Верните наш 2018-й. К пятилетней годовщине чемпионата мира по футболу в России
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Пять лет назад в Москве прошёл финал чемпионата мира по футболу, победу в котором, как все, наверное, помнят, одержала сборная Франции.
Всё-таки не устаёшь поражаться, как быстро летит время. Казалось бы, буквально вчера мы наслаждались сказочной атмосферой домашнего мундиаля и неистово радовались совершенно неожиданным успехам нашей сборной, а, оказывается, с того жаркого во всех смыслах лета прошло уже целых пять лет. Вообще-то пять лет – это не так уж и много, но с тех пор мир вообще и Россия в частности изменились настолько кардинально, что иногда кажется, что всё это было в какой-то прошлой жизни. До н.э. Кстати, некоторые остряки расшифровывают эту аббревиатуру как «до начала эпидемии», имея в виду пандемию Covid-19. И действительно, пандемия ковида, без всяких преувеличений, разделила нашу жизнь на «до» и «после».
Нет, не зря президент ФИФА Джанни Инфантино называл чемпионат мира в России лучшим в истории. Понятно, что нечто подобное он произносит после каждого мундиаля как дань уважения и благодарности организаторам. Это такой своеобразный политес, не более того. Этими же словами Инфантино охарактеризовал чемпионат мира в Катаре, который при всём желании к лучшим не отнесёшь. Мне он лично больше запомнился пустыми фан-зонами и почти полным отсутствием праздничной атмосферы в стране, а также скандированием «Queremos cerveza!» («Мы хотим пива!») в исполнении фанатов сборной Эквадора на матче-открытии против сборной страны-хозяйки, которая продажу пива на стадионах запретила. Кстати, тем самым, говоря начистоту, кинув руководство международной федерации футбола, которая уже довольно давно, с 1986 года, сотрудничает с AB InBev – крупнейшей пивоваренной компанией мира. Да, Катар – исламская страна, где реализация алкоголя запрещена, но изначально тамошние шейхи были готовы на месяц, в течение которого будут проходить игры чемпионата мира, сделать исключение. А потом, за два дня до старта чемпионата, королевская семья Катара приняла решение запретить продажу любимого многими фанатами пенного напитка на стадионах. Купить его можно было лишь в официальной фан-зоне в Дохе и ещё буквально в нескольких местах, а внутри стадионов болельщикам приходилось довольствоваться безалкогольным пивом.
Интересно, что на словах катарцы всячески декларировали желание перенимать наш положительный опыт, но на выходе, как по мне, у них вышел полный пшик практически по всем параметрам. А по поводу пива вопрос на самом деле неоднозначный. Я сам, будучи принципиальным противником алкоголя, не являюсь приверженцем продажи пива во время футбольных матчей, но здесь вопрос в другом – нельзя менять правила игры в последний момент, ставя партнёра в неудобное положение. Инфантино, понятное дело, пришлось делать хорошую мину и произносить дежурные слова про «лучший чемпионат в истории», но, полагаю, в глубине души он всё прекрасно понимал.
В России никаких проблем с пивом не возникло, хотя на тот момент на наших стадионах пиво также не продавалось на играх чемпионата и Кубка страны. Правда, не по религиозным причинам, но тем ни менее. В наших политических и футбольных верхах позиция «держать и не пущать» в отношении пива имеет очень много ярых приверженцев, которые последовательно и бескомпромиссно её отстаивают, приплетая какие угодно резоны и аргументы. Но в чём прелесть России – на время подобных турниров она как будто полностью преображается, становясь этаким раем либертарианца, когда, как тени в полдень, магическим образом исчезает большинство запретов и ограничений, действующих в обычное время. Так произошло и тогда, в 2018 году, когда, согласно имеющейся статистике, на стадионах было выпито порядка полутора миллионов литров пива (доля безалкогольного составила около 2%). Вместо с пивом было съедено 576024 хот-дога, 113499 гамбургера, 19731 пряник и 18937 порций мороженого. Как говорится, праздник удался.
Чемпионат мира-2018 проходил в 11 российских городах с 14 июня по 15 июля. Я убеждён, что, несмотря на пять прошедших лет, перипетии того невероятного лета до сих пор не изгладились и ещё не скоро изгладится из памяти россиян и тех тысяч иностранных болельщиков, которые посетили нашу страну во время проведения мундиаля. Нам всем явно есть что вспоминать и о чём грустить, ибо совершенно очевидно, что этот чемпионат удался на славу. С организационной точки зрения, я думаю, вообще никаких претензий быть не может – всё было организовано по высочайшему разряду. Впрочем, иного трудно было ожидать, учитывая огромный объём ресурсов, затраченный на подготовку и проведение чемпионата, а также тот богатый опыт по этой части, который имеет наша страна. Мы, пожалуй, как никто умеем организовывать масштабные международные турниры, что было доказано, в олимпийском Сочи и на многих других соревнованиях меньшего масштаба. И на футбольном чемпионате мира всё также вышло на пять с плюсом. Да, были отдельные шероховатости – не хватало транспорта для доставки болельщиков из аэропортов и вокзалов до стадиона, завышались цены на жильё для гостей турнира, но в целом всё было в порядке – и сами стадионы, и атмосфера в городах, принимающих мундиаль, и работа многочисленных волонтёров. Даже наши полицейские держиморды на этот месяц стали образцами толерантного и корректного отношения к окружающим. Словом, сплошной позитив по всем азимутам.
Ну а венцом всего этого стала «нога Бога» Игоря Акинфеева и вообще превосходное выступление нашей сборной, выбившей в 1/8 финала грозных испанцев, а в ¼ финала лишь в серии пенальти уступившей не менее грозным тогда хорватам. Чего греха таить, мы привыкли ругать нашу сборную и наших футболистов почём зря, и часто действительно было ха что. И если вспомнить, то даже накануне того чемпионата вовсю звучала критика в адрес главного тренера и игроков, а некоторые выступали чуть ли не с петициями об отставке Станислава Черчесова. Как тут не вспомнить, что и перед Евро-2008 на фоне невразумительных и по игре, и по результатам товарищеских матчей сборная подвергалась весьма суровой критике, а в её хоть сколько-нибудь успешное выступление верили лишь самые отчаянные оптимисты. Как всё получалось в итоге – и в 2008, и в 2018 году – мы все помним.
Чемпионат мира-2018 стал по-настоящему всенародным праздником и ещё раз доказал, что футбол как самая массовая игра на планете способна объединять множество людей с самых разных концов планеты. А ещё мы увидели, что Россия может быть вот такой – открытой, дружелюбной, гостеприимной, хлебосольной, дарящей тепло и позитив как своим жителям, так и гостям. И ведь подобная атмосфера была не только в Москве на легендарной Никольской улице, но и в остальных 10 городах, в которых проходили матчи и для жителей которых приезд звёзд мирового футбола стал событием грандиозного масштаба и значимости. Понятно, где-то она ощущалась в большей степени, где-то в меньшей, но катарского уныния точно не наблюдалось нигде.
Кто знает, доведётся ли нам ещё когда-нибудь пережить подобное. Хочется верить, что да, хоть сегодняшние реалии к этому и не располагают. Не хочется сейчас опять рассуждать на вечную тему «спорт вне политики», всё равно от этого ничего не изменится. Просто будем верить, что нынешние смутные времена пройдут, а отечественный спорт вернётся и вновь напомнит о себе яркими событиями и громкими победами. В конце концов, всё проходит, пройдёт и это.