Виктор Гусев с новым шоу. Первый выпуск про Хави
В новом проект канала «Суперлига» известный комментатор в уютной атмосфере рассказывает яркие истории про звёзд мирового футбола.
Герой первого выпуска — Хави Эрнандес, легендарный полузащитник «Барселоны» и сборной Испании. История и путь выдающегося футболиста, который приводил свой родной клуб к чемпионству в качестве игрока и тренера. Внизу несколько интересных отрывков из биографии Хави, а полный выпуск можно посмотреть на Youtube. Подписывайтесь на канал и участвуйте в конкурсе под выпуском.
В 19 лет Хави получил комплимент от короля Испании.
В Хави 1999-м выиграл молодежный чемпионат мира. Турнир проходил в Нигерии, и сборная Испании жила в гостинице деревни Кадуна, где было адски жарко, давали скверную еду и шастали ящерицы.
Все игроки Саеса похудели на 3-4 кг, но это не помешало им обыграть Бразилию с Роналдиньо и других соперников. Правда, когда на церемонии вручения наград лучшим игроком признали малийца Сейду Кейта, испанцы покинули зал в знак протеста. Вряд ли кто-то мог тогда предположить, что через девять лет тот самый Кейта заиграет с Хави в полузащите «Барселоны».
А тогда, в 1999-м, вернувшись в Испанию, Хави отправился с командой на торжественный прием в королевском дворце и услышал от Хуана Карлоса I: «Мне очень нравится, как ты играешь». Вскоре состоялась еще одна волнительная встреча.
Из-за конкуренции с Гвардиолой Хави хотел уйти в «Милан» – не позволила мама
Вице-президент «Милана» Адриано Галлиани прилетел на матч «Барсы» со сборной Бразилии, приуроченный к столетию «сине-гранатовых» и предложил Хави четырехлетний контракт, а его отцу – место в академии «Россонери». Кроме того, Эрнандесы получили бы особняк и пакет бесплатных билетов в Барселону.
Галлиани заверил, что главный тренер «Милана» Альберто Дзаккерони хочет сделать ставку на Хави и видит его в центре поля рядом с Деметрио Альбертини. К тому времени Гвардиоле было всего двадцать восемь, и Хави не имел постоянного места в стартовом составе «Барселоны», поэтому всерьез размышлял над предложением Галлиани.
«Я хотел играть, а «Милан» мне это гарантировал, – вспоминал Хави. – По истечении контракта с итальянцами мне было бы всего двадцать три. Полные карманы денег, полная свобода, иди куда хочешь.
На семейном совете отец и братья уверенно заявили: «Надо ехать, такое выгодное предложение поступает раз в жизни». Но мама настояла: «Нет, нет и еще раз нет. Ты должен остаться. Именно в «Барсе» тебя ждет большое будущее». В тот момент кровь моего дедушки Жауме бурлила в ее венах как никогда прежде». И после долгих споров она заявила отцу: «Если Хави уедет – я подаю на развод!»
В итоге Хави подписал новый пятилетний контракт с «Барсой» – с ежегодным повышением зарплаты.
До Иньесты Хави называл любимым партнером Филиппа Коку
Возглавив «Барсу» в 2003-м, Франк Райкард убрал Хави в запас и сделал в центре поля ставку на Коку и Жерара Лопеса. Стартовала команда так себе, одержав лишь две победы в семи первых турах, а в девятом – против «Мурсии» – Райкард выпустил Хави на замену и уже через двадцать пять минут тот забил, сделав счет 2:0.
С тех пор Хави уже не выпадал из основы и по просьбе Райкарда стал чаще бить по воротам, установив новый личный рекорд результативности – 5 голов.
Хави говорил, что уверенностью его заряжал партнер по центру поля – опытнейший голландец Филипп Коку. «Его присутствие рядом позволяло мне играть более рискованно.
Коку понимал меня лучше всех и я знал, что он всегда подстрахует. Благодаря его мудрым подсказкам я много научился, а после его похвалы я просто летал по полю и ощущал себя крутым игроком.
Я не понимал, почему «Барса» не продлила контракт с Коку. Как иностранец, который очень быстро выучил язык и адаптировался, он стал бы примером для новых игроков «Барсы».
Хави плакал, когда «Барса» вышла в финал ЛЧ – он не мог играть из-за разрыва крестов
В следующем сезоне – в матче Лиги чемпионов против «Милана» – Хави играл так здорово, что на трибунах «Камп Ноу» впервые запели его имя.
«Я не знал, что делать, – признался Хави. – Помахать болельщикам или не стоит? В итоге я сосредоточился на матче, а потом Роналдиньо забил в девятку и поле мы покидали в обнимку. Я чувствовал, что провел лучший матч за «Барселону».
Следующую Лигу чемпионов «Барса» выиграла, но весь плей-офф Хави пропустил из-за разрыва крестообразных связок на тренировке. Он вспоминал: «Я потерял всю мышечную массу в ноге. Появился страх перед возвращением на поле – ведь я знал, что после таких травм многие уже не возвращались на прежний уровень.
Меня мучила зависть, когда без меня «Барса» побеждала в плей-офф Лиги чемпионов. А когда парни прошли «Милан» и вышли в финал, я просто расплакался».
По опросу France Football, Хави вошел в сборную лучших игроков мира за всю историю футбола – с Яшиным, Марадоной, Пеле и другими легендами
«Трудно поверить, но когда-то считалось, что Иньеста будет моим конкурентом в составе, – говорил Хави. – А мы оказались идеальными партнерами, понимающими друг друга без слов. Когда на поле я испытывал давление и дискомфорт, всегда пасовал Андресу, потому что он не терялся даже под прессингом трех соперников и возвращал мне чувство игры».
Дуэт Хави и Иньесты – один из самых впечатляющих на нашей памяти, особенно если говорить о полузащитниках, но, когда в 2021-м журнал France Football попросил 140 журналистов выбрать лучших игроков в футбольной истории, из сине-гранатового дуэта в топ-11 вошел только Хави. Компанию ему составили Яшин, Кафу, Беккенбауэр, Мальдини, Маттеус, Марадона, Пеле, Месси, Роналдо и Роналду.
«Попадание в этот список – важнее, чем Золотой Мяч, – говорил Хави. – Меня выбрали как представителя стиля игры лучшего поколения в истории «Барсы» и лучшего поколения в истории сборной Испании.
Я вошел в сборную как оборонительный полузащитник, но отбор мяча не был самым сильным моим качеством. Зато у меня были интуиция и позиционное чутье.
Я отбирал мячи, потому что команда высоко прессинговала. Мои плюсы были не в оборонительных действиях, а в созидании, в стремлении подумать, как атаковать, еще до приема мяча. Этому учил Йохан Кройфф. А я адепт кройффизма и горжусь этим. Я представитель не силы, ярости или агрессии, а понимания футбола».