюджет для клуба на неделю составлял 4,5-5 тысяч фунтов стерлингов и, по правде говоря, команда просто разваливалась. Не было притока денег, да и неоткуда было ему браться, ведь клуб пятой лиги отнюдь не привлекает новую аудиторию».
Вот так вот, на пятый год сотрудничества, разошлись главные герои нашей истории. Сейчас «Эббслифт» все также болтается чуть ниже середины таблицы пятого дивизиона, а небольшая (та, которая осталась) часть аудитории MyFootballClub на протяжении нескольких лет после продажи «Юнайтед» спонсировала клуб «Слау Таун», выступающий в шестой лиге. Логотип сайта был размещен на домашних и выездных футболках. Непосредственно в наши дни такого сайта, как MyFootballClub, считай, не существует. Теперь он принадлежит компании Pitchero, занимающейся созданием и ведением сайтов для полупрофессиональных команд и лиг. От оригинального названия практически не осталось следов. То, что позиционировалось, как переворот владения футболом окончилось, конечно, не совсем провалом, но и отнюдь не успехом. Итогами «правления» MyFootballClub для «Эббслифт Юнайтед» стало небольшое ухудшение финансового положения (сравнительно с временем захода новых владельцев) и увольнение тренера Лиама Дейша (формально его уволили уже при других владельцах, но причиной стали предыдущие просчеты в менеджерской работе). Даже какого-то медиаэффекта уже давно нет. Главный зачинщик всей истории сейчас, находясь в почтительном возрасте, работает копирайтером и живет в Новой Зеландии. Он убежден, что с некоторыми изменениями его идея могла бы до сих пор работать, а нынешний уровень развития социальных сетей во множество раз упростил бы поиск и удерживание аудитории. По словам Уилла Брукса в проекте были и положительные и отрицательные стороны, но он точно знает, что благодаря его детищу зародилось достаточно много дружеских союзов «до гроба» и как минимум один, пока не распавшийся брак. Значит, уже не зря все делали.
Таким образом, попытка демократизировать футбол была этаким хомяком, которого подарили пятилетним детям. Всем она сначала нравилась: такая пушистая и милая, но очень быстро надоела. Скоропостижная смерть от суровой реальности и нехватки денег (читай – от сердечного приступа после резкого визга маленькой девочки) тоже отлично вписывается в это сравнение, а последующее появление множества похожих проектов в любительском футболе (и других видах спорта, в разных странах, по всему миру) значит, что детям (фанатам) понравилось и хочется другого хомяка, морскую свинку или собачку, но до чего то серьезного дело пока не доходит.
«Когда мы покупали клуб это казалось гигантским событием. Сейчас же кажется, что такого никогда и не было» - так все подытоживает Уилл Брукс. На данную секунду история кажется полностью завершенной, но MyFootballClub, как явление, опережал свое время на десятки лет, так что посмотрим. Может еще будем с вами голосовать за продажу сорокалетнего Мбаппе в московское Динамо.)
Телеграм-канал автора. Там пишу короче и чаще, рассказываю историю написания этого материала, прощаюсь с Василием Уткиным.
Лайки, донаты, комментарии и подписки, традиционно, максимально приветствуются и мотивируют.