Скандального Гран-при Вегаса больше не будет? «Ф-1» требует $40 млн, переговоры остановили – контракта с городом не оказалось!

Американский хаос.

Гран-при Вегаса громко ворвался в «Формулу-1» в 2023-м с колоссальными затратами в 835 млн на строительство трека и проведение заезда, шоу-открытия и закрытия за 80 млн, скандалами из-за цен на билеты, перекрытием города, недовольством местных жителей и фееричным изгнанием фанатов с трибун с полицией после затянувшейся практики. А ведь эта гонка потенциально – поворотная для всей бизнес-модели главной гоночной серии планеты и вообще всей манеры управления спортивным бизнесом: первый в истории Гран-при, организованный и профинансированный самой «Ф-1»!

Загружаю...

И его последствия до сих пор не отпускают: «Феррари» все еще обсуждает с чемпионатом вопрос компенсации за разбитый отлетевшим дорожным люком болид Карлоса Сайнса, местные все еще недовольны и требуют компенсаций за перекрытия, изгнанные с трибун фанаты все еще судятся.

Но с новым сезоном и публикацией календаря на 2024-й в городе должны были начаться обсуждения подготовки к следующему Гран-при – и, кажется, вал накопившихся проблем вместе со вскрывшимися внезапностями может оставить «Ф-1» без дорогущего новосозданного бриллианта в короне!

Местное издание штата Невада Review Journal выяснило: при подготовке к слушаниям по следующему Гран-при оказалось, что городские власти формально утвердили согласие на проведение гонки на ближайшие 10 лет, вышли на соглашение для первых трех лет, но… Формально так и не заключили вообще никакого контракта на гонку с кем-либо.

Оказывается, как бы со стороны города в сделке (со взносом в $6,5 млн каждый год до 2025-го включительно) приняла LVCVA (The Las Vegas Convention and Visitors Authority. Это бъединение местных главных отелей, казино и прочих заведений с миноритарным представительством городской администрации, работающей над привлечением посетителей. Предполагается, что муниципальных и налоговых денег в ней нет – только взносы участников, но местные жители через исследования распределения арендных отчислений с городских зданий постоянно ставят под вопрос этот тезис.

LVCVA выступает и совладельцем промоутерской организации Гран-при – на 49% она принадлежит самой «Ф-1», а остальные доли – сопромоутерам Live Nation и как раз сообществу местных партнеров.

Загружаю...

Однако с Гран-при вышло, что сам город (пока) не давал обязательств на предоставление улиц и на 10 лет, и на три года, и даже на один прошлый – собственно, вообще никаких прямых обязательств!

Но при эти этом «Формула-1» после проведения первого этапа решила именно городу выставить счет в 40 миллионов долларов – половину стоимости переоборудования и обновление подъездной инфраструктуры к зоне трека и трибун и возведения временных построек, в нагрузку к уже оплаченным городом затрат на перекладку асфальта и реконструкцию нескольких улиц (правда, их амортизация частично распределяется и на перестройку Вегаса к Супербоулу, и реновацию в принципе).

Именно запрос на дополнительную компенсацию расходов перед брифингом вызвал более углубленное изучение юридических обязательств муниципалитета – и в мэрии выяснили: помимо отсутствия у них подписанного контракта, нет и любых дополнительных обязательств! Ведь даже в формальном утверждении срока гонки не прописывались гарантии на ежегодное проведение Гран-при, а особенный временной слот этапа (перед Днем Благодарения) вообще позволяет отменять любые вердикты по его проведению без дополнительных обсуждений, голосований или согласований.

Итог: ближайший брифинг о согласовании деталей Гран-при 2024-го отменен без договоренностей о датах новых заседаний. Если так пойдет и дальше, «Ф-1» в Вегас во второй раз просто не пустят.

У властей Вегаса нет оснований уступать: основная часть локальных избирателей скорее недовольна

«Формула-1» оказалась в ловушке собственной же хитрой системы самоорганизации гонки со сбором всех денег – ведь обычно в сделке участвуют власти города или страны, они платят лицензионный взнос, назначают промоутера и берут на себя базовую работу над инфраструктурой. Интерес муниципалитета в такой ситуации – в росте экономической активности, создании рабочих мест, повышения выручки у местных бизнесов всех типов и дополнительных сборах косвенных налогов.

Загружаю...

В Вегасе серия попробовала оставить муниципалитету только «реновационную» функцию и возможности дособирать налоги, забрав вообще все возможные рычаги воздействия на проведение и организацию заезда. Без участия в контракте городу даже нечего предметно обсуждать, кроме дорожных вопросов – и потому избираемая мэрия в первую очередь заинтересована им и общим удовлетворением локального сообщества от мероприятия.

И здесь как раз широкое общественное мнение оказалось категорически не на стороне гонки: например, только сообщество малых и средних бизнесов вокруг перекрытых и реконструктированных дорог зафиксировало падение выручки за ноябрь 2023-го на $23 млн по сравнению с ноябрем 2022-го. И потребовало компенсаций у города и «Ф-1»!

