«Оранжевые» трансляции
Искренне прошу прощения за долгое молчание. В течение месяца не мог найти подходящей темы, которая могла бы быть вам интересна.
В результате одна новость, пришедшая из Франции, подсказала тему для нового поста. На мой взгляд, новость прекрасно иллюстрирует логичное и разумное отношение к одному из самых популярных спортивных продуктов в этой стране и его потенциальной аудитории и дает много поводов для размышлений о новом виде услуг, доступном спортивным болельщикам.
Суд обязал Orange Telecom, крупнейшего во Франции телефонного оператора (мобильная и фиксированная связь), и провайдера Интернет и IPTV открыть доступ к футбольным трансляциям для всех желающих (а не только собственным подписчикам). Купив права на показ матчей французской футбольной лиги, Orange Telecom (количество подписчиков спортивного канала Orange Sport, распространяемого через IPTV (broadband) около 60 тысяч человек) вздумал ограничить аудиторию только теми, кто подписан на другие его услуги и таким образом спровоцировал подобное разбирательство (разумеется, с подачи конкурентов). Теперь, согласно постановлению суда, оператор (49% рынка) обязан предоставить «картинку» своим конкурентам (SFR и Free по 20% в среднем) в течение месяца или платить штраф в размере 50 тысяч евро в день!
Французское государство оперативно отреагировало на увод футбола в Интернете в одну, пусть даже потенциально крупную потребительскую нишу
Так французское государство оперативно отреагировало на увод футбола в Интернете в одну, пусть даже потенциально крупную потребительскую нишу, сыграв на перспективу рынок неминуемо расширяется и уже начинает теснить традиционные телетрансляции.
Для справки. В данный момент, Orange предлагает как раздельно, так и в комплексе Интернет (вместе с wifi), телефонию и IPTV по ценам от 20 до 35 евро в месяц (при подписании годового контракта). За доступ к Orange Sport нужно платить 6 евро в месяц. Кроме футбола, Orange Sport предлагает своим подписчикам трансляции других популярнейших в стране видов спорта регби и гандбола, а также NBA традиционных зимних, extreme sports и автомотоспорта.
До прошлого сезона монополией на вещательные права французской Ligue 1 (речь идет о внутреннем рынке) владел спутниковый гигант Canal+, принося клубам до 60% от всех генерируемых ими доходов (согласно закончившемуся в прошлом сезоне контракту 600 миллионов евро). С нынешнего сезона и до сезона 2011-12, французская профессиональная лига (LFP) будет получать немного, но больше 668 миллионов. Но что интересно, согласно новому контракту с Лигой Canal+ будет платить только 460 миллионов евро, остальное, чуть больше 200 миллионов евро возросший вклад Orange.
Спрос на спортивный контент во французском Интернете огромен. Согласно обнародованным в прошлом году цифрам, количество подписчиков Orange TV (в который входит Orange Sport) в мае 2008 года равнялось 1,4 миллионам человек, что в 2 раза выше, чем годом ранее (771,000), при этом количество закачек программ по технологии video-on-demand выросло с 440,000 до 1,06 миллионов.
Оператор, действующий также в Великобритании, странах Восточной Европы и ближнего Востока с суммарным годовым оборотом более 50 миллиардов евро до прошлого сезона был титульным спонсором Ligue 1 и Ligue 2 (15 миллионов евро в сезон), попутно владея только правами на трансляцию изображений (лучшие моменты, аналитика, результаты) по мобильным телефонам. Прекрасная иллюстрация того, как коммерческий бренд использует собственность правообладателя (LFP) стратегически решив маркетинговую задачу (узнаваемость), он теперь использует аудиторию, в лояльность которой несколько лет вкладывались силы, время и средства, в качестве собственной потребительской.
Интернет осваивают все новые спортивные федерации, лиги и клубы
Возвращаясь к решению судебной инстанции, можно отметить следующий любопытный факт. Бренд Orange принадлежит France Telecom холдингу с серьезным влиянием государства в капитале (26.7% акций), но даже этот факт не стал помехой для антимонопольных властей страны. В их логичном решении четко прослеживается желание защитить развивающийся бизнес и расширить его возможности. Рост количества пользователей Интернета, постоянное усовершенствование технологий, скорости передачи данных и объемы потраченных гражданами средств на мобильные и особенно интернет-сервисы уже давно очевидны, и в ближайшие несколько лет еще большее количество пользователей спорта в мире полностью перейдет в Сеть и будет наблюдать матчи и турниры оттуда. Соответственно, будет постепенно меняться и структура дохода крупнейших спортивных организаций, действующих как на территории конкретных стран, так и в глобальном масштабе. Речь в первую очередь идет о наиболее развитых рынках США, Канады и Мексики, 3-4 азиатские страны и 5-6 европейских. Войдет ли в их число Россия?
Интернет осваивают все новые спортивные федерации, лиги и клубы. Например, некоторые клубы германской футбольной бундеслиги продали права на свои матчи интернет-платформе Maxdome, другая платформа Laola TV, владеет правами на определенное количество матчей бундеслиги в определенные дни. Многие европейские футбольные клубы организуют собственное вещание, доступное на различных носителях из категории новых media. При этом в некоторых странах аудитория таких носителей доступна для тех категорий рекламодателей, чья продукция не представляется возможной для показа по общедоступным носителям ввиду различных запретов (табак, алкоголь, ставки).
В России пока только несколько поставщиков контента и провайдеров присматриваются к подобному виду услуг, единицы осуществляют показ или планируют его (оговорюсь я имею в виду традиционных интернет-провайдеров вроде Стрима, Акадо или интернет-компаний вроде mail.ru). С правообладателями ситуация еще более зачаточная, и пионером здесь является КХЛ, транслирующая отдельные матчи на своем официальном сайте. В основном, организаторы трансляций предоставляют контент бесплатно. Большинство российских спортивных сайтов сегодня ограничиваются ссылками на ролики с видео-сообществ типа youtube. Но я не сомневаюсь, бум спортивного интернет-вещания в нашей стране неминуем, пускай кризис и несколько отсрочит его.
В качестве хорошего примера приведу Олимпийские игры и их показ на sportbox среди моих друзей и коллег были многие, кто забросил текущие дела и целыми офисами смотрел соревнования, попутно громко их комментируя и нарушая рабочую обстановку.
Среди моих друзей и коллег были многие, кто забросил текущие дела и целыми офисами смотрел соревнования
В связи с этим я хочу предложить аудитории блога небольшой опрос. Особенно мне интересны те, кто находится вне Москвы и Питера. Вы живо интересуетесь различными видами спорта. Футбол, хоккей, баскетбол, биатлон, теннис, фигурное катание и единоборства стоят на первых местах. Также многие из вас наверняка платят за различные онлайн-сервисы платные скачивания музыки и видео, подписки, ставки, знакомства и подарки в известных сообществах, а также давно делают покупки через Сеть. Насколько вам могли бы быть интересны качественные спортивные трансляции через Интернет?
Если нетрудно, оставьте, пожалуйста, в комментариях пару фраз, сопровождающих ваш выбор.
Мой вопрос к вам нисколько не связан с каким-либо конкретным проектом. Он пока, так сказать, текущий.