Лучшие фильмы про бокс
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
«У каждого свой вкус», - иногда говорят люди, у которых нет вкуса.
Этот топ будет отличаться от других подобных списков. Обозначим главный критерий: фильм должен быть самодостаточен. То есть во главу ставится художественная ценность фильма, а не сам бокс и статус боксеров. Поэтому сюда не попадут различные низкосортные байопики про великих и не очень боксеров вроде «Каменные кулаки», «Али», «Пазманский дьявол», а также другие подобные «нетленки». Не будет шаблонных фильмов про Рокки, которые мотивировали многих к путешествию на кладбище. Здесь не будет российских фильмов про бокс. Я их за вас посмотрел и скажу, что они отвратительны. Никаких современных пресных голливудских штампов. Поэтому фильма «Нокдаун», где Рассел Кроу с постной миной зарывает свой талант, тоже нет. И вообще, они еще за Макса Бэра ответят. Самого Макса Бэра тоже не будет. «Леди и боксер» пролетает мимо списка. Все-таки фильмы начала 30х слишком наивны, хотя и обладают определенным шармом. Извините за очередное откровенное глумление над дурным вксом, но «Большой куш» с цыганами, «Криминальное чтиво» с боксером Бутчем ближе к этому списку, нежели «Левша» или очередная часть «Крида».
Критерии понятны. Уверен, что у читателей данного блога вкус и IQ сильно выше, чем в среднем по разделу, и вы поняли все, что написано в предыдущем абзаце. Поэтому надеваем монокли, включаем режим сноба и читаем про великие фильмы. Чистое искусство.
«Боец» 2010
IMDb: 7.80
Фильм рассказывает об небольшом отрезке в карьере Микки Уорда, где бокс - просто фон. Социальная драма в лучших традициях «Британской новой волны» выпущенная в США спустя почти 50 лет после пика этой самой самой «волны». Чуть меньше пафоса, преодоления и был бы чистый Кен Лоуч. Но и так хорошо получилось.
Фильм не сконцентрирован на одном главном герои. Это фильм о жизни. Пускай и не в самых гламурных ее проявлениях. Неустроенный быт, персонажи, взятые в аренду у Андрея Малахова, нефильтрованные диалоги. Сам Микки в исполнение Марка Уолберга пытается найти точки соприкосновения с семьей, девушкой, а главное с собой. Получается с переменным успехом. Потому, что все остальные персонажи - настоящие люди, а не декорации. Брат - наркоман, который при всей своей маргинальности любит Микки. Мать, которая использует сына в корыстных целях. Сестры - иждивенки. Отец-подкаблучник. Бывшая жена – стерва. Любимая девушка пытается вытащить его из этой порочной среды, но при этом и сама в ней прочно застряла. И это только основные персонажи. Остальное пространство тоже заселено интересным народом: торчки, вьетнамские иммигранты, злобные копы и т.д.. Даже массовка вносит свой колорит и оживляет маленький городок.
Но особняком стоит актерская игра Кристиана Бэйла, играющего Дика Эклунда, брата главного героя. Смотреть его ужимки очень увлекательно. А его перерождение не выглядит надуманным.
А еще юмор, который не смотрится искусственно вставленным. Он рождается из простых бытовых ситуаций и разговоров простых людей, не склонных к рефлексии. Диалоги валят наповал, даже не пытаясь рассмешить:
- Черт побери, хватит называть меня эмтивишницей, чтобы это не значило.
- Они все шлюхи! Шлюхи они все!
«Кто-то там наверху любит меня» 1956
IMDb: 7.50
Представитель того самого лампового Голливуда. История о жизни и становлении реального бойца Рокки Грациано, сыгранного великолепным Полом Ньюманом.
Парень из низов, мелкий преступник и будущий бандит, попадает в армию и познает бокс. Банальный сюжет? Разумеется. Я вам больше скажу: в конце он выигрывает пояс чемпиона мира. Но это всего лишь скелет сюжета. Восхищает в первую очередь, то, как он вообще дошел до жизни такой. Абсолютно не провисающий сюжет, наполненный событиями и резкими поворотами. Грязные подворотни, военные части, полулегальные бои в прокуренных залах, теневые игры больших дядек и договорные бои. Какой-то артхаус получается, но не на этот раз. Это, пожалуй, самый добрый и солнечный фильм в этом списке. Фильм, который показывает, что даже у самых бесперспективных ребят есть шанс. Картина, где во главе угла стоят в первую очередь семейные ценности и дружба. Да, главный герой не идеален, но он стремится стать лучше. У него, как и у настоящего Грациано, это получается.
Сам Грациано на съемках фильма выступал консультантом и крепко сдружился с Ньюманом. Поэтому и герой получился очень похожим на своего прототипа. Иногда взбалмошный, часто легкомысленный, с хитрой усмешкой и веселыми глазами. А еще вы сможете посмотреть два культовых боя с Тони Зейлом только в этом фильме. Записи этих боев до нас не дошли. Кстати, за постановку боев отдельная благодарность создателям.
«Бешенный бык» 1980
IMDb: 8.10
Старый Голливуд уступил место «Новому Голливуду» и тот не подкачал. Один из ключевых фильмов данного направления. Джейк Ламотта был закадычным дружком героя предыдущего фильма и действие происходит примерно в тоже время. Тем разительнее выглядит контраст между этими двумя фильмами.
