Как устроен рынок футбольной экипировки

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Футбольная атрибутика для болельщика - это нечто большее чем просто одежда. Её покупка - способ почувствовать себя с командой единым целым. Но порой не так легко разобраться, какую форму и бутсы приобрести, а самое главное где. Почему так много вариаций и абсолютно разные ценники? Как не нарваться на подделку? Обо всё этом и не только расскажем в этой статье.

Футбольная форма

Крупные бренды, такие как Adidas, Nike и Puma производят форму для больших клубов. На рынке также активно проявляют себя New Balance, Joma, Kappa, Umbro, Macron, Jogel и несколько других компаний. Все они экипируют футбольные клубы и производят форму, в том числе для продажи болельщикам. Но с символикой команды могут продаваться товары не только спонсорского бренда.

Спонсор отвечает, как правило, за производство именно футбольной формы, за направление всей тренировочной одежды и части повседневного стиля. Все остальные категории товаров могут изготавливаться либо клубами самостоятельно, что встречается редко, либо другими брендами, которым выдаются разрешения и лицензии на использование логотипов.

Загружаю...

Например, одна российская компания владеет лицензией на производство одежды и сувениров таких клубов как «Ювентус», «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Челси» и некоторых команд РПЛ. Называется она Atributika and Club.

Многообразие футбольных джерси

Виды футбольной формы

Чаще всего болельщики покупают конечно же футбольную форму, поэтому вам стоит знать какие бывают её виды. Взрослые модели делятся на 3 категории:

1) Аутентичная – точь-в-точь как у футболистов и с соблюдением всех технологий. В названии моделей этой категории всегда есть такие обозначения как Authentic, Match или название технологий - Vapor, Adizero или EvoKnit. Стоят такие майки около 10 тысяч рублей и покупают их чаще всего коллекционеры.

2) Stadium Replique - самая распространённая версия. Её цена в районе 5-6 тысяч. Эта форма выглядит также, как и аутентичная, но сделана из чуть более плотного материала – здесь больше важна долговечность, чем легкость. Из названия как раз понятно, что такую форму надевают при походе на стадион, хотя на самом деле она вполне подходит и для занятий спортом. В её изготовлении применяются чуть более упрощенные технологии. У Nike, например, это DryFit, у Puma - DryCell, у Adidas - Climacool. В названии стадионной реплики либо есть слово Stadium, либо нет вообще никаких дополнительных пометок.

Технологии компании Puma для изготовления Stadium Replique

3) Реплика - это майки официального производства, только максимально упрощенные. Выпускаются редко, и в ограниченном количестве – далеко не всем клубам производители отшивают такой вариант формы. Цена в районе 3500 рублей. Эта форма имеет довольно заметные внешние отличия, вроде формы воротника или кроя.

4) Есть ещё один - неофициальный вид формы, а проще говоря, «палёнка», которую продавцы часто и называют репликой. Это на самом деле копия аутентичной, либо стадионной реплики. Такие майки не имеют отношения ни к бренду производителю, ни к клубу. Продаются они по средней цене 2 тысячи рублей на сомнительных сайтах или через группы ВК.

Загружаю...

Рынок футбольной формы как рынок высокой моды

Форма футбольных клубов обновляется ежегодно, и выпускается для полевых игроков в 2-3 вариантах: домашний, гостевой и дополнительный.

В некоторых случаях комплектов может быть даже больше, не считая вратарей. В их форме не всегда заметны ежегодные изменения, но тем не менее они обязательны. Таким образом бренды стимулируют вас чаще покупать футболки любимого клуба. В основном это изменения ради изменений. Поскольку раньше команды могли по нескольку лет играть в одном комплекте.

Самым крутым командам дизайн формы продумывается индивидуально – и, как правило, с учетом существующих традиций.

С клубами попроще бренды порой работают наплевательски. Нескольким командам могут сделать вообще одинаковый дизайн, налепив только разные логотипы. Таким образом производители продвигают шаблонные формы для любителей. 

Яркая презентация новых комплектов форм ФК «Милан»

 Как отличить «подделку» от оригинала?

