Медиафутбол заберет у профессионального футбола последнюю аудиторию?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Текст написан в мае 2023-го, а задумывался летом 2022-го в контексте белорусских реалий

Пару лет назад друг писал, что в будущем за киберспортом будут следить больше, чем за классическим. Условно говоря, игра фиферов новой аудитории будет интереснее матча Лиги чемпионов. Но появился медийный футбол. Куда все движется?

7 мая играли минское «Динамо» и солигорский «Шахтер». В принципе, топовый матч в наших широтах. Но на фоне последних новостей как-то сбились координаты. Плюс на выходе зрелища не получилось.

Давно хотел написать про другое. И вот зацепка/инфоповод. Этот матч посетил Эльхан! 

Где-то в марте ветераны/легенды «Динамо» в Минске играли с «Амкалом» (известной медиакомандой, если чо). Интерес к игре подогревали тем, что также в матче примет участие некий секретный игрок. Хотелось предположить, что им станет Леманн или Пирес, приглашенный Алексом Глебом. Но уже после построения команд диктор объявил: секретный игрок под номером 0 – Эльхан. Мы переглянулись: «Кто это?». А мальчик лет 10 по левую руку от меня прокричал: «Вау! Ничего себе!». Его мама рядом радовалась, что сын так счастлив. Позже он убежал на другие места, откуда заряжали мемную кричалку «Мы – «Амкал», а вы – нет». 

Загружаю...

Когда «Амкал» в первый раз приезжал в Минск в 2019-м, ко мне на работе подошла коллега, спрашивая, как можно бесплатно достать билет на матч. «Амкал» тоже играл с легендами «Динамо», но за день до этого пришли на игру чемпионата Беларуси для автограф сессии. Коллега говорила, что ее сын тянет на матч, чтобы сделать селфи с кумирами. В итоге многие пришли, запили сэлфаки и ушли. Матч чемпионата Беларуси их не интересовал. Только желание дотронуться до героев, которых смотрят на ютубе. 

В 2022 году-то где-то в конце лета на стадионе смотрел матч «Динамо» и «Минска». На ряд выше сидели два парня лет 12-14. Они, как понял, занимаются в разных футбольных школах. Между собой они говорили про медиафутбол и перечисляли, какой букмекер спонсор у каждой из команд в МФЛ (медийная футбольная лига). То есть они знают у кого – «Пари», в кого – Фонбет, Винлайн и так далее… Маскот Динамоша подошел к ним. И они спрашивают: «Динамоша, а ты шаришь за медиафутбол?». Маскот переспросил, что это такое. Ребята посмеялись. Услышав в объяснении слово «Амкал», Динамоша сориентировался и рассказал, как работал на их минской игре, чем вызвал любопытство мимолетных собеседников.

Мой племянник тоже следил за медиафутболом. Один хоккеист «Динамо» держал в курсе, как недавно сыграли «Амкал», 2Drots. И говорил, что в хоккее тоже появляются такие команды. Чуть позже «Амкал» и 2Drots заявились в Кубок России и даже прошли пару начальных раундов.

Александр Филимонов, известный по игре за «Спартак» и сборную России в конце 90-х и начале 2000-х рассказывал: «Как-то приезжал в альма-матер, спартаковскую академию – там куча народа. Думаю: вот сейчас ко мне дети побегут, будут брать автографы… И они действительно бегут: «Вот он, вот он!» Наверное, ко мне? И тут вижу, что вся эта толпа несется к блогеру, который там что-то снимает на видео. Понял, что я в этой ситуации уже «ни о чем». А когда стал тренировать в Медиалиге, меня снова начали узнавать дети, потому что я тренер «Ромы». Был на мероприятии в Липецке – подходят: «Александр Владимирович, удачи вам!».

Загружаю...

Наступила другая эпоха. Если мне еще в начале 2000-х было интересно смотреть по ТВ Лигу чемпионов и ходить на матчи чемпионата Беларуси, ждать у раздевалки Макса и Юру Цыгалко для автографа (правда, таким я занимался всего пару раз), то теперь юной аудитории нужен другой контент. Веселые футбольные или околофутбольные персонажи на YouTube им интереснее даже чем топ-звезды большого футбола. Что уж говорить про чемпионат Беларуси. 

В чем феномен? Мы живем в эпоху сериалов. Нужные зрелища, челленджи, пранки, баттлы, панчи, конфликты. Частые повороты сюжета. В медиафутболе все это легко подается, с шуточками, нарочито эпатажным поведением, с где-то искусственно созданными конфликтами и трэш-токами. И это интереснее зумерам, чем 90 минут игры и выверенными ответами на пресс-конференциях и интервью. Это одновременно футбол, шоу, камедиклаб, стендап… Все что захочешь. Трансляции матчей на высоком уровне с раскованным комментированием. И продолжением сериала в выпусках на ютубе. 

Конечно, тут не только про клики и просмотры. Медиафутбол – шанс сделать фильм «Гол» былью. Про что говорил Василий Уткин и другие. Из медиафутбола уже переходили в профклубы. 

Еще деталь. Финал испанской медиалиги собрал 92 тысячи зрителей на Камп Ноу. Эту лигу будет раскручивать Пике. Там есть команды Агуэро и Касильяса. Там играет Роналдиньо. Там будет играть Джибриль Сиссе и другие. Ветераны футбола и футбольные блогеры готовы забирать аудиторию.  

Загружаю...

Задача любого клуба, лиги, вида спорта – подтягивать молодую аудиторию, которая будет потреблять именно этот продукт, потом будет приносить деньги, а затем приведет своих детей. Если топ-клубы и топ-лиги еще вырулят, то за тенденцию в белфутболе тревожно. Там зрительский интерес и так падает из года в год. А на фоне последних событий белфутбол еще больше будет маргинализироваться. Кажется, будут следить только приближенные люди, стойкие адепты и просто по инерции. С другой стороны, это интересный вызов для маркетологов, промоутеров. Только надо запастить атомным энтузиазмом, буддистским терпением, смирением.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
чувстVOVAть игру