Если Грациано любят люди и даже кто-то на верху, то Ламотту вообще никто не любит, включая его самого. Он отвечает этому миру взаимностью. Абсолютно маскулинный персонаж и к тому же, как нынче модно говорить, токсичный. Вспомнил еще одно актуальное слово – абьюзер. Раньше таких называли крутыми мужиками. Он идет к своей цели по головам и ничем не брезгует для достижения успеха. Родственники, знакомые, здоровье, совесть. Это все лишнее. Главное — это чемпионский пояс. Он готов идти до конца сквозь литры черной крови. А принесет ли заветная награда счастье не понятно.
Одна из лучших ролей Роберта Де Ниро. Ему всегда удавались перевоплощения. Он прекрасно смотрелся в роли молодого, расчетливого и принципиального Вито Карлеоне во второй части «Крестного отца». Вошел как влитой в роль надломленного и безумного ветерана Вьетнама Трэвиса в «Таксисте». Но только в «Бешенном быке» уже через десять минут фильма ты забываешь, кто играет Джейка Ламотту. Кажется, что его играет сам боксер.
Хочется выразить уважение Джейку Ламотте. Фильм снят по его мемуарам. Мало кто будет писать такую честную биографию, не боясь запятнать репутацию. Как я и говорил ранее, Ламотта - крутой мужик.
«Малышка на миллион» 2004
IMDb: 8.10
Не ходите, дети, в Африку гулять. «Ну его этот бокс», —говорит нам Клинт Иствуд. Помните, как оно в «Рокки» было. Великовозрастная детина с ограниченными способностями и интеллектом побегал за курицей под крики полоумного тренера, побил эффектно коровьи тушки, покорил лестницу под бодренькую музыку и стал чемпионом. Здесь совсем о другом. Этот фильм, пожалуй, глубже всего проник во суть профессионального бокса. Это неблагодарная работа, требующая полной отдачи. Повторение одного и того же сутки напролет, монотонная работа без права на отдых. Тренировки до тошноты, головокружений и температуры. Возможно, даже без награды, поскольку в другом углу такой же фанатик. А тренеру каково? Воспитываешь чемпиона, а только он пойдет на взлет, так сразу уйдет к другому наставнику со связями. А ведь за дверью зала у них семьи, проблемы, необходимость оплачивать счета. И мало кто способен разделить с ними эту одержимость. Вот об этом фильм. Не зря говорят, что бокс - самый одинокий вид спорта.
Когда включаешь этот фильм впервые, то, судя по названию, кажется, что тебя ждет очередной «Рокки» только женская версия. Но нет. «Малышка на миллион» хороший фильм. Да, это не о марионетках, которых режиссер хоть как-то дергает за ниточки, пытаясь скрыть ущербный сценарий. Не о бесконечной мотивации и даже не о той самой лестнице. Это про бокс и жизнь. Снято со вкусом, очень талантливо и без лишнего глянца. «Каммон, ребят. Клинт Иствуд».
«Рокко и его братья» 1960
IMDb: 8.20
Неизвестно, кому продал душу Ален Делон в 1959 году, но уже в следующем он сначала играет Тома Рипли у Арне Клемана, а затем снимается в легендарном фильме Лукино Висконте. Что же делает данный фильм настолько легендарным? Загибаем пальцы. Большой – сам Ален Делон. Наверняка есть актеры лучше, но никто не способен был передавать эмоции одним только появлением в кадре, одним только взглядом. Рокко в его исполнении немногословен, но по-настоящему живой. И еще радует, что боксеров в старых фильмах играют люди похожие на боксеров, а не перекаченные мутанты. Указательный – удивительная операторская и актерская работа. Улочки Милана, боксерские ринги и тренировочные залы, природа и т.д.. Эффект полного присутствия завораживает. Вот новая локация, а через секунду ты уже внутри кадра. Средний – подбор актеров на все роли. Девушка легкого поведения считывается моментально. Ани Жирардо, едва выйдя в кадр в довольно пуританском наряде и не произнося ни слова, не оставляет сомнений в своей профессии. Юный боксер, как я уже говорил, выглядит как юный боксер. Мать большого семейства именно на нее и похожа. Пропойца и дебошир с каждой ступенькой своего падения меняется внешне. Безымянный – постановка боев. В фильме 1960 года бои поставлены лучше современных поделок. Это вообще законно? Хук слева в финале, выполненный идеально, вряд ли переплюнет кто-то в ближайшее время. Мизинец – музыка Нино Роты.
Пальцы пальцами, но главное здесь все же сюжет. Вначале кажется все незамысловато. Овдовевшая женщина в поисках лучшей жизни и ее четыре сына отправляются в город к уже обосновавшемуся там пятому отпрыску. Дальше простая завязка превращается в настоящую греческую трагедию. Поиск себя в жизни, амбиции, любовь, похоть, насилие, одержимость, моральный долг. Все это замешано в такой адовый коктейль, который перемелет всех героев фильма и к надписи FINE они уже подойдут совсем другими. Если пройдут путь до конца, разумеется.
P.S.: Если вспомните еще какие-то фильмы, подходящие под критерии, то пишите их название. Если вам интересно, то могу написать о худших фильмах про бокс. Таких, к сожалению, много.