Спасение утопающих

Вторая точка зрения, собственно, и довела российский спорт до нынешнего состояния – когда, по меткому комментарию юзера delustra в этом блоге, «спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет – не пронесет». Но и первая не вполне конструктивна. По-настоящему прибыльной в России пока не смогла стать даже киноиндустрия (хотя продвинулась к этому, конечно, значительно дальше спорта). Едва ли не все российские кассовые рекордсмены последних лет состоялись лишь благодаря не учтенной в бюджетах фильмов массивной поддержке телеканалов. Если перевести ее в деньги, многие из бюджетов станут отрицательными.

Спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет – не пронесет

Реалии на данный момент таковы, что в обозримом (3-5 лет) будущем отрицательной будет прибыль и подавляющего большинства российских клубов в футболе, хоккее, баскетболе и т.д. Но очень многое зависит от того, как сильно и как скоро будет уменьшатся дефицит их бюджетов – то есть как много клубы сумеют зарабатывать сами. По данным из надежных источников, решение о слиянии «Химок» с «Сатурном» (де-факто – о закрытии первых) губернатор Московской области Борис Громов принял после того, как узнал, что 300 млн рублей, которые он был бы готов выделить на команду в следующем сезоне – это ниже прожиточного минимума в премьер-лиге. Между тем, добавив к этим дотационным деньгам столько же заработанных, «Химки» перекрыли бы бюджет «Амкара», с которым клуб в нынешнем сезоне едва не взял медали. Заработок клуба в 300 млн – задача непростая, но все-таки реальная. Треть этой суммы можно было бы получить, собрав аншлаги на всех 15 матчах новенькой арены при средней цене билета в 400 рублей. Треть – реализовав пару-тройку средних футболистов. А треть при должных усилиях можно добрать на доходах от телевидения, мерчандайзинга, сдачи стадиона в аренду и продажи рекламных возможностей.

Загружаю...

Только, увы, предпосылок к аншлагам нигде в России, кроме Самары и Питера, пока нет, да и там они случаются далеко не всегда. Продавать «Химкам» особенно некого – ликвидных футболистов у команды к моменту кризиса оказалось не много. А заниматься мерчандайзингом и обхаживать настоящих (а не привлеченных областью) рекламодателей там никогда особенно не учились – деньги поступали и без того. «Химки», к слову, в итоге спасут – но не болельщицким рублем или менеджерской прозорливостью, а волей все тех же «хмурых людей в пиджаках».

Даже в третьей лиге средняя посещаемость «Лидса» не опускается ниже уровня 27 000 человек

За последнее десятилетие вопрос выживания вставал перед десятками европейских клубов – но все, имеющие большую лояльную фанатскую аудиторию неизменно возвращаются на серьезный уровень. В Италии «Наполи» и «Фиорентина» даже в низших дивизионах собирали на своих стадионах больше, чем самые посещаемые российские клубы – и теперь оба снова принадлежат к пятерке лидеров серии А. Мадридский «Атлетико», скатившись в «сегунду» восемь с половиной лет назад, сумел даже повысить свою посещаемость (а с ней – и доходы), достаточно быстро вернувшись в разряд богатейших команд Испании. Скоро и у Англии будет свой пример такого рода – «Лидс». После полуфинала Лиги чемпионов-2001, напомним, в этом клубе совершили все мыслимые и немыслимые менеджерские ошибки, что привело к двойному понижению в классе, очковым штрафам и распродаже игроков задешево. Но не отвратило от команды всех болельщиков: даже в третьей лиге средняя посещаемость «Элланд Роуд» не опускается ниже уровня 27 000 человек в среднем за матч. Это позволило «Лидсу» выйти из финансового пике и даже показать по итогам последнего года прибыль (почти миллион фунтов). Теперь команде есть на что улучшать состав и результаты, а значит – и возвращать на трибуны остальную аудиторию и рекламодателей.

Загружаю...

У биржевиков есть термин «дно», означающий некий минимальный уровень стоимости акций, ниже которого им уже не упасть. У любого сколько-то популярного западноевропейского клуба такое дно тоже имеется – ведь разорение и падение в низшие лиги, кроме понятных проблем, означает еще и существенное снижение расходов. А настоящая болельщицкая любовь (и болельщицкие деньги) не иссякает. Те же «Наполи» с «Атлетико», сумев от своего «дна» оттолкнуться, быстро всплыли наверх. Не сомневаюсь, что в течение 5-6 лет вернется в премьер-лигу и «Лидс». Но есть ли такое дно у «Химок» или вылетевшего во вторую лигу московского «Торпедо», я вот сказать не возьмусь.

PROспорт N 23 – 24 (114)

15 декабря 2008 — 25 января 2009

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Игра миллионов
Популярные комментарии
AiNo03
еее, Лидс - это круть))
AiNo03
Кстати, Нотингем Форест показывает там же 2-ой показатель по посещаемости.
destination-football
Хорошее сравнение, с вином. Ведь для большинства не только потребителей но и специалистов разница между вином в 50 и сто долларов за бутылку несущественна и с ростом стоимости практически нивелируется. Отличия большинства производителей лишь в маркетинге, в истории марки. При этом наши научились выращивать вполне приличный виноград и производить вполне приличное вино. Так и в футболе. Научитесь выращивать хороших футблистов, пускайте их в дело и не нужно для создания клубов российского уровня закупать сверхдорогих футболистов - элитный виноград. Простой потребитель разницы почти не почувствует. Поэтому наш виноград надлежащего качества давно уже добавляют в заграничное элитное вино. А для создания элитного вина недостаточно элитного винограда. Все равно нужна история.
Ответ на комментарий Gauche
Как зачем? Знамо дело, для удовлетворения имперских амбиций :-) Посмотрел: не совсем точно тут написалось. Я не имел в виду, что для 33-го стали использовать импортное сырье, просто мне кажется: то, что творится сейчас с российским футболом, абсурд в той же степени. Помню, грешен по молодости, вкус бормотухи (такое не забывается), и вообще не уверен, что там присутствовал виноград – скорее, тухлые яблоки. Но помню также: было недорогое хорошее вино, российское. Кое-что делать у нас все же умели. Так что, пожалуй, не надо всех разгонять – надо создать режим, при котором те, кто что-то в этом смыслит, были заинтересованы в максимально возможном улучшении качества. Лучшее из имеющихся традиций надо как-то обогатить опытом со стороны. Процесс ведь зависимый от множества нюансов, крупных и мелких. Может получиться продукт не такой уж и разэлитнейшний, но вполне ходовой.
Еще 61 комментарий
64 комментария Написать комментарий