Первый признак - цена. Если в разгар сезона вы видите, что вся форма продаётся с большой скидкой - это точно фейк. На 2024 год цена одной оригинальной майки составляет от 5 до 7 тысяч рублей. За 2-3 тысячи оригинальная форма не продаётся. Чаще всего дешевизну эти продавцы обосновывают низкими затратами на содержание магазина, прямыми поставками от производителя и отказом от рекламных расходов. Вдумайтесь: разве может футболка Аdidas стоить в какой-то группе Вконтакте или на сомнительном сайте дешевле чем у самого немецкого бренда? Учитывая, что у производителей свои розничные сети – они бы никогда не отдали конкурентам преимущество в цене.

Второй признак - форма для подростков. Во всех магазинах «паленки» она идёт комплектом вместе с шортами. Оригинальная форма всегда продаётся только по отдельности.

Загружаю...

Третий признак - общение с продавцом. Только продавцы фейка на вопрос: «Оригинал ли у вас или нет?» - отвечают, что у них реплика.

Рынок футбольных товаров

Запомните: реплика это и есть оригинал, а они этим словом обозначают китайскую копию. На этот вопрос может звучать только два ответа: да или нет. Есть особо наглые ребята, которые могут сказать, что у них оригинал, но вы всегда можете проверить по предыдущим двум пунктам.

Футбольные бутсы

Самое первое различие бутс друг от друга - это бренды. На рынке существует много разных производителей, хотя крупными являются от силы пять - шесть компаний. Каждый бренд делится на разные линейки, которые ещё называют силуэтами. У Nike и Adidas на данный момент по четыре активных силуэта, а у Puma – 2.

Бутсы на любой вкус и цвет

Существует три причины для чего нужны эти силуэты:

1) Маркетинг. Главный его принцип - это разделение клиентов на подгруппы и предложить для каждой категории свой особенный товар. В футболе существует 4 позиции, поэтому крупные бренды для каждой предлагают отдельную модель.

2) Ширина стопы. Если она у вас отличается от стандарта, то вам точно нужно что-то особенное. Если бы у вашего любимого бренда был всего один силуэт, то далеко не факт, что он бы подошел на вашу ногу.

 3) Чтобы у покупателей был выбор. Больше шансов, что вы купите себе бутсы Nike, если будет выбор из четырёх вариантов, а не из одного.

Ценовые уровни

Каждый силуэт любого бренда делится также на подгруппы, которые между собой отличаются по уровню. Например, у Nike есть четыре основных уровня:

- Elitе (для профессионалов); - Pro (средний уровень); - Academу (любительские модели); - Club (совсем упрощенные).

 Ценовые уровни моделей бутс Nike

Бутсы одного силуэта на разных уровнях выглядят примерно одинаково, но имеют серьёзное отличие в технологиях, материалах и стоимости. Разница между самой лучшей версией и самой простой может достигать десятков тысяч рублей!

Загружаю...

Это было сделано, чтобы люди с разным доходом могли покупать бутсы, как у мировых футбольных звёзд. Однако не всем нужна профессиональная модель. Также всегда актуальна тема борьбы с контрафактом - любительские модели стоят почти столько же, сколько подделки из Китая, которые кроме внешнего вида не имеют ничего общего с топовыми моделями.

Типы подошвы

Каждый силуэт и уровень выпускается с несколькими вариантами подошвы.

Каждый играет на полях с разным покрытием и под каждое поле нужна своя обувь. В итоге получается, что каждый бренд имеет около 80 действующих моделей, если учесть все уровни исходя из официальных названий. Наименование любого типа бутс состоит из разных частей. В начале идет название бренда, затем силуэт, потом уровень, а в конце уже тип подошвы.

Бутсы с разными шипами для различных покрытий

Паки и коллекции

Примерно один или два раза в месяц производители обновляют цвета всех своих актуальных моделей и выпускают их в одном стиле. Это называется пак или коллекция. Иногда паки могут относиться к какому-либо событию или явлению. За год набирается от 6 до 12 паков. Производители постоянно обновляют паки, чтобы стимулировать вас чаще покупать новые бутсы. Таким образом сегодняшняя новинка через месяц будет уже устаревшей.

Футбольные мячи

Рынок мячей структурой похож на рынок бутс. На этом конкурентном поле сражаются несколько компаний, но лидерами являются - Adidas и Nike. Эти два гиганта поставляют мячи топовым лигам и продаются намного лучше остальных. В топ брендов по производству мячей входят: Adidas, Nike, Select, Molten, Derbystar, UHLsport,Mitre и Puma. В любительских спортивных магазинах можно встретить непрофессиональные, зато бюджетные бренды Кипста, Демикс и другие.

Структура рынка футбольных мячей

Типы покрытий

В каждой коллекции могут выходить мячи для разных типов покрытий.

1) Натуральная и синтетическая трава. Для таких покрытий делают самые распространенные типы мячей. Они предназначены для большого футбола, для разных возрастов и уровней.

Загружаю...

2) Футзал. В мини-футбол играют мячами, чуть меньшими по размеру. Особенностью тут является наполнитель подкладки, который гасит отскок от паркета. Такой мяч на улице прыгать не будет, а обычный мяч на паркете, наоборот, станет бесконтрольно скакать.

3) Пляжный футбол. Эти мячи сделаны из более легких материалов для комфортной игры босиком. Особенность данного типа заключается во влагостойкости.

4) Уличные покрытия. Чтобы мяч выдерживал игры на асфальтированных или прорезиненных площадках, его делают чаще всего с прочной резиновой текстурой.

Различия в цене

Существует несколько уровней мячей в одной коллекции, которые отличаются друг от друга по технологиям, структуре, качеству и другим характеристикам:

1) Профессиональные или матчевые мячи. Это официальные спортивные снаряды для различных высокоуровневых турниров. Они соответствуют всем стандартам фифа по весу и технологиям. Отлично подходят для игр и тренировок. Особенностью является уникальная текстурированная поверхность, идеально соприкасающаяся с бутсами. Но есть и главный минус - высокая стоимость. Розничный ценник может достигать 10 тысяч рублей.

«Tellstar Мечта» - официальный мяч Чемпионата мира 2018 в России

2) Тренировочные мячи. Этот класс так называется потому, что тут есть несоответствие требованиям официальных матчей. Тренировочные мячи могут внешне напоминать профессиональные, но технологии в них гораздо проще. Стоят они примерно 4 тысячи рублей.

3) Любительские мячи. Самые простые мячи в плане технологий и больше подходят для нерегулярных тренировок, для детей или в качестве недорогого подарка. Они часто намного легче матчевых и тренировочных, имеют менее прочные и незакрытые швы, и играть ими менее приятно. Цена такого снаряда обычно не превышает 2 тысяч рублей.

Загружаю...

4) Сувенирные. Этот тип мячей не предназначен для игр - их часто ставят на полку в качестве аксессуара для дополнения интерьера. Они очень непрочные и довольно быстро развалятся, если ими начать играть.

Размеры

Чем больше размер - тем больше мяч в окружности.

5-й номер - стандартный размер для большого футбола, четверка - для футзала или для тренировок детей до 12 лет, тройка - для 8-летних, размер 2 - для малышей до 4-х лет, №1 - маленькие сувенирные мячи.

Вес мячей одного размера может различаться. Например, профессиональная пятерка тяжелее любительского 5-го номера, а футзальная четверка будет плотнее детского мяча такого же размера.

Очень надеемся, что эта информация поможет вам уверенно себя чувствовать при покупке футбольной атрибутики. Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе всех новостей и эксклюзивных материалов о бизнесе в фитнесе и спорте! Подписывайтесь на канал «EMSport.ru» и будьте в центре событий вместе с нами!

Также предлагаем вам ознакомиться с маркетинговыми стратегиями и историей создания крупных спортивных брендов:

Маркетинговая стратегия Adidas

Разбор маркетинговой стратегии Nike от Фила Найта

История бренда Umbro

Связаться с нами

Если вы ищете помощь различных бизнес направлениях в сфере фитнеса и спорта, мы всегда готовы помочь. Смело обращайтесь за сотрудничеством. Поделимся опытом и знаниями, учитывая ваш запрос и цели. Свяжитесь с нами, и мы обязательно решим ваш вопрос в короткие сроки!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
EMSport.ru