Дело в ухудшении подъездных путей, самом длительном периоде перекрытия и общем расположении: большинство этих отелей, ресторанов, баров и клубов оказались в таких местах, откуда даже дойти до «трека» стало крайне неудобно. В итоге пока всем обещали колоссальный рост посещаемости, среднего чека и выручки, у них спрос даже обвалился, поставив на грань выживания. А за время реконструкции до этапа часть времени и и вовсе пришлось закрываться позже или раньше, теряя возможность заработать. Оттуда – и требования вернуть недополученное, ведь владельцы и работники никак не влияли на ситуацию. И форматы бизнесов (больше количество маленьких заведений, но с с персоналом в 50+ человек) накопительно создало очень большую массу недовольных вместе с образом «да они повсюду!»

Загружаю...

Обычные жители жаловались на высочайшие в календаре цены на гонку, проблемы с трафиком и невозможность посмотреть на действо с улицы – ведь даже прозрачные пешеходные мосты заклеивали для «сохранения авторских прав», а когда пленки срывали, «Ф-1» вешала специальные решетки для защиты пленки и дополнительные лампы с ярким неприятным светом, чтобы никто даже не подумал все же экспериментировать во время заезда.

Судя по всему, чек за их доустановку числе прочих подобных работ и выкатили городу. Реакция немного предсказуема.

«А должна ли вообще гонка быть полностью скрытой? – задался вопросом Тик Сегерблом – глава Комиссии округа Кларк, куда входит Вегас. – Или, может, наши избиратели должны ее видеть? А можем мы сократить количество месяцев, когда город перекрыт? Много всего произошло, и я пока не встречал никого, кому понравилась бы «Ф-1». Настало время все это выяснить».

А есть ли вообще довольные? Как раз владельцы отелей и казино из LVCVA – у них рекордные выручки из-за «Ф-1»

Однако нельзя сказать, будто Гран-при Вегаса провалился – точно не финансово. Отельеры, операторы и сама «Ф-1» феерически довольны.

«Гран-при оказал феноменальный экономический эффект на долину в тот уик-энд, который исторически у нас не самый популярный», – высказался представитель промоутера на заседании в городской Торговой палате на представлении результата заезда.

На ней LVCVA объявил о привлечении 145 тысяч новых уникальных посетителей Вегаса именно в дни Гран-при, потративших свыше $4000 в среднем в день на человека – в 3,6 раза больше, чем обычный турист в Вегасе. Только за неделю Гран-при посетители города суммарно произвели потребительских трат на $561 млн.

Загружаю...

Отчет Комиссии Невады по азартным играм зафискировал выручку в $821 млн в казино на главной улице города за 4 дня Гран-при – по которой и проходила гонка и на которую пришлась вся основная туристическая билетная программа по просмотру заезда из люксового заведения. Это увеличение на 22,6% по сравнению с тем же периодом в 2022-м.

Общий экономический эффект Гран-при в городе оценили в $1,3 млрд ВВП, а прямые и косвенные дополнительные налоги – в сумму до $100 млн.

Финансовый директор отельной группы MGM Resorts International (управляет примерно третью главных отелей на основном бульваре Strip, по которому и проводили гонку и устраивали продажу билетных роскошных билетных программ за много тысяч долларов с просмотром заезда из ресторанов – важный член LVCVA) объявил о рекордном уик-энде для оператора по чистой выручке, полном разбронировании комнат и достижение «ценового навеса» в 33,7% по сравнению с предыдущим годом.

«Лучший результат в истории компании, – высказался он. – Перебил даже выставку CES в 2019-м. А обычно у нашей компании это самый слабый уик-энд. Так что можно завесить эффект события по сравнению со всеми другими в истории Вегаса за последние года по влиянию на нашу компанию».

Ставочники из подразделения BetMGM тоже крайне впечатлились: Гран-при Вегаса побил рекорд любой другой гонки за всю историю «Ф-1» – причем втрое. Речь и о живых ставках в заведениях компании, и об онлайн-сегменте.

Загружаю...

Другие конгломераты пока не отчитывались о финансовых эффектах этапа, но стоимость их билетных программ были ничуть не дешевле (а многие даже дороже) билетов в отели и казино MGM.

И победный результат восприятия Гран-при LVCVA подчеркнула заказом собственного репрезентативного соцопроса жителей Вегаса на 6 тысяч респондентов: по нему большинство не только приветствовало и признало положительный эффект «Ф-1», но 52,8% поддержали идею проведения гонки еще 9 лет. «Всего» 52,8% или «целых» 52,8% – уже вопрос стороны.

Так кто же победит?

Глядя на рост выручки членов LVCVA, их интерес точно понятен: 6,5 млн взноса точно компенсирован.

