Экономический кризис и футбол
Новости о влиянии экономического кризиса на футбол начали поступать с угрожающей регулярностью правда, исключительно из-за границы. Крупнейший в истории мирового футбола контракт в области титульного спонсорства, заключенный американской страховой компанией AIG и «Манчестер Юнайтед» (американцы платят за несколько квадратных сантиметров на футболках «МЮ» $28,2 млн в год) сейчас под угрозой. С июля, когда блог «Игра миллионов» открылся подробным рассказом об этом рынке, акции компании упали в несколько раз, а саму AIG от разорения спасли в итоге лишь американкие власти посредством ее национализации.
В прошлом году британское правительство аналогичным способом сохранило банк Northern Rock, благодаря чему спонсор «Ньюкасла» сумел-таки исполнить свои обязательства перед клубом. А вот «Вест Хэм» денег от титульного спонсора уже не получит. XL, третий по величине британский туроператор (его 3-летний контракт с лондонским клубом оценивался в $15 млн), разорился в начале нынешней осени, и «молоткам» пришлось заклеить эти две буквы на своих футболках номерами. По данным eufootball.biz, в сложной ситуации на данный момент находятся спонсоры еще нескольких клубов премьер-лиги «Уигана», «Мидлсбро» и «Сток Сити». А если говорить о небританских командах, то под вопросом прежде всего перспективы спонсора «Андерлехта» и «Фейенорда» финансовой корпорации Fortis. Не случайно сезон-2008/09 стал первым за 16-летнюю историю премьер-лиги, когда рынок титульного спонсорства показал отрицательную динамику: вместо прошлогодних $138,3 млн клубы заработают лишь $123,6 млн. Точнее, заработали бы, если бы не череда банкротств.
Ну, перестанут «тоттенхемы» покупать дарренов бентов за $35 млн ничего страшного
Впрочем, преувеличивать влияние проблем перечисленных корпораций на футбол не стоит. Они не содержат упомянутые команды, как «Газпром» содержит «Зенит» или власти Татарстана «Рубин». Титульные спонсоры формируют лишь около 5% совокупного 2,8-миллиардного (в долларах) бюджета 20 команд премьер-лиги. Куда значительнее английские клубы могут пострадать от колебаний болельщицкого спроса, который впрямую (в виде сборов от продажи абонементов, билетов и атрибутики) формирует примерно треть их доходов. Пока явных признаков падений этого спроса не зафиксировано, но оценки большинства британских аналитиков уже всерьез настораживают. Почти все они сегодня находятся в диапазоне от «пик роста давно пройден» до «английский футбол ожидает спад болельщицкого интереса». В нынешнем сезоне рост и без того высоких цен билетов на матчи премьер-лиги составил 7,2 процента. А средние затраты одного активного, стадионного фаната на каждый матч (включающие в себя цену билета, расходы на еду/напитки на стадионе, программку, а также дорогу, если матч выездной) впервые превысили отметку в 100 фунтов. Сегодня эти расходы, по подсчетам Virgin Money football fans’ inflation index, составляют 106 фунтов (примерно $200) на 36% больше, чем два года назад, когда компания Virgin начала вести такие подсчеты. Согласно опросу 3800 фанатов английских клубов, проведенному все той же компанией, 26% планируют в новом сезоне сократить количество посещенных матчей. Согласно другому (но тоже многочисленному более 1000 респондентов) социсследованию, 75% английских фанатов считают цены на футбол завышенными.
Финансовая устойчивость клубов АПЛ в огромной степени зависит от способности английских болельщиков сохранять прежний уровень расходов в условиях кризиса но не только от этого, есть и другие факторы. Общемировые проблемы с ликвидностью уже как минимум на год (до сезона 2012/13) отодвинули планы «Ливерпуля» по возведению новой, так давно ожидаемой суперарены вместимостью 60 тысяч и стоимостью 400 млн фунтов. Начало строительства планировалось на март, но работы не начаты до сих пор: найти кредитора под такой проект реальным сейчас не представляется. А ведь продажа клуба американцам Тому Хиксу и Джорджу Джиллету во многом была мотивирована необходимостью строительства новой арены по соседству с добрым, но слишком уж старым «Энфилдом».
В этой связи кажется естественной активизация разговоров о продаже клуба каким-то очередным арабским покупателям, особенных проблем с ликвидностью не имеющим, и «Ливерпуль» не единственный клуб, вокруг которого вьются слухи такого свойства. На днях Observer раскопал историю о возможной продаже «Тоттенхема» группе инвесторов из Сингапура. По данным британского еженедельника, владелец 80% акций лондонского клуба Джо Льюис, активный игрок фондового рынка, потерял на кризисе около 400 млн фунтов (прежде всего на крушении американского инвестиционного банка Bear Stearns), и теперь намерен выручить близкую к этому сумму на продаже «Тоттенхема». Главным инструментом этой сделки Observer назвал Пини Захави (подробнее о британско-израильском «суперагенте» здесь), с помощью которого Роман Абрамович в свое время выкупал «Челси». Что добавляет слухам правдоподобности: летом 2003-го тандем Абрамович/Захави вел переговоры не только с «Челси», но и с тем же «Тоттенхемом».
Российский футбол еще не обрел достаточно больших рыночных доходов, чтобы бояться их потерять
Чем грозит этот кризис премьер-лиге? Некоторое падение доходов возможно, но краха все же ждать не стоит, даже при самой плохой экономической коньюнктуре. Прежде всего благодаря устойчивому интересу зарубежных инвесторов (да и зарубежных болельщиков тоже), даже в условиях кризиса ничуть не угасающему. Ну, перестанут «тоттенхемы» покупать дарренов бентов за $35 млн ничего страшного. Средняя стоимость форварда по итогам летней трансферной компании в АПЛ составила безумные $20 млн (а всего летом-2008 20 команд лиги потратили на трансферы почти миллиард!), и в этих условиях некоторое затягивание поясов и более рациональный подход к тратам английским клубам, пожалуй, пойдет только на пользу. Куда интересней поразмышлять о влиянии кризиса на российский спорт и футбол в частности. Опрос корреспондентами Sports.ru спортивных менеджеров на этот счет (будет опубликован на следующей неделе) пока не принес особенных результатов. Большинство либо не видят предмета для разговора, либо никакого влияния кризиса не ощущают. А Юрий Белоус даже полагает, что кризис сыграет на руку российским клубам их финансовая мощь на фоне приостановивших свой экономический рост западных лиг будет еще ощутимее.
Эти слова отставного менеджера, не в пример остальным, звучат вполне разумно. Платежеспособность российской аудитории пока слишком мало влияет на бюджеты наших клубов (билетные сборы и продажи атрибутики не составляют и десятой его части), чтобы как-то заметно их подорвать. Вероятные колебания рекламного рынка (а многим комапниям придется снизить маркетинговые бюджеты) также не затронут клубы слишком сильно: на рекламе они пока зарабатывают не много. Бюджеты российских клубов по-прежнему в основном обеспечиваются либо государственными деньгами, либо сырьевыми, а никакого фундаментального падения рынков нефти, газа или какого-нибудь никеля не предвидится. Хотя бы в этом российский футбол (и спорт вообще) устойчивее западного: он еще не обрел достаточно больших реальных рыночных доходов, чтобы бояться их потерять.