Скорее всего, город тоже пока остался в плюсе с учетом ориентировочной стоимости реконструкционных работ в 40-80 млн – и опять же, амортизация растянута еще с учетом Супербоула.

Однако именно потенциальные доплаты и требования компенсаций могут дожечь финансовую волну, оставив муниципалитет с нетто-эффектом в виде разгребания кучи политических и имиджевых проблем перед выборами вообще всех основных управляющих лиц ноябре 2024-го в Вегасе. Да, буквально за пару недель до предполагаемого следующего Гран-при.

«Ф-1» же оставила муниципалитет без прямых переговорных рычагов и столкнула с широчайшим валом рассерженных избирателей. Неудивительно, что реакция мэрии – «Хвост должен перестать вилять собакой».

Загружаю...

Однако всем ясно: все в итоге договорятся. Ведь подобная структура сделки появилась не на пустом месте: город явно хотел отделаться от любых расходов, кроме непосредственной доработки тех улиц, которые и так требовали доработки, но в то же время получить еще больше рекламы, закрыв новыми туристами самый мертвый сезон года. К тому же, для трансформации как спортивной столицы мира и вообще планетарного центра крупных событий планеты Гран-при «Ф-1» отлично подходит.

Серия же увидела редчайший шанс поэкспериментировать с новой финансовой моделью – если вложения в паддок и собственный этап не окупятся в мировой столице тусовок, то в других местах не стоит и не начинать.

Ни мэрия, ни «Ф-1» не представляли объем потенциально разрушительных непредвиденных обстоятельств. И теперь городу пришлось посылать сигнал в стиле: «нет, давайте передоговариваться с новыми знаниями, больше такое не прокатит».

Но и почва, и простор для потенциальной новой сделки вполне есть – пока каждая сторона что-то получила от проведения гонки и заинтересована в продолжении.

Владельцы коммерческих прав на чемпионат уже вложили в Гран-при Вегаса колоссальные 835 млн и им точно требуются годы на полный возврат инвестиций. Отельеры и город все еще хотели бы получать тот же или даже больший эффект от заезда – и буфер у бизнеса еще остался.

Скорее всего, город просто дождется встречного предложения – «Ф-1» снизит сумму запрошенного счета, LVCVA придумает какую-нибудь систему солидарности с «коллегами», а длительных перекрытий и так больше не планируется после завершения прошлогодних конструкторских работ. Город получит возможность собрать все в один пакет, объявить политической победой – возможно, не все избиратели останутся довольны до конца, но полностью удовлетворить каждого невозможно в принципе. Вот и сейчас, после публичного скандала, глава совета вышел с уточнением позиции: цель – не отменить этап совсем, и пока базовым планом остается проведение 21-23 ноября, цель – прежде всего обсуждение всех вопросов вокруг организации, временных построек и минимизиации убытков.

Загружаю...

Правда, в современной США на любой стадии переговоров всегда могут всплыть воинствующие радикалы, желающие полной победы. Тогда процесс застопорится и Гран-при Вегаса действительно больше не состоится – ведь формальные поводы уже обнаружились.

Экспансию «Формулы-1» в Америку ждет очень тяжелый и занимательный важный период – Гран-при «вскрыла» Штаты, но теперь там нужно закрепиться.

Супербоул – в Вегасе. Город становится столицей спорта США: казино и разврат больше не пугают лиги

Владелец «Ф-1» – главная спортивная империя планеты с капиталом $44 млрд. А что еще им принадлежит?

Важнейший Гран-при для будущего «Ф-1»: серия влила $835 млн и перекрыла половину Вегаса

Фото: Gettyimages.ru/Alex Bierens de Haan, Mark Thompson, Chris Graythen

Популярные комментарии
Любитель шпилей
Если посмотреть на ситуацию чуть шире, то абсолютно очевидно, что любое спортивное мероприятие такого маштаба является огромным стрессом для города и сопровождается существенными неудобствами для подавляющего большинства местных жителей. Поэтому все больше этапов переносится в страны, где, скажем так, власти могут позволить себе полностью игнорировать мнение населения и без оглядки тратить миллиарды бюджетных денег на ненужные побрякушки.
vizl
какая каша в голове. Каким боком старый автодром Las Vegas Motor Speedway к новой трассе для F1? Они даже расположены в разных местах
Ответ на комментарий Arksun
Как бы там ни было это всё совокупность факторов.Ненавижу ГП Лас Вегаса.Во-первых много мирных жителей против,во-вторых в Индикар там погиб Дэн Уэлдон и для меня эта основная составляющая,в третьих трассы на СОТА самые кочковатые во всём календаре и причём за много лет с начала 90-х ничё не поменялось.В топку много трасс в Америке.Одного ГП достаточно!!!
banchik1
В общем начинается вполне ожидаемая торговля заинтересантов, а нам остается запасаться попкорном.
Еще 7 комментариев
10 комментариев Написать